г. Пермь |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А60-71914/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Бородулиной М.В., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Марковой И.А.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального казенного учреждения Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 февраля 2023 года
по делу N А60-71914/2022
по иску Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (ИНН 6671994672, ОГРН 1146600000645)
к муниципальному казенному учреждению Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" (ИНН 6654012911, ОГРН 1116654000275)
о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги, пени,
УСТАНОВИЛ:
региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному казенному учреждению Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" (далее - ответчик) о взыскании долга по уплате взносов на капитальный ремонт в сумме 40 868 руб. 02 коп. за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года, февраль и май 2022 года, пени в сумме 16 273 руб. 24 коп. за период с 12.04.2016 по 13.10.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2023 года (резолютивная часть от 08.02.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что между должником и взыскателем было заключено соглашение о сумме уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД от 10.01.2022, согласно которого суммы уплаты взносов на капитальный ремонт на 2022 год составляет 39 160 руб. 32 коп. Ответчик указывает на то, что за период февраля и мая 2022 года не были выставлены платежные документы, в связи с чем оплата не производилась.
Помимо этого ссылается на дополнительное соглашение от 31.12.2015 к договору N 21 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 27.12.2013, согласно которого ответчику передано и закреплено за ним на праве оперативного управления муниципальное имущество, в том числе спорное нежилое помещение, таким образом, по мнению ответчика, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникают у ответчика только с 31.12.2015. Ответчик не несет ответственность за возникшую задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, региональный фонд капитального ремонта МКД осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области в качестве регионального оператора на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 N 444-УГ, Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП "О Региональном фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области".
Ответчик является собственником нежилых помещений, общей площадью 310,50 кв.м, расположенных по адресу: Троицкий, ул. Ленина, д.25, 1 этаж, пом.1- 27, в подтверждение чего в материалы дела представлена выписка из ЕГРН.
Указанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП (пп. N 257, 490).
Ответчиком оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Троицкий, ул. Ленина, д.25, пом.1- 27, за помещения расположенные в указанном многоквартирном жилом доме, за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года, февраль и май 2022 года не производилась.
В связи с чем, истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 682109 от 06.07.2022, с требованием оплатить задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по перечислению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за указанное помещение, а также на то, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика в силу закона обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; правильности расчета истцом размера обязательств ответчика; отсутствия доказательств внесения ответчиком платы в сумме 40 868 руб. 02 коп., а также правильности расчета неустойки.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Статья 170 ЖК РФ предусматривает, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Собственники помещений в многоквартирных домах Свердловской области обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт с 01.11.2014 на основании Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП.
В соответствии со статьей 20 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" региональный оператор вправе привлекать на основании соответствующего договора юридическое лицо или индивидуального предпринимателя для подготовки и (или) представления собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Размера взноса на капитальный ремонт:
- на 2014 года размер взноса на капитальный ремонт был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1625 -ГШ в размере 6 рублей 10 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме;
- на 2015 год размер взноса на капитальный ремонт был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 833-ПП в размере 8 рублей 20 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме;
- на 2022 год размер взноса на капитальный ремонт был утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 23.09.2021 N 612 ПП в размере 10 рублей 51 копейка на один квадратный метр общей помещения в многоквартирном доме.
Расчет задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт произведен истцом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из площади принадлежащего ответчику помещения и утвержденного Правительством Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что истцом рассчитана задолженность за период с ноября 2014 года по декабрь 2015 года, февраль и май 2022 года, которая составляет 40 868 руб. 02 коп.
Поскольку представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтвержден факт принадлежности ответчику МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" на праве оперативного управления нежилых помещений в МКД по адресу Троицкий, ул. Ленина, д.25, пом.1- 27, при этом доказательства уплаты взносов на капитальный ремонт в спорный период ответчиком не представлены, исковые требования о взыскании задолженности с ответчика МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" являются правомерными и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Документальные доказательства наличия прав иных лиц на соответствующие (нежилые) объекты суду не представлены.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм, оснований для вывода о том, что МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" является ненадлежащим ответчиком по иску, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 392.2 ГК РФ долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом. При этом для перехода долга в силу закона не требуется согласие кредитора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку право оперативного управления в отношении нежилых помещений зарегистрировано за МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности для возложения на это лицо обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт нежилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Указанный довод подтверждается пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 года, в котором отмечено, что статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Таким образом, в силу статей 210, 249, 296 ГК РФ обладатели права оперативного управления с момента его возникновения должны содержать переданное им имущество, что обуславливает их обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилых (нежилых) помещений и взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 3, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 27.11.2019, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу, нежели коммунальные услуги и содержание жилого помещения, они (взносы) носят накопительный возмездный характер, который будет реализован в будущем для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Как указано в определении Верховного суда РФ от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, с момента возникновения у учреждения права оперативного управления на помещение, расположенное в многоквартирном доме, у собственника прекращается обязанность нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, такая обязанность переходит к лицу, владеющему помещением на указанном праве.
Спорные объекты недвижимости перешли в оперативное управление МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию", иных правовых процедур отнесения обязанности по содержанию имущества на лицо, которое не владело данным имуществом на момент возникновения этой обязанности, не предусмотрено.
Следует отметить, что взносы собственников помещений аккумулируются в специальный фонд капитального ремонта, который формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в статье 174 ЖК РФ, норма части 3 статьи 158 ЖК РФ стабилизирует отношения по оплате капитального ремонта многоквартирного дома и уменьшает риски исполнителя капитального ремонта.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при смене правообладателя правомерен переход долга по оплате взносов на капитальный ремонт от прежнего правообладателя к новому, поскольку конечным выгодоприобретателем в данном случае является лицо, владеющее помещением последним.
Таким образом, дата регистрации на спорные помещения для целей распределения бремени их содержания по периодам, вопреки доводам апеллянта, значения не имеет, следовательно, моментом возникновения обязанности внесения взносов на капитальный ремонт следует считать дату регистрации права собственности.
В силу вышеприведенных норм, вопреки доводам апеллянта, требования к ответчику МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" удовлетворены правомерно.
Поскольку доказательств уплаты долга по внесению взносов на капитальный ремонт ответчиком не представлено, суд первой инстанции признал заявленное истцом требование обоснованным и удовлетворил его в размере 40 868 руб. 02 коп.
Истцом также заявлены ко взысканию с ответчика пени, начисленные на основании части 14.1 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 14.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, требования истца о взыскании пеней заявлены обоснованно.
По расчету истца размер неустойки, начисленной на основании статьи 155 ЖК РФ составил 16 273 руб. 24 коп. за период с 12.04.2016 по 13.10.2022 (с учетом мораторных периодов).
Арифметическая правильность расчета размера пеней ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, требования истца о взыскании пеней заявлены обоснованно.
С учетом допущенной просрочки исполнения денежного обязательства, требование истца о взыскании пени правомерно удовлетворено судом к МКУ Талицкого городского округа "Управление по техническому и транспортному обслуживанию" по изложенным ранее мотивам.
Аналогичный подход был ранее применен судами в деле N А60-4669/2021.
Возражений в части расчета суммы основного долга и его периода, а также несогласия с расчетом пени, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2023 года по делу N А60-71914/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-71914/2022
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УПРАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ"