г. Пермь |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А60-52133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Власовой О.Г., Гребенкиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2023 года
по делу N А60-52133/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Союз-МКД" (ИНН 6315013340, ОГРН 1166313134349)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838)
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно - коммунальное управление" (ИНН 7729314745),
о взыскании 19 723 руб. 38 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Союз-МКД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД в размере 19723 руб. 38 коп. за период с 01.04.2022 по 31.12.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись, ответчик обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать полном объеме. Считает, что судом не учтен тот факт, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ в Приволжско-Уральском регионе. Пунктом 20 Устава предусмотрен перечень видов деятельности, данный перечень является исчерпывающим. Более того, пунктом 21 Устава установлен запрет на осуществление видов деятельности не предусмотренных Уставом, т.е. у ФГКУ специальная правоспособность. Ответчик не правомочен заключать договоры на коммунальные услуги, кроме того лимиты бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг не выделяются. Исходя из чего, на ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не может быть возложена обязанность по оплате задолженности по коммунальным услугам. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 вопросы содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ отнесены к компетенции ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Таким образом, принимая во внимание специальную правоспособность Учреждения, сам по себе факт закрепления имущества за Учреждением не влечет обязанность для ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России по финансированию мероприятий по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
Истец, находя решение суда законным и обоснованным, представил письменный отзыв, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Союз-МКД" является управляющей компанией по обслуживанию и содержанию многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, д.62, на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом 01.05.2017. Ответчику на праве оперативного управления, в спорный период с 01.01.2022 по 30.06.2022 принадлежало помещение расположенное в указанном МКД, общей площадью 114,1 кв.м.
Истец оказал коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Договор управления многоквартирным домом истцом (управляющая компания) с ответчиком, как с собственником помещений не заключен, между сторонами сложились фактические договорные отношения.
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, что явилось основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из доказанности надлежащего оказания услуг истцом, отсутствия доказательств погашения задолженности ответчиком в заявленном размере.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ). В силу статей 120, 210 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в МКД, является собственник помещения.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Из части 1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором. Однако, в случае не достижения сторонами соглашения (отсутствие договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности услуг указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник как жилого, так и нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), разъяснено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 12 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Исходя из пункта 12 Правил N 491 и статьи 161 ЖК РФ, при выборе иного способа управления МКД, нежели непосредственное управление собственниками помещений в МКД, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление МКД. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления МКД, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил содержания общего имущества).
Отсутствие договорных отношений с истцом, не может являться основанием для отказа в иске о взыскании задолженности, поскольку в силу закона собственник помещения обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Поскольку выпиской из ЕГРН подтвержден факт принадлежности ответчику в спорный период на праве оперативного управления помещения площадью 114,1 кв.м, расположенное в спорном МКД, при этом доказательства уплаты коммунальных услуг не представлены, исковые требования о взыскании задолженности являются правомерными и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм, оснований для вывода о том, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по иску, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Документальные доказательства наличия в спорный период прав иных лиц на соответствующий объект, суду не представлены.
Соответствующие доводы жалобы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Вопреки доводам апеллянта, право оперативного управления наделяет правообладателя самостоятельной компетенцией в отношении объекта.
Довод о том, что обслуживание фондов возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ судом апелляционной инстанции отклоняется, так как материалами дела подтверждено оказание услуг именно истцом в отсутствие письменного договора.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиками не представлено (статья 65 АПК РФ). В отсутствие договора между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и истцом требование об оплате коммунальных ресурсов предъявлено к титульному владельцу помещения.
Таким образом, поскольку исковые требования подтверждены материалами дела; документы, опровергающие обоснованность предъявленных требований, ответчиком не представлены, суд находит требования истца о взыскании задолженности подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании статей 309, 310 ГК РФ, 154, 158 ЖК РФ.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты в полном объеме (статьи 9, 65 АПК РФ), задолженность в сумме 19723 руб. 38 коп. обоснованно признана судом первой инстанции подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку верно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АКП РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2023 года по делу N А60-52133/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52133/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-МКД", ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