г. Киров |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А82-2588/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя Поваровой Т.В., действующей на основании доверенности от 20.08.2020, представителя третьего лица Ласточкина С.Ю., действующего на основании доверенности от 01.01.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2023 по делу N А82-2588/2022,
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (ОГРН 1077606005663; ИНН 7606066274)
к Прокуратуре Ленинского района г. Ярославля,
третье лицо: Публичное акционерное общество "ТГК-2",
заинтересованное лицо: Прокуратура Ярославской области,
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - заявитель, Общество, АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Прокуратуре Ленинского района г. Ярославля (далее - ответчик, Прокуратура) о признании недействительным представления от 18.01.2022 N 03-03-2022.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ярославской области, в качестве третьего лица привлечено публичное акционерное общество "ТГК-2" (далее - ПАО "ТГК-2").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество указывает, что не обладало информацией об указанных ПАО "ТГК-2" протоколах. Протоколы собраний оформлены с нарушением Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Представление не содержит конкретных действий, которые должен совершить заявитель в целях исполнения представления, в связи с этим является неисполнимым.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
ПАО "ТГК-2" в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представители заявителя и третьего лица поддержали занятые по делу правовые позиции.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой по обращению ПАО "ТГК-2" проведена проверка АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района".
В ходе проверки установлено, что под управлением Общества находится 320 многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского района г. Ярославля.
09.02.2009 между ОАО "ТГК-2" (в настоящее время ПАО "ТГК-2") и АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" заключен договор N 2031 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение до точек поставки, а управляющая организация оплачивать поставленную энергию и теплоноситель в горячей воде в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
В 2016 году собственниками 320 многоквартирных домов Ленинского района г. Ярославля приняты решения на общем собрании собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги - горячее водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации - ПАО "ТГК-2".
На основании данных протоколов ПАО "ТГК-2" и АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" заключены дополнительные соглашения к договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N 2031 от 09.02.2009, в которые включены пункты 2.9, 3.25, 3.26.1, 3.26.3, 3.27, 9.13, 9.14, 9.15.
С ноября 2016 года Общество в единых платежных документах указывало реквизиты расчетного счета ПАО "ТГК-2" для оплаты за коммунальные услуги - горячее водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды.
С ноября 2021 года Общество в единых платежных документах стало указывать только свои реквизиты для оплаты, не указывая реквизиты ПАО "ТГК-2".
При этом доказательств того, что решения общих собраний собственников помещений признаны недействительными или собственниками принято иное решение, не имеется.
Поскольку собственниками приняты решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, указание в единых платежных документах для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги только реквизитов Общества является незаконным и влечет нарушение жилищных прав граждан, прав собственников помещений, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договорам управления домами.
18.01.2022 в адрес АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" внесено представление N 03-03-2022 об устранении допущенных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о защите потребителей (т. 1, л. д. 6-8).
Не согласившись с представлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела пришел к выводу о законности оспариваемого представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период проведения общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Согласно статье 37 Закона N 2300-1 при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение ЖК РФ, Закона N 2300-1 при наличии решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о внесении платы за коммунальные услуги - горячее водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации - ПАО "ТГК-2", с ноября 2021 года Общество в единых платежных документах стало указывать только свои реквизиты для оплаты, не указывая реквизиты ПАО "ТГК-2".
Довод заявителя о том, что он не обладал информацией о решениях собственников, подлежит отклонению, как несоответствующий материалам дела (т. 2, л. д. 54-57, 64, 103, 147-150).
Недостатки оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, вопреки мнению заявителя, не являются такими нарушениями, которые влияют на правомочность общих собраний собственников помещений и на факт принятия собственниками помещений решений о внесении платы за коммунальные услуги - горячее водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Сведения об оспаривании принятых собственниками решений в судебном порядке в материалы дела не представлены.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) установлено, что предметом надзора являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Выявив нарушения заявителем требований ЖК РФ, Закона N 2300-1, Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", прокурор в пределах предоставленных ему законодательством полномочий по осуществлению надзора за исполнением закона в соответствии с нормами Закона N 2202-1 выдал оспариваемое представление.
Закон N 2202-1 не содержит требований по обязательному указанию органам, должностным лицам конкретных мер по устранению выявленных нарушений, в связи с чем АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" самостоятельно с учетом действующего законодательства определяет, каким образом будут устранены выявленные нарушения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 2202-1 прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Применение мер дисциплинарной ответственности к работнику является правом работодателя, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование не о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности, а о рассмотрении данного вопроса. Использованная прокуратурой в пункте 3 представления формулировка "Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц" не тождественна формулировке "привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц".
Следовательно, пункт 3 представления не возлагает на работодателя какую-либо обязанность непременно привлечь работников к дисциплинарной ответственности, не является императивным требованием или указанием Прокуратуры о совершении таких действий.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое Обществом представление Прокуратуры не противоречит положениям действующего жилищного законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным представления Прокуратуры, о чем правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Обществом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.01.2023 по делу N А82-2588/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 1512 от 22.03.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2588/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Прокуратура Ярославской области
Третье лицо: ПАО "ТГК N 2", Прокуратура Ленинского района г. Ярославля