г. Москва |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А40-205389/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Нестеровой М.Е. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ФАС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2023 по делу N А40-205389/22,
по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (628403, ХМАО - ЮГРА, СУРГУТ ГОРОД, МАЯКОВСКОГО УЛИЦА, 15, ОГРН: 1028600587069, Дата присвоения ОГРН: 10.10.2002, ИНН: 8602017038)
к Федеральной антимонопольной службе (123001, ГОРОД МОСКВА, САДОВАЯКУДРИНСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 11, ОГРН: 1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 24.06.2022 N ВК/60990/22
при участии:
от заявителя: |
Абдуллаев Ф. М. дов. от 25.06.2021, Степанюк С.Ф. дов. от 16.12.2021 |
от ответчика: |
Белехова Ю.В. дов. от 01.11.2022, Стрелкова Н.И. дов. от 20.12.2022 |
УСТАНОВИЛ:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (заявитель, предприятие, СГМУП "ГТС") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения ФАС России (ответчик, антимонопольный орган), изложенного в письме от 24.06.2022 N ВК/60990/22, о возврате тарифного заявления Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" от 29.12.2020 N 12330.
Решением от 07.02.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 29.12.2020 СГМУП "ГТС" в адрес Федеральной антимонопольной службы и Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было направлено Заявление об установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2021-2025 (исх. N 12330).
30.12.2020 вышеуказанное заявление было зарегистрировано ФАС России (вх. N 24-вх-5755), РСТ ХМАО-Югры (вх. N 226605-ЭП/20).
24.02.2021 ФАС России в ответ на вышеуказанное обращение СГМУП "ГТС" направила Запрос дополнительных документов (исх. N 02/13110/21). Данный Запрос поступил в адрес СГМУП "ГТС" 04.03.2021 (вх. 2055).
30.04.2021 в ответ на запрос дополнительных документов СГМУП "ГТС" направлено письмо (исх. N 4026) с приложением всех запрашиваемых документов, а также подробными пояснениями.
В связи с длительными сроками рассмотрения заявления, СГМУП "ГТС" дважды направляло в ФАС России обращения о предоставлении информации о ходе рассмотрения заявления об утверждении тарифа: письмо от 27.07.2021 (зарегистрировано ФАС России 27.07.2021(вх. N 125556-ЭП/21), письмо от 17.08.2021 (зарегистрировано ФАС России от 17.08.2021 (вх. N 138565-ЭП/21 - приложения N 24, N 25 к заявлению).
01.07.2022 СГМУП "ГТС" получен отказ ФАС России в установлении тарифа (письмо ФАС России от 24.06.2022 (исх. N ВК/60990/22).
Не согласившись с оспариваемым решением антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных СГМУП "ГТС" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), одной из сфер деятельности субъектов естественных монополий является транспортировка газа по трубопроводам.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях, одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополии является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
На основании статьи 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Закон о газоснабжении), федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа но газораспределительным сетям па срок не менее трёх и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могу быть дифференцированы с учётом экономических и социальных условий газоснабжения федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации.
Порядок установления тарифов па услуги но транспортировке газа по газораспределительным сетям регулируется нижеследующими нормативными правовыми актами:
- Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользуемого оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021) (далее - Основные положения);
- Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э7) (далее -Методические указания).
Согласно подпункту г) пункта 7 Основных положений, Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
В силу пункта 9 Основных положении, орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цеп (тарифов) вправе в установленном порядке делегировать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов полномочия по регулированию тарифов па услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера млаты за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками.
В соответствии с пунктом 16 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.
Согласно пункту 5.3.21.16. Положения о федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331) Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) утверждает тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.
В соответствии с пунктом 5.4.1. Положения о региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (утв. Постановленном Правительства ХМАО-Югра от 14.04.2012 N 137-п), в полномочия Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа -Югры (далее - РСТ ХМАО-Югры) входит предоставление в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов заключения об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям па территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. в отношении установления (изменения) цеп (тарифов).
Порядок рассмотрения заявления об установлении тарифа установлен в разделе 5 Основных положений, а также разделом 3 Методических указании.
Пунктом 17 Основных положений установлено, что при несоответствии заявления установленным требованиям регулирующий орган возвращает его на доработку в 7-дневный срок со дня получения.
В соответствии с пунктом 22 Основных положений решение об установлении (изменении) цен (тарифов) принимается правлением регулирующего органа в течение 40 рабочих дней с даты получения заявления об установлении (изменении) цен (тарифов).
Заявление об установлении тарифа в 7-дневный срок для доработки Ответчиком в адрес Заявителя не возвращено.
Между тем, кК верно установлено судом первой инстанции, в установленный срок регулирующим органом в нарушение положений пункта 22 Основных положений такое решение в отношении заявления СГМУП "ГТС" не принято.
Так, только 01.07.2022, за пределами законодательно регламентированного срока рассмотрения заявления, СГМУП "ГТС" получен отказ ФАС России в рассмотрении заявления об установлении тарифа.
В силу пункта 19 Основных положений, для предварительного рассмотрения представленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) и подготовки проекта решения регулирующим органом назначается ответственный из числа членов правления и создается экспертная группа, заключение которой должно содержать:
- оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении (изменении) цен (тарифов);
- анализ указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении (изменении) цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями.
Пункты 20, 21, 22 19 Основных положений предусматривают, что решение об установлении тарифа принимается на заседании правления с приглашением организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
Антимонопольным органом в нарушение положений пунктов 19, 20, 21, 22 Основных положений не предоставлено в материалы дела каких-либо доказательств извещения Заявителя о заседании правления, на котором будет рассматриваться вопрос об установлении тарифа, в том числе, направления заключения экспертной группы, проведения оценки достоверности данных, анализа предложений.
Учитывая изложенное, ФАС России не выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные законом для утверждения тарифа, в том числе нарушен порядок принятия оспариваемого решения.
Вместе с тем, к моменту возникновения обязанности ФАС России по принятию решения об установлении тарифа, отсутствующее в производстве арбитражного суда дело N А75-2345/2022 (принято к производству 17.02.2022) не могло явиться причиной невозможности дать корректное и объективное заключение по экономически обоснованному уровню тарифа на услуги по транспортировке газа.
Вышеуказанный спор возник не касательно принадлежности объектов в целом одному или другому юридическому лицу, а относительно смонтированной запорной арматуры. Наличие указанного спора не влияет на общую протяженность газопроводов и на действительность прав СГМУП "ГТС" на объекты недвижимого имущества, права на которые подтверждаются надлежащими документами (выписки из ЕГРН, свидетельства о регистрации прав).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку антимонопольного органа на спор по делу N А75-2345/2022.
Кроме того, за ФАС России, как органом регулирования, закреплена возможность изменения установленных тарифов при наличии к тому оснований. Следовательно, в случае выбытия тех или иных газопроводов из владения газораспределительной организации, если это влияет на экономические показатели, учтенные ранее при утверждении тарифа на транспортировку газа, регулирующий орган наделен правом инициативы по изменению тарифов, в том числе в сторону уменьшения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что наличие судебного спора по делу N А75-2345/2022 не является предусмотренным законом основанием для отказа в рассмотрении тарифного заявления СГМУП "ГТС".
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481 утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - Порядок N 481).
Согласно пункту 5 Порядка N 481, субъекты естественных монополий или хозяйствующие субъекты, в отношении которых предполагается принятие решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подают предложения в форме письменных заявлений и представляют в ФСТ России документы в соответствии с Порядком N 481.
Для рассмотрения вопроса о введении регулирования деятельности и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий необходимо представить документы, указанные в пунктах 27, 28 Порядка N 481-э, в их числе: документы, подтверждающие законное владение имуществом по регулируемому виду деятельности; документы, подтверждающие фактическое осуществление хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности в условиях естественной монополии.
Так к заявлению прилагаются документы согласно разделу 1 Перечня документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.
В состав документов, представляемых для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий, входят, в том числе, сведения об основных средствах (включая балансовую стоимость по последнему утвержденному балансу), предназначенных для производства (реализации) товаров в регулируемой сфере, с указанием права владения (пользования) (собственность, аренда или иное законное основание владения), в том числе, схемы трубопроводов с указанием их балансовой принадлежности, протяженность, диаметр и давление трубопроводов, сведения об объеме реализованных товаров, услуг по регулируемому виду деятельности (в натуральных и стоимостных показателях за отчетный период, предшествующей представлению документов), сведения о количестве потребителей товаров, услуг по регулируемому виду деятельности.
Согласно пункту 99 Порядка N 481, в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования субъекта естественной монополии, проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта.
