г. Вологда |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А13-8925/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от индивидуального предпринимателя Смирнова Игоря Олеговича Овчинниковой Д.П. по доверенности от 09.04.2018, от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 17.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2023 года по делу N А13-8925/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Смирнов Игорь Олегович (адрес: 160000, город Вологда; ОГРНИП 306352503200034, ИНН 352500994178; далее - ИП Смирнов И.О.) и индивидуальный предприниматель Уханов Игорь Викторович (адрес: 160000, город Вологда; ОГРНИП 319352500017452, ИНН 352505548353; далее - ИП Уханов И.В.) обратились в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды (адрес: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды от 01.07.2022 N 1246 "Об отказе Уханову И.В. и Смирнову И.О. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201005:1714" (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр творчества".
Решением суда от 31 января 2023 года требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что площади испрашиваемого земельного участка недостаточно для обслуживания нежилого здания с кадастровым номером 35:24:0201005:1496.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ИП Смирнов И.О. в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости предпринимателям на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 35:24:0201005:1496, расположенное по адресу: город Вологда, проспект Победы, дом 72, площадью 3214,8 кв. м.
Предприниматели обратились в администрацию с заявлениями (регистрация 20.06.2022 вх. N 12-0-19/2585 и 21.06.2022 вх. N 12-0-19/2618) о предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 35:24:0201005:1714.
Распоряжением начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды от 01.07.2022 N 1246 ИП Смирнову И.О. и ИП Уханову И.В. в предоставлении в собственность за плату земельного участка отказано.
В обоснование отказа Департамент сослался на пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указал, что площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, проектной документацией по строительству нежилого здания с кадастровым номером 35:24:0201005:1496 значительно меньше площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания вышеуказанного нежилого здания с соответствующими элементами благоустройства.
Также указал на то, что поскольку арендатор помещений здания с кадастровым номером 35:24:0201005:1496, учредителем которого является администрация города Вологды, имеет преимущественное право выкупа арендуемых помещений с последующим оформлением прав на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201005:1714, предоставление данного земельного участка истцам повлечет возникновение убытков бюджета города Вологды.
Не согласившись с данным отказом, предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьями 198 и 201 АПК РФ условиями признания незаконными действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами главы V.1 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
Статьей 39.20 ЗК РФ определены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГрК РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное нормативное положение свидетельствует о том, что предоставление собственникам зданий, строений, сооружений и незавершенных строительством объектов исключительного права на приобретение в собственность занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приобретение в собственность земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приобрести в собственность исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.
По смыслу действующего законодательства при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта земельного участка без проведения публичных торгов, орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории.
Таким образом, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок. Бремя доказывания необходимого размера приобретаемого земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести.
Предпринимателями испрашивается земельный участок площадью 770 кв. м в связи с наличием на нем сооружения с кадастровым номером 35:24:0201005:1496, право собственности на которое зарегистрировано в 15.07.2019, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со статьями 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость от площади объектов капитального строительства, расположенных на таком участке, от назначения этого объекта и целей его использования.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку испрашиваемый земельный участок, на котором расположено нежилое здание, образован на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2021 по делу N А13-9410/2020, которым установлено, что образование земельного участка иным образом невозможно (том 1, листы 29-31), отказ в предоставлении земельного участка в собственность несостоятелен.
Требования предпринимателей о признании недействительным распоряжения начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды от 01.07.2022 N 1246 "Об отказе Уханову И.В. и Смирнову И.О. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201005:1714" удовлетворены правомерно.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2023 года по делу N А13-8925/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8925/2022
Истец: Предприниматель Смирнов Игорь Олегович, Предприниматель Уханов Игорь Викторович
Ответчик: Администрация города Вологды
Третье лицо: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр творчества"