г. Владимир |
|
2 мая 2023 г. |
Дело N А39-10250/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью ТД "Д-Марк" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "ТРАНС-СЕВЕР" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2023 по делу N А39-10250/2022,
по иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия (ОГРН 1021300982119, ИНН 1326136577) к обществу с ограниченной ответственностью ТД "Д-Марк" (ОГРН 1157232015335, ИНН 7203341062) о внесении изменений в проектную документацию и взыскании штрафа в сумме 86 048 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД РМ) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью ТД "Д-Марк" (далее - ООО ТД "Д-Марк") об обязании внести изменения в проектную документацию и о взыскании штрафа в сумме 86 048 руб. 28 коп.
Требования основаны на статьях 309, 310, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением ответчиком обязательств по контракту от 12.07.2022 N 2224188100382001326136577/88 на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта. Ссылаясь на наличие недостатков в проектной документации, что не позволяет подрядчику приступить к строительству объекта, МВД РМ просит возложить на ответчика обязанность внести изменения в проектную документацию, а также взыскать штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в заявленной сумме.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2023 по делу N А39-10250/2022 в удовлетворении исковых требований МВД РМ отказано.
МВД РМ, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском в суд, которые, по мнению заявителя, судом оценены неправильно.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Установлено, что по результатам электронного аукциона 14.06.2022 между МВД РМ (государственным заказчиком) и АО "ТРАНС-СЕВЕР" (головным исполнителем-подрядчиком) был заключен государственный контракт N 2224188100292001326136577/29, в соответствии с условиями которого, подрядчик обязался выполнить работы по строительству административного здания для размещения сотрудников УФМС России по Республике Мордовия в г.Саранске (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа), а государственный заказчик обязался принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта и приложениями к нему.
Рабочая и проектная документация была разработана ООО "Тамбовэлитстрой", которое решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.10.2020 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство (дело N А64-10681/2018).
12.07.2022 по результатам электронного аукциона в рамках государственного оборонного заказа между МВД РМ (государственным заказчиком) и ООО ТД "Д-Марк" (головным исполнитель) также был заключен государственный контракт N 2224188100382001326136577/88, в соответствии с условиями которого, головной исполнитель обязался оказать услуги по осуществлению авторского надзора за строительством объекта: "Административного здания для размещения сотрудников УФМС России по Республике Мордовия в г.Саранске", а государственный заказчик обязался принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги.
В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.1.25 контракта от 12.07.2022, головной исполнитель обязался выполнить обязательства, принятые в рамках данного контракта надлежащим образом в полном объеме на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, государственными стандартами; исполнить свои обязательства в строгом соответствии с требованиями настоящего контракта; обеспечить решение вопросов, связанных с внесением изменений в проектную документацию, необходимость которых выявилась в процессе строительства объекта, по заданию государственного заказчика, с последующим ее переутверждением в соответствии с законодательством.
Согласно пунктам 4.3, 4.4 Технического задания к контракту (Приложение N 2), в обязанности ответчика включено: разрешение вопросов, связанных с внесением изменений в рабочую документацию и (или) проектную документацию, необходимость которых выявилась в процессе строительства; согласование совместно с государственным заказчиком замены предусмотренных проектом грунтов, материалов, оборудования, изделий и конструкций, входящих в состав возводимого сооружения или его основания.
Цена контракта, согласно пунктам 2.1, 2.3, составила 860 482 руб. 78 коп., и является твердой на весь срок исполнения контракта.
27.06.2022 и 06.07.2022 АО "ТРАНС-СЕВЕР" направило в адрес МВД РМ замечания по проектно-сметной документации объекта строительства.
В свою очередь МВД РМ 14.07.2022 направило копию письма АО "ТРАНС-СЕВЕР" с перечнем замечаний к проектно-сметной документации, ответчику, указав на выявление разночтений в документации, препятствующих выполнению строительно-монтажных работ, и необходимость предоставить разъяснения по проблемным вопросам.
Письмом от 25.07.2022 ответчик уведомил МВД РМ о том, что представленная проектная документация не соответствует Постановлению
Правительства N 87 от 16.02.2008, и для выполнения строительно-монтажных работ на объекте необходимо внести изменения в проектную документацию.
Письмом от 12.08.2022 истец повторно потребовал от ООО ТД "Д-Марк" разъяснений по выявленным замечаниям и разночтениям. Последний в письме от 23.08.2022 указал, что изменения в проектную документацию выполняются проектной организацией на основании дополнительного договора или соглашения.
Письмами от 23.08.2022, 06.09.2022 и 14.10.2022 истец указал, что подписав контракт, ответчик принял на себя обязательства по исполнению его условий, в том числе по внесению изменений в проектно-сметную документацию, которые должен исполнить.
Данные претензии МВД РМ о выполнении условий контракта оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ООО ТД "Д-Марк" обязанности по внесению изменений в проектную документацию.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда согласна.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых в соответствии с договором заказчику разработчиком проектной документации на строительство объекта. Несмотря на то, что обязательность его проведения установлена лишь для ряда объектов капитального строительства, при наличии соответствующего договора его проведение должно соответствовать установленным требованиям.
Авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации (статья 2 Федерального закона от 30.12.20098 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункту 3.1 Свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", введенного в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 N 44 (далее - СП 11-110-99), авторский надзор - это один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.
Пункт 3.1 Свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденного Приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр (далее - СП 246.1325800.2016), определяет авторский надзор как контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и на ее основе рабочей документации (пункт 4.1 СП 246.1325800.2016).
Целью авторского надзора является обеспечение соответствия технических решений и технико-экономических показателей введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной проектной документации (пункт 4.2 СП 246.1325800.2016).
Согласно пункту 4.9 Свода правил при проведении авторского надзора необходимо руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право, в пределах своих полномочий, осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, национальными стандартами, утвержденной в установленном порядке проектной документацией и разработанной на ее основе рабочей документацией, а также настоящим сводом правил.
Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или на основании организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).
При проведении авторского надзора проектировщику должен быть предоставлен доступ на все объекты капитального строительства, а также иные места производства работ и при этом обеспечено выполнение всех мероприятий по охране труда специалистов группы авторского надзора.
При осуществлении надзора проектировщик выполняет, в частности, следующие функции:
1) принимает участие в освидетельствовании геодезической основы объекта;
2) устанавливает необходимость осуществления геодезических наблюдений за перемещениями и деформациями оснований фундаментов;
3) согласовывает замену грунтов, материалов изделий и конструкций, а также замену оборудования;
4) принимает участие в проверке качества и соблюдения технологии выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта;
5) осуществляет ведение журнала авторского надзора за строительством;
6) оформляет замечания о выявленных недостатках выполнения работ;
7) обеспечивает решение вопросов, связанных с внесением изменений в проектную и рабочую документации;
8) принимает участие в приемке объекта капитального строительства в эксплуатацию, оказывает помощь в освоении проектной мощности на основании отдельного договора или дополнительного соглашения.
В конечном итоге конкретный перечень прав и обязанностей сторон, режим проведения авторского надзора и иные важные для контрагентов вопросы должны быть закреплены в документе, являющемся основанием для проведения авторского надзора: в договоре авторского надзора или в организационно-распорядительном документе, если проектировщик является структурным подразделением.
В состав работ, выполняемых в рамках авторского надзора в соответствии с пунктами 7.1 - 7.3 СП 246.1325800.2016 включены:
1) ознакомление с организационно-технологической документацией, в частности ознакомление с проектом производства работ, с сопроводительными документами, определяющими качество применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования, ознакомление с исполнительной документацией;
2) визуальный контроль состояния объектов капитального строительства и технологий выполнения строительно-монтажных и специальных работ, а также технический осмотр результатов их проведения;
3) документирование результатов авторского надзора, в частности письменное уведомление о выявленных недостатках выполненных работ, подписание актов освидетельствования скрытых работ, фиксация результатов работ по авторскому надзору в журнале авторского надзора.
Если в процессе проведения капитальных работ возникает необходимость внесения изменений в проектную или рабочую документацию, лицо, осуществляющее авторский надзор, должно содействовать решению вопросов, связанных с внесением таких изменений.
Изменения в проектную и рабочую документацию вносятся по заданию заказчика, что согласно ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства, что требует заключения еще одного договора на проектные работы или требует внесение изменений в существующий договор (пункты 8.3 и 8.6 СП 246.1325800.2016).
Согласно подпункту "н" пункта 5.2 Приказа Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр "Об утверждении свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" проектировщик при осуществлении авторского надзора в процессе строительства объекта капитального строительства обеспечивает решение вопросов, связанных с внесением изменений в проектную документацию, необходимость которых выявилась в процессе строительства, по заданию застройщика (технического заказчика), с последующим ее переутверждением в соответствии с законодательством.
В проектной документации выявлены несоответствия и недоработки, непосредственно влияющие на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, в том числе несоответствие материалов для устройства фундамента (дренажа), нарушения требований пожарной безопасности и др.
Следовательно, на основании пункта 8.6 "Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" по письменному заданию заказчика в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 изменения в проектную документацию должны быть внесены на основании дополнительного договора на проектные работы или дополнительного соглашения к нему (то есть, по отдельной договоренности сторон).
Заключенный между сторонами государственный контракт об авторском надзоре от 12.07.2022 не содержит обязанности ответчика непосредственно выполнять проектные работы и готовить изменения в проектную документацию для истца либо для третьего лица, поскольку в данном случае ООО ТД "Д-Марк" не является проектировщиком.
При таких обстоятельствах исковые требования МВД РМ о возложении на ООО ТД "Д-Марк" обязанности внести изменения в проектную документацию отклонены правомерно.
Требование истца о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение обязательств по контракту является производным от требования о внесении изменений в контракт. Поскольку в удовлетворении требования МВД РМ о возложении на ООО ТД "Д-Марк" обязанности внести изменения в проектную документацию отказано, то и требование о взыскании штрафа подлежит оставлению без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, поскольку сводятся к изложению фактических обстоятельств, положенных в обоснование иска. Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в апелляционной инстанции не установлено. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено. В связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2023 не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2023 по делу N А39-10250/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10250/2022
Истец: Министерство внутренних дел по Республике Мордовия
Ответчик: ООО ТД "Д-Марк"
Третье лицо: АО "Транс-Север"