г. Вологда |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А66-8708/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Респект" Родина А.Б. по доверенности от 10.01.2023, Шишовой О.Ю. по доверенности от 24.01.2022, от общества с ограниченной ответственностью "Никос" Лоторева Р.В. по доверенности от 07.11.2022, от Министерства лесного комплекса Тверской области Сокол Н.В. по доверенности от 01.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 февраля 2023 года по делу N А66-8708/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Респект" (адрес: 171163, Тверская обл., Вышневолоцкий г.о., г. Вышний Волочек, Казанский пр-кт, д. 75-77, помещ. 58, ОГРН 1186952011465, ИНН 6908017923; далее - ООО "Респект") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Никос" (адрес: 172705, Тверская обл., Фировский р-н, с. Покровское, ул. Центральная, д. 114, ОГРН 1026901608194, ИНН 6945002185; далее - ООО "Никос"), обществу с ограниченной ответственностью "Масис" (адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 6, оф. 48, ОГРН 1086952008340, ИНН 6950080252; далее - ООО "Масис") о признании незаконными и нарушающими права ООО "Респект" как собственника земельных участков действия ООО "Масис" и ООО "Никос", выразившиеся в производстве работ по вырубке древесно-кустарниковой растительности на земельных участках с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1288, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1287, расположенными в границах колхоза "Память Ильича" поблизости от деревни Жуково Великооктябрьского сельского поселения Фировского района Тверской области в период с февраля 2019 года по апрель (включительно) 2019 года (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного комплекса Тверской области (далее - министерство), Государственного казенного учреждения Тверской области "Фировское лесничество Тверской области", Резнюка Дмитрия Валерьевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Также истцом заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части обязания ответчиков прекратить вырубку древесно-кустарниковой растительности на земельных участках с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1288, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1287, расположенными в границах колхоза "Память Ильича" поблизости от деревни Жуково Великооктябрьского сельского поселения Фировского района Тверской области; передать ООО "Респект" в полном объеме древесину, заготовленную в пределах указанных земельных участков, в том числе вывезенную с территории участков; обеспечить уборку порубочных остатков на земельных участках, освободить самовольно занятые земельные участки.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.02.2023 по настоящему делу принят отказ от иска в указанной выше части, производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Представители истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в возражениях на отзывы ООО "Никос" и министерства.
ООО "Никос" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей истца, ООО "Никос" и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе реорганизации колхоза "Память Ильича" Фировского района Тверской области в 1992 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" были проведены землеустроительные работы по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании колхоза "Память Ильича" с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности.
Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием составлен проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза "Память Ильича" Фировского района Тверской области (1992 год). В графической части указанного проекта, изготовленной на плане землепользования реорганизуемого колхоза "Память Ильича" в установленном масштабе, обозначены границы земельных участков, передаваемых в собственность бесплатно, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, а также включенных в фонд перераспределения района.
На основании указанного проекта администрацией Фировского района Тверской области было принято постановление от 14.02.1994 N 45 "О предоставлении земель в собственность, аренду и пользование колхозу "Память Ильича", в соответствии с которым гражданам, обладающим правом на земельный пай, в 1996 году выданы правоудостоверяющие документы - свидетельства на право собственности на землю.
В 2006 году в соответствии с указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.07.2001, сведения о земельном участке, предоставленном указанным постановлением гражданам в коллективно-долевую собственность, внесены в государственный земельный кадастр, и участку присвоен кадастровый номер - 69:36:0000017:775.
Земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287 и 69:36:0000017:1288 образованы путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:36:0000017:775, адрес объекта: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение, в границах колхоза "Память Ильича", на основании межевого плана от 04.06.2018 и проекта межевания земельных участков.
Извещение об утверждении проекта межевания опубликовано в газете Тверская жизнь от 28.04.2018 N 33; возражений относительно размера и местоположения границ земельных участков, выделяемых в счет земельной доли, принадлежащей Кудряшову Ю.Н., Еременковой Т.Ф., Леонову; В.А., Егорову С.И., в адрес кадастрового инженера или участников долевой собственности в тридцатидневный срок со дня опубликования объявления о согласовании проекта межевания не поступало, в связи с чем проект межевания утвержден 29.05.2018.
ООО "Респект", от имени которого по доверенности действовал Крутов М.В., 31.10.2018 заключены следующие сделки:
договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, согласно которому Кудряшов Ю.В., от имени которого по доверенности действует Шишова О.Ю., продал ООО "Респект" 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:36:0000017:1285, площадью 126 044 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение, в границах колхоза "Память Ильича" в 1 500 м по направлению на запад от деревни Жуково, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, стоимостью 45 000 руб.;
договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, согласно которому Еременкова Т.Ф., от имени которой по доверенности действует Шишова О.Ю., продала ООО "Респект" 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:36:0000017:1286, площадью 82 685 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение, в границах колхоза "Память Ильича" в 1 300 м по направлению на запад от деревни Жуково, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, стоимостью 45 000 руб.;
договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, согласно которому Леонов В.А., от имени которого по доверенности действует Шишова О.Ю., продал ООО "Респект" 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:36:0000017:1287 площадью 82 702 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение, в границах колхоза "Память Ильича" в 1 800 м по направлению на запад от деревни Жуково, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, стоимостью 45 000 руб.;
договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, согласно которому Егоров С.И., от имени которого по доверенности действует Шишова О.Ю., продал ООО "Респект" 99/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:36:0000017:1288, площадью 82 665 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение, в границах колхоза "Память Ильича" в 1 900 м по направлению на запад от деревни Жуково, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения товарного сельскохозяйственного производства, стоимостью 45 000 руб.
Право собственности ООО "Респект" на вышеперечисленные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л. 23-34). Границы участков определены в установленном порядке и сведения о них внесены в государственный реестр недвижимости.
Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 567-ра "О переводе земель из одной категории в другую" земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Фировского района, в том числе земли колхоза "Память Ильича" (площадь 9 911 га) общей площадью 68 234 гектар переведены в категорию земель лесного фонда.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.09.2008 серии 69-АБ N 258320, собственником лесного участка, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 9 911 га, расположенного по адресу: Тверская область, Фировский район, Великооктябрьское сельское поселение (Фировское лесничество, Шлинское участковое лесничество; леса ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича"), с условным номером 69-69-01/032/2008-053, является Российская Федерация.
Между министерством (ранее министерство лесного хозяйства Тверской области, арендодатель) и ООО "Никос" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.11.2021 N 1, по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду лесной участок в составе земель лесного фонда, площадью 9 738 га, местоположение: Тверская область, Фировский район, Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничестве (леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича"), кв.1-69, 72-79 (по материалам лесоустройства кв. 263-331, 334-341) в пределах условного номера 69-69-01/032/2008-05 (пункт 1.1, 1.2 договора) для заготовки древесины (пункт 1.3 договора). Срок действия договора составляет 25 лет, начиная с 08.01.2013 (пункты 7.1, 7.2 договора).
По сведениям истца 26.04.2019 ему стало известно, что на земельных участках, с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1288, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1287, находящихся в собственности ООО "Респект" проводится работа по вырубке древесной растительности ООО "Масис", действующим на основании лесной декларации от 21.12.2018 N 1 и договора подряда от 21.01.2019 N 1/19, заключенного с ООО "Никос" (арендатора лесного участка в составе земель лесного фонда, площадью 9 738 га, местоположение: Тверская область, Фировский район, Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничестве (леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича"), кв.1-69, 72-79 (по материалам лесоустройства кв. 263-331, 334-341) в пределах условного номера 69-69-01/032/2008-05, по договору аренды от 19.11.2012 N 1).
Истец направил в адрес ответчиков претензии с требованием прекратить нарушение прав ООО "Респект", которые оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требований, от которых истец отказался. Решение суда в указанной части не оспаривается.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 ЛК РФ, пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно частям 2, 3 статьи 6.1 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Частью 4 статьи 6.1 ЛК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В части 1 - 2, 4 статьи 23 ЛК РФ указано, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 - 2 статьи 23 ЛК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Нормами статьи 4.3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) установлено, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие ЛК РФ, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В силу части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона N 201-ФЗ).
Согласно статье 67 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (часть 1).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Как следует из статьи 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации, проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
При проектировании лесничеств осуществляются: 1) установление площади лесничеств; 2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); 3) определение квартальной сети; 4) установление границ лесничеств. Определение квартальной сети осуществляется с учетом установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов. При установлении и изменении границ лесничеств уполномоченный федеральный орган исполнительной власти подготавливает текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу статьи 68.2 указанного Кодекса, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов. Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 70.1 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
В части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Как верно указано судом, действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 69:36:0000017:777 пунктом 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ предусматривалось, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2010 года, признается юридически действительным.
При этом статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ в редакции, действовавшей с 31.07.2007, устанавливалось, что в случае, если до 01 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРН осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действовавшим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Лесным кодексом РСФСР единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находившихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 36, 130 ЛК РФ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельхозорганизациям на праве безвозмездного пользования.
Кроме того, в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, велось лесное хозяйство.
Согласно Положению о колхозных лесах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144 в соответствии с которым колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР.
Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В данном случае при рассмотрении дела N А66-10463/2019 судом установлено, что лесной участок, в пределах которого находятся лесные кварталы N 334, 337, поставлен на кадастровый учет под номером 69:36:0000017:777. Регистрация права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 69:36:0000017:777 произведена в соответствии с действовавшим на момент регистрации порядком на основании плана лесного участка.
При этом леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича" на площади 9911 га лесоустроены, в том числе проведена таксация лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории. Бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича", согласно материалам лесоустройства в 2006 году на основании распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006 N 567-ра "О переводе земель из одной категории в другую" переведены в земли лесного фонда. Наличие материалов лесоустройства говорит о том, что земельный участок предназначался для ведения лесного хозяйства и был отнесен к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций. Именно на земли площадью 9 911 га зарегистрировано право собственности Российской Федерации 19 сентября 2008 года (свидетельство серии 69-АБ N 258320).
Распоряжением администрации Тверской области от 28.07.2005 N 468-ра "Об утверждении плана мероприятий и состава комиссии по приемке в государственную собственность Тверской области ФГУ "Тверьсельлес" и лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций", утвержден план мероприятий по приемке в государственную собственность Тверской области федерального государственного учреждения "Тверское управление сельскими лесами", а также приемке лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в соответствии с которым документы по учету лесного фонда по состоянию на 01 января 2005 года переданы в администрацию Тверской области.
Распоряжением администрации Тверской области от 01.02.2006 N 61-ра "Об отнесения земель к категории - земли лесного фонда" отнесены лесоустроенные земли общей площадью 2 165 676 га, в том числе и спорный земельных участок.
Судом при рассмотрении вышеназванного дела отклонены ссылки ООО "Респект" на судебные акты по делу N 2-2-1/2020 (2-60/2019), поскольку обстоятельства, подлежащие доказыванию при рассмотрении дела, не были предметом его рассмотрения. Кроме того, судом сделан вывод о наличии спора о праве на земельные участки, которое подлежит защите способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (решение Арбитражного суда Тверской области от 05 апреля 2022 года по делу N А66-10463/2019 вступило в законную силу).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, сведений о подаче в суд искового заявления с целью разрешения спора о праве, в материалы дела не представлено, податель жалобы на данное обстоятельство не ссылается.
При этом в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В данном случае вопреки доводам, приведенным в жалобе, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то, что работы по вырубке древесной растительности ООО "Масис" осуществлялись на основании лесной декларации от 21 декабря 2018 года N 1 и договора подряда от 21 января 219 года N 1/19, заключенного с ООО "Никос" (арендатор лесного участка в составе земель лесного фонда, площадью 9 738 га, местоположение: Тверская область, Фировский район, Фировское лесничество Тверской области, Шлинское участковое лесничестве (леса, ранее находившиеся во владении колхоза "Память Ильича"), кв.1-69, 72-79 (по материалам лесоустройства кв. 263-331, 334-341) в пределах условного номера 69-69-01/032/2008-05, по договору аренды от 19 ноября 2012 года N 1).
При этом лесная декларация от 21 декабря 2018 года N 1 подана в ГКУ "Фировское лесничество" и приняла последним. Лесничим Шлинского участкового лесничества проверена правильность отвода делянки, делянка внесена в ЕГАИС. В ходе проверки КУСП N 3881/71, проведенной ОЭБ и ПК МО МВД России "Вышневолоцкий", установлено, что работники ГКУ "Фировское лесничество" контролировали проведение работ по заготовке древесины по договору аренды от 19 ноября 2012 года N 1, за время работы границы делянки не нарушены.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что решением Арбитражного суда Тверской области от 04 мая 2022 года по делу N А66-8707/2019 ООО "Респект" отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора аренды лесного участка от 19 ноября 2012 года в части передачи в аренду ООО "Никос" участка лесного фонда в кварталах 334, 337, согласно схеме расположения лесного участка и его характеристики, определенной в приложении 1, 2 к договору аренды, в местах пересечения (наложения) на границы земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1288, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1287. Указанное решение суда вступило в законную силу. Судом сделан вывод, что представленные ООО "Респект" в материалы дела документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда, с учетом установленных в рамках дела N 2-2-1/2020 обстоятельств, не свидетельствуют о наличии пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287, 69:36:0000017:1288 с землями лесного фонда. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца заключенным между ответчиками договором аренды лесного участка, не представлено.
Следует отметить, что ООО "Никос" при осуществлении рубки в рамках указанного выше договора аренды не нарушало границы арендуемого участка. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено. Ссылка подателя жалобы на отклонение судом соответствующего ходатайства о проведении экспертизы с целью установления координат на местности о проведенной рубке не принимается с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и соответственно отсутствии необходимости в ее проведении. В апелляционной инстанции соответствующее ходатайство не заявлялось. Следует отметить, что доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения судов, в том числе по ранее рассмотренным делам.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Имеющиеся в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 февраля 2023 года по делу N А66-8708/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8708/2019
Истец: ООО "Респект"
Ответчик: ООО "Масис", ООО "НИКОС"
Третье лицо: Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области, Государственное казенное учреждение Тверской области Фировское лесничество ТВерской области, Министерство лесного комплекса Тверской области, Муниципальный отдел МО МВД России, Резнюк Дмитрий Валерьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Тверской областной суд, ФГБУ Тверской филиал "Рослесинформ", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11440/2023
02.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2866/2023
22.02.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8708/19
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-8708/19