г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А26-3536/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Дмитриев В.В. по доверенности от 03.03.2022
от заинтересованного лица: Датская Е.И. по доверенности от 16.03.2023,
Тютрюмов В.Ю. по доверенности от 21.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-57/2023) общества с ограниченной ответственностью "Акватехника" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2022 по делу N А26-3536/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акватехника"
к Карельской таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Акватехника" (ОГРН 1067759581780, ИНН 7743619026; адрес: 125212, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 39, стр. 7, эт. 1, пом. VI, ком. 2, 6-8, 10-13) (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решений Карельской таможни (ОГРН 1081001009440, ИНН 1001017986; адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 25) (далее - ответчик, Таможня) от 07.02.2022 N РКТ-10227000-22/000025 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и от 07.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров.
Решением суда от 14.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что из пункта 2.6 раздела "А" Руководства (Основные характеристики, стр.11) следует, что длина корпуса яхты AZIMUT 43 М составляет: - максимальная длина Lmax ISO 8666 - 13,63 m (44* 9") (включая площадку для купания, размах пульта управления, протекторы); - длина корпуса Ц ISO 8666 - 12,96 m (42* 6") (нетто VTR, включая площадку для купания); - полная длина судна Lwi ISO 8666 составляет 11,80 m (38* 9") (при полной нагрузке), что исключает выступающие части и в свою очередь является основной единицей длины в целях классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, то есть менее 12 м. Ссылается на то, что спорный товар должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции 8903 92 990 0 - последней в порядке возрастания кодов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Таможни просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
ООО "Акватехника" 05.06.2020 на таможенный пост Московский областной (ЦЭД) Московской областной таможни представило декларацию на товары N 10013160/05062020/0282877 в связи со ввозом на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления товар - морская прогулочная моторная яхта "AZIMUT 43 MAGELLANO" (далее - Яхта).
Яхта Заявителем была приобретена у компании "AZIMUT BENETTI S.P.A.", Италия на основании контракта от 02.03.2020 N AZ43M-81/20.
Таможенная стоимость ввезённого товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по первому методу определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 38 102 034 рублей.
В результате проведения камеральной таможенной проверки в порядке статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) ответчиком были приняты решения от 07.02.2022 года о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза N РКТ-10227000-22/000025, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров.
В результате принятых решений ответчик доначислил заявителю таможенные платежи в размере 2 286 122,04 рублей. Указанные таможенные платежи уплачены Обществом 10.02.2022 из средств, внесенных в качестве авансовых платежей для зачисления на единый лицевой счёт плательщика, открытый в ФТС России (платежное поручение Заявителя от 10.02.2022 года N 47, прилагается).
Основанием для доначисления таможенных платежей послужил вывод ответчика о невозможности применения в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС кода 8903 92 990 0 "яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: - лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: -- прочие: ~ длиной более 7,5 м", поскольку, по мнению Таможни, данный товар отвечает требованиям дополнительного примечания 1 к группе 89 ТН ВЭД ЕАЭС, что позволяет классифицировать его в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС "яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: ~ лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: ~ морские".
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (абзац первый пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Исходя из положений статьи 322 ТК ЕАЭС, одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС (пункт 2 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о классификационном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС установлено, что товары при их декларировании подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, части 2 статьи 15 Закона о таможенном регулировании в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" утверждена ТН ВЭД ЕАЭС, неотъемлемой частью которой являются Основные правила интерпретации (далее - ОПИ). Аналогичные положения были закреплены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
ОПИ 1 определяет, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное в соответствии с ОПИ 2 - 6.
Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" государствам-членам ЕАЭС рекомендовано применять Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (Тома I - VI, в редакции, действующей на дату декларирования ввезенного товара) (далее - Пояснения), в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
ООО "АКВАТЕХНИКА" ввезло и задекларировало по ДТ N 10013160/050620/0282877 "маломерное моторное судно - прогулочная моторная яхта, район плавания - внутренние водные пути и морские прибрежные воды, не предназначено для выхода в открытое море, длина 12.96 м... Производитель "Sirena Marine Denizcilik San Ve Tic As", тов. знак "Azimut", модель "43 Magellano"".
Данный товар был задекларирован в подсубпозиции 8903 92 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: ~ лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем; - прочие: - длиной более 7,5 м".
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (утверждены Советом Евразийской экономической комиссии в составе ТН ВЭД) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 - 5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно Дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД ЕАЭС, в подсубпозиции 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 100 0,8903 91100 0, 8903 92 100 0,8904 00 910 0, 8906 90 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС должны включаться только плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 метров.
Вышеуказанные подсубпозиции относятся в ТН ВЭД ЕАЭС к термину "морские".
В соответствии с Пояснениями к Дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД ЕАЭС:
- термин "плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации" означает суда, которые, исходя из их конструкции и оснастки, способны эксплуатироваться в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта), такие суда обычно оснащены водонепроницаемой палубой и устойчивым к атмосферным воздействиям надпалубными сооружениями;
- термин "наибольшая длина корпуса" означает длину корпуса, измеренную между передней точкой носа и задней точкой кормы, без учета выступающих частей, независимо от того, прикреплены ли они к корпусу (например, рули, бушприты, рыболовные платформы или трамплины для прыжков в воду).
- термин "плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации" распространяется на суда на воздушной подушке и суда, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям, независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д.
Таким образом, для классификации товаров в подсубпозиции с наименованием "морские" необходимы 2 условия: наибольшая длина корпуса судна (исключая выступающие части) не менее 12 метров и способность эксплуатироваться в море при ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта.
Согласно сведениям, размещенным на сайте https://yacht23.ru/sale/433/, моторная яхта Azimut Magellano 43 имеет сертификацию СЕ (В).
На сайте https://2yachts.com/ru/models/azimut-magellano-43 содержится информация, что модель Azimut Magellano 43 получила классификацию В (Sea Craft) и может выходить в открытое море.
В ходе проведения таможенной проверки ООО "АКВАТЕХНИКА" письмом б/н (вх. Карельской таможни N реестр от 12.08.2021) представлены Руководство владельца, декларация соответствия прогулочного судна согласно Директиве 2013/53/EU и документ от завода-изготовителя.
В сертификате завода-изготовителя указана категория плавания - В.
В соответствии с п. 2.1 "Безопасность" Раздела А "Введение" Руководства владельца моторная яхта построена в соответствии с действующими международными стандартами. Оснащение, устройства и составные части сертифицированы по международным стандартам. Данное судно спроектировано в соответствии с требованиям директивы 94/25/СЕ для судов класса В.
Категория В - ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ. Судно предназначено для путешествий в открытом море при ветре силой до 8 баллов и волнах высотой до 4 метров.
Согласно Приложению I к директиве 94/25/СЕ:
- Категория А - океан: сила ветра свыше 8 (шкала Бофорта) и высота волн 4 м и выше.
- Категория В - открытое море: сила ветра до 8 включительно и высота волн до 4 м включительно.
- Категория С - прибрежные воды: сила ветра до 6 баллов включительно и высота волн до 2 м включительно.
- Категория D - закрытые водоемы: сила ветра до 4 баллов включительно и высота волн до 0,5 м включительно.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257" в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
ООО "АКВАТЕХНИКА" в графе 31 ДТ N 10013160/050620/0282877 заявило длину яхты, равную 12,96 м.
В строительном сертификате производителя (BUILDERS CERTIFICATE), декларации соответствия Директиве 2013/53/EU (Declaration of Conformiti of Recreational Craft wich the Design, Construction and Noise Emission requirements of Directive 2013/53/EU) и экзаменационном сертификате (CERTIFICATO DI ESAME CE DEL TIPO), предоставленными письмом OOO "АКВАТЕХНИКА" (далее - Письмо) в ответ на требование Карельской таможни о представлении документов и сведений от 23 июля 2021 г., длина яхты указана равной 12,96 м (Lh).
Согласно пункту 2.6 "Общая информация. Основные характеристики" Раздела А "Введение" Руководства владельца моторная яхта имеет следующие размеры:
- Длина корпуса Lh ISO 8666 (нетто VTR, включая площадку для купания) - 12,96 м;
- Полная длина судна Lwl ISO 8666 (при полной нагрузке) - 11,8 м.
В соответствии с таблицей 1 "Обозначения, термины и единицы измерения" ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ" Lh обозначает наибольшую длину корпуса, a Lwl- длину расчетной ватерлинии.
Учитывая, что согласно Пояснениям к Дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД ЕАЭС термин "наибольшая длина корпуса" означает длину корпуса, измеренную между передней точкой носа и задней точкой кормы, то длина расчетной ватерлинии (Lwl) неприменима при классификации яхты по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 5.2.2 наибольшая длина корпуса не включает съемные части, которые могут быть демонтированы без нарушения конструктивной целостности судна, например, рангоуты, бушприты, посты управления на каждой оконечности судна, фитинги форштевня, рули, движительные колонки, подвесные моторы и их кронштейны и монтажные платформы, платформы для ныряния, посадочные платформы, привальные брусы и кранцы.
Учитывая, что в Руководстве владельца указана длина корпуса Lh ISO 8666, равная 12,96 м и включающая в себя площадку для купания, таможенным органом дополнительно проверена длина корпуса яхты также без выступающей части площадки для купания в соответствии с документом от завода-изготовителя с указанием размеров длины корпуса без учета выступающих частей (платформа и якорь), предоставленным Письмом ООО "АКВАТЕХНИКА". Согласно данному документу длина конструктивной части корпуса яхты без выступающей части площадки для купания составляет 12,2 м.
Таким образом, следует признать, что моторная яхта Azimut 43 Magellano, имеющая наибольшую длину корпуса более 12 м, способная эксплуатироваться в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта), независимо от того, используется ли она фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д., соответствует требованиям Дополнительного примечания 1 к группе 89 ТН ВЭДЕАЭС.
Правило 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в данном случае не применяется по следующей причине:
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28 января 2011 г. N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" установлено, что Основные правила интерпретации применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2-5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Так как для классификации яхты применяется Дополнительное примечание 1 к группе 89 ТН ВЭД ЕАЭС, то есть правило 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, то правила 2-5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД уже не применяются.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно согласился с выводом Таможни о том, что согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД яхта "Azimut 43 Magellano" подлежит классификации в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: ~ лодки морские и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: - морские".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований Общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 года по делу N А26-3536/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акватехника" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3536/2022
Истец: ООО "Акватехника"
Ответчик: Карельская таможня
Третье лицо: представитель истца Дмитриев В.В.