При таких обстоятельствах, предприятие в установленном порядке обратилось в ФАС России с заявлением о введении регулирования и включении в реестр субъектов естественных монополий, к которому надлежащим образом были приложены в полном объеме необходимые документы.
По результатам рассмотрения направленных документов Федеральная антимонопольная служба Приказом от 25 июля 2016 г. N 1034/16 ввела государственное регулирование деятельности в отношении СГМУП "ГТС" в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории Ханты-Мансийского автономного округа, а также включило в СГМУП "ГТС" в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным N 86.2.32.
Федеральная антимонопольная служба, проведя анализ хозяйственной деятельности СГМУП "ГТС", в том числе проверив и установив факт владения газораспределительными сетями на законных основаниях, проверив правосубъектность СГМУП "ГТС" для целей оказания услуг по транспортировки газа, приняла решение о соответствии СГМУП "ГТС" основным критериям субъекта естественной монополии и ввела в отношении СГМУП "ГТС" государственное регулирование.
Отказ ФАС России в установлении тарифа на транспортировку газа не позволяет СГМУП "ГТС" вести деятельность и получать плату за услуги по транспортировке газа по принадлежащим СГМУП "ГТС" газопроводам, а также за услуги по технологическому присоединению.
Сторонами не опровергается, что газоснабжение города Сургута осуществляется по сетям, принадлежащим СГМУП "ГТС" и ОАО "Сургутгаз".
При этом к Заявлению от 29.12.2020 был приложен нормативно-правовой акт - утвержденная Постановлением Администрации города Сургута N 9510 от 18.12.2019 Схема газоснабжения муниципального образования городской округ город Сургут (Приложение N 5 к Заявлению от 29.12.2020).
Приложения N 7, N 8 к Схеме газоснабжения содержат следующую информацию по каждому потребителю: наименование, адрес, группу потребителя, фактический объем потребления газа, общую протяженность сетей до потребителя, процентное соотношение протяженности сетей СГМУП "ГТС" до потребителя, процентное соотношение протяженности сетей ОАО "Сургутгаз" до потребителя, выделенный объем транспортируемого газа в транзитном потоке.
Также Приложение N 8 содержит пять таблиц (Приложения N 1-5 к Приложению N 8), в которых отражены объемы транспортировки газа в разрезе групп потребителей с отдельным выделением объема транспортируемого газа в транзитном потоке.
В Схеме газоснабжения, разработанной специализированной экспертной организацией, имеются ссылки на все источники полученной информации, в частности, в Приложении N 6 к Схеме газоснабжения представлен перечень всей исходной информации. Кроме того, при составлении Схемы также была принята информация, предоставленная ОАО "Сургутгаз".
Запрос дополнительных документов в рамках рассмотрения заявления об утверждении тарифов от 24.02.2021 ФАС России не содержит замечаний о не предоставлении СГМУП "ГТС" информации относительно объема транспортировки газа в разрезе групп потребителей с отдельным выделением объема транспортируемого газа в транзитном потоке и требований предоставить данную информацию.
Приложенными к материалам дела доказательствами подтверждается, что несмотря на закольцованную систему газоснабжения города Сургута, у каждого источника газоснабжения имеется своя зона действия, то есть газ от разных источников газоснабжения в закольцованной системе города не смешивается, до каждого конечного потребителя имеется строго определенный маршрут транспортировки газа, что достигается положением запорно-регулирующих арматур на границах газораспределительных сетей. Соответственно, до каждого конечного потребителя имеется возможность определить протяженность транспортировки газа по сетям СГМУП "ГТС" и ОАО "Сургутгаз" и определить объем транспортировки газа в транзитном потоке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие открытие запорно-регулирующих устройств в период с 2018 по настоящее временя, которое привело бы к смешиванию и перераспределения потоков поступающего в газораспределительные сети газа, что в свою очередь не позволило бы определить объем газа, поступающий от каждой газораспределительной организации.
Означенные обстоятельства относительно маршрута транспортировки газа соответствуют раннее направленным пояснениям и документам в ФАС России при рассмотрении заявления об установлении тарифа (приложение N 11 к Заявлению от 29.12.2020 - Письмо СГМУП "ГТС" от 30.04.2021).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку антимонопольного органа на отсутствие у ПАО "Сургутнефтегаз" достоверного перечня потребителей СГМУП "ГТС", ввиду следующего.
Из представленного в материалы дела письма ПАО "Сургутнефтегаз" исх. N 01-77-09-435 от 02.07.2021 следует, что поставщиком газа представлены достоверные полные данные о фактическом объеме потребления газа за период 2018 - 2020 год, а также плановые объемы потребления на 2021 года, с разбивкой потребителей подключенных к сетям СГМУП "ГТС" и ОАО "Сургутгаз".
В силу п. 21 Правил поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В соответствии с Правилами поставки газа учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Правила учета газа, утвержденные Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета), устанавливают порядок учета количества, в том числе, транспортируемого и потребляемого газа.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил учета газа при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением.
Правила учета газа распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
ПАО "Сургутнефтегаз" является поставщиком газа на территории города Сургут.
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, Правил поставки газа и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 12 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
Таким образом, информация о количестве поставляемого газа потребителям содержится в договорах поставки газа, заключенными в соответствии с Правилами поставки газа.
ПАО "Сургутнефтегаз" в рамках осуществления деятельности по поставке газа потребителям в соответствии с Правилами поставки газа ведет учет поставляемого газа.
Следовательно, ПАО "Сургутнефтегаз" располагает достоверной информацией о потребителях, об объемах поставки газа потребителям на территории г. Сургут, которая и была направлена поставщиком в адрес ФАС России.
В отношении судебного акта по делу N А75-9410/2021, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В решении Арбитражного суда ХМАО-Югры от 17.12.2021 по делу от А75-9410/2021 указано: "отклоняя доводы ОАО "Сургутгаз" об отсутствии оснований для предоставления сведений (схем) ввиду особенностей организации газоснабо/сения на территории муниципального образования город Сургут и невозможности определения объема транспортируемого газа, суд также принимает во внимание, что данные обстоятельства подлежат проверке и оценке при рассмотрении вопроса об установлении тарифа".
Таким образом, необходимость предоставления СГМУП "ГТС" согласованной с ОАО "Сургутгаз" схемы газоснабжения является требованием ФАС России. При этом разъяснения ФАС России не являются нормативным актом, обязательным к применению, следовательно, не имеют общеобязательного характера.
В рамках судебного дела N А75-9410/2021 суды не устанавливали законность требований ФАС России о предоставлении таких документов как согласованная всеми ГРО схема газоснабжения и не делали соответствующих выводов, а установили несоответствие решения УФАС по ХМАО - Югре закону и факт нарушения данным решением прав и законных интересов СГМУП "ГТС".
Таким образом, требование ФАС России о предоставлении схемы газоснабжения, согласованной с ОАО "Сургутгаз", является незаконным, так как перечень материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифа, согласно пункту 24 Методических указаний и пункту 24 Основных положений, является исчерпывающим, что не позволяет органу регулирования толковать соответствующие пункты расширительно и требовать предоставления документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в частности, схемы газоснабжения, согласованной всеми ГРО.
Ссылки антимонопольного органа на пункт 50 Методических указаний о том, что установление тарифа не представляется возможным до установления прибора учета расхода газа в границах балансовой принадлежности газопроводов СГМУП "ГТС" или представление согласованной схемы с ОАО "Сургутгаз" противоречат нормам права.
Так, ни Основными положениями, ни Методическими указаниями не предусмотрено предоставление, приложение к тарифному заявлению показаний приборов учёта газа на транзитных трубопроводах
В силу пункта 50 Методических указаний N 411-э/7 потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа.
Таким образом, названный прибор учета необходим в целях расчета стоимости для потребителя услуги транспортировки газа в транзитном потоке.
Наличие или отсутствие на транзитном газопроводе приборов учета газа, а также показаний таких приборов, не может являться основанием для отказа в установлении тарифа.
Пояснения относительно возможности достоверного определения маршрута транспортировки газа от источника газоснабжения до каждого конечного потребителя подробно даны в Объяснениях от 28.11.2022.
Наличие закольцованной схемы газоснабжения и отсутствие приборов учета в границах балансовой принадлежности газопроводов смежных газораспределительных организаций не является препятствием для установления ФАС России тарифа данным смежным ГРО
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что решение антимонопольного органа, изложенное в письме от 24.06.2022 N ВК/60990/22, о возврате тарифного заявления Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" от 29.12.2020 N 12330, является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал ФАС России устранить в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" от 29.12.2020 N 12330 в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2023 по делу N А40-205389/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205389/2022
Истец: МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА