г. Москва |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А40-28202/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Ткачука А.Б.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2023 по делу N А40-28202/22 (2-144)
по заявлению ИП Ткачука А.Б.
к Министерству транспорта Российской Федерации,
третье лицо: 1) ФБУ "Агентство автомобильного транспорта"
2) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта,
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Кошелевский А.В. по дов. от 08.11.2022; |
от ответчика: |
Коновалов Д.В. по дов. от 09.01.2023; |
от третьего лица: |
1) Гарифуллина Р.Ф. по дов. от 27.09.2022; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Ткачук А.Б. (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительным решения Минтранса России (далее - заинтересованное лицо) от 12.11.2021 года о прекращении действия свидетельства МТРФ N 004909, ранее выданного ИП Ткачук А.Б. (ИНН 614200028902) по межрегиональному маршруту "АС Темрюкская - АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону" регистрационный номер 61.23.027.
Решением суда от 20.02.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность в связи с принятием необоснованного решения 12.11.2021 г. Минтрансом России о прекращении действия свидетельства Минтранса РФ N 004909.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации и ФБУ "Агентство автомобильного транспорта" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили отзывы на апелляционные жалобы.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, рейдовые проверки выполнения рейсов, предусмотренных расписанием, по межрегиональному маршруту регулярных перевозок проходили с 14.09.2021 г. по 25.09.2021 г., по результатам которых были составлены Акты Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
Заявитель указывал, что данные Акты содержат недостоверные данные о том, что заявитель ИП Ткачук А.Б. в период времени с 14.09.2021 г. по 25.09.2021 г. не осуществлял перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок "АС Темрюкская - АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону", регистрационный номер 61.23.027 и не основаны на всех фактических обстоятельствах настоящего дела, а именно:
- заявитель ИП Ткачук А.Б. на основании карты маршрута регулярных перевозок (серии МТРФ N 033269), выданной Минтрансом России должен был осуществлять перевозки пассажиров согласно 3 разделу автобусом. Для осуществления перевозок заявитель ИП Ткачук А.Б. использовал автобус марки MAN гос. N Р 170 СО и автобус марки ВОЛЬВО гос. N Е 712 АВ
- 10.09.2021 года в результате противоправных действий неизвестного лица произошёл пожар, где огнём был уничтожен принадлежащий заявителю ИП Ткачук А.Б. автобус марки MAN гос. N Р 170 СО. Данный факт был зафиксирован Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Белокалитвинскому району МЧС России. По факту поджога имущества было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ.
- заявитель ИП Ткачук А.Б. по независящим от него обстоятельствам в связи с полной утратой автобуса марки MAN гос. N Р 1 70 СО был вынужден осуществлять временно все перевозки автобусом марки ВОЛЬВО гос. N Е 712 АВ.
- подтверждением выхода на маршрут и осуществление перевозок в указанные даты заявителем Ткачук А.Б. с использованием автобуса марки ВОЛЬВО гос. N Е 712 АВ являются путевые листы по маршруту регулярных перевозок "АС Темрюкская - АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону", заверенные печатью заявителя ИП Ткачук А.Б. с отметками о разрешении выезда на маршрут.
- также необходимо учитывать те обстоятельства, что заявитель ИП Ткачук А.Б. по независящим от него обстоятельствам утратив полностью автобус марки MAN гос. N Р 170 СО (в результате поджога 10.09.2021 года) всеми силами на тот момент продолжал осуществлять перевозки пассажиров исходя из фактических возможностей на тот момент только автобусом марки ВОЛЬВО гос. N Е 712 АВ (до покупки нового второго автобуса и постановки его на маршрут).
- ИП Ткачук А.Б. также уведомил о временных трудностях (из-за утраты автобуса марки MAN гос. N Р 170 СО в результате поджога) Генерального директора А.Ф "КУБАНЬПАССАЖИРАВТОСЕРВИС" ОАО и Генерального директора ПАО "Донавтовокзал".
Таким образом, по мнению заявителя, Акты Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) содержат недостоверные данные об отсутствии на межрегиональном маршруте регулярных перевозок регистрационный номер 61.23.027 "АС Темрюкская - АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону" перевозчика ИП Ткачук А.Б., а действия контролирующих органов всех обстоятельств по делу (включая пожар и порчу имущества заявителя ИП Ткачук А.Б.).
12.11.2021 года было принято решение Минтранса России о прекращении действия свидетельства Минтранса РФ N 004909 ИП Ткачук А.Б. (ИНН 614200028902), регистрационный номер 61.23.027 по межрегиональному маршруту "АС Темрюкская - АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону".
Считая, что решение Минтранса России о прекращении действия свидетельства МТРФ N 004909 от 12.11.2021 года нарушает права ИП Ткачука А.Б. для осуществления предпринимательской деятельности как перевозчика, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определено как документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок зарегистрирован маршрут "АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону - АС Темрюкская" с регистрационным номером 61.23.027, на который ИП Ткачук А.Б. оформлено и выдано свидетельство МТРФ N 004909.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок отменяется в случае прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту.
В соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Согласно ч. 6 ст. 2 Закона N 220-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок, возложенных Законом N 220-ФЗ на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 9 приказа Минтранса России от 20 июня 2018 г. N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" полномочия Минтранса России в части получения информации от органа государственного транспортного контроля осуществляет ФБУ "Агентство автомобильного транспорта (далее ФБУ "Росавтотранс").
При принятии решения Минтрансом России подтверждением невыполнения рейсов по маршруту служат оригиналы актов, оформленные по результатам проверки органами Ространснадзора, с указанием наименования перевозчика, конкретных невыполненных рейсов, регистрационного номера маршрута, даты, времени и места проведения проверки.
В свою очередь, осуществление проверки предоставляемых сведений из органов государственного транспортного контроля Минтрансом России не предусмотрено Законом N 220-ФЗ, Положением N 1043 и Административным регламентом Минтранса России по представлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 26 декабря 2017 г. N 536.
Так, в ФБУ "Росавтотранс" из Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) поступили акты проверки, составленные в период с 14 сентября 2021 г. по 25 сентября 2021 г., устанавливающие факты невыполнения заявителем перевозок в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием маршрута "АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону - АС Темрюкская".
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее -- Устав N 259).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава N 259 маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 2 Устава N 259 расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона N 220-ФЗ рейс определен как путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт.
Таким образом, рейс представляет собой перемещение конкретного транспортного средства в определенное время в соответствии с установленным маршрутом.
В связи с этим для каждого начального или конечного остановочного пункта, предусмотренного расписанием маршрута, запланировано выполнение рейсов (например, ежедневно, через день, по определенным дням недели и т.д.). Соответственно территориальными органами Ространснадзора проводятся мероприятия по контролю выполнения рейсов от начального или конечного остановочного пункта.
Осуществление перевозки из начального остановочного пункта межрегионального маршрута регулярных перевозок в конечный остановочный пункт данного маршрута является выполненным рейсом, вне зависимости от осуществления рейса в обратном направлении.
На основании сведений, указанных в приложении N 1 к свидетельству МТРФ N 004909, выданного ИП Ткачуку А.Б., расписанием маршрута предусмотрено выполнение рейсов от остановочного пункта "АС Темрюкская" ежедневно в 09:05.
Путь транспортного средства по маршруту 61.23.027 от остановочного пункта "АС Темрюкская" является рейсом данного маршрута.
Актами МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлены факты невыполнения рейсов по данному маршруту от остановочного пункта "АС Темрюкская" с 14.09.2021 по 25.09.2021 в 9:05.
Таким образом, установление факта невыполнения рейсов маршрута 61.23.027 от остановочного пункта "АС Темрюкская" в период с 14 сентября 2021 г. по 25 сентября 2021 г. в 09:05 является установлением факта невыполнения двенадцати рейсов подряд по данному маршруту.
22.10.2021 в ФБУ "Росавтотранс" письмом (вх. N 03-14/1485, копия прилагается) из МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея поступили акты проверки, устанавливающие факт невыполнения ИП Ткачуком А.Б. в отсутствие чрезвычайной ситуации шести рейсов подряд, предусмотренных расписанием маршрута 61.23.027 в период с 14.09.2021 по 25.09.2021.
Во исполнение требований п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 220-ФЗ Минтрансом России принято решение от 12 ноября 2021 г. о прекращении действия свидетельства на маршрут N 61.23.027 "АВ "Главный" г. Ростов-на-Дону - АС Темрюкская" и исключении данного маршрута из реестра маршрутов регулярных перевозок (копия прилагается).
Соответственно Минтранс России действовал в полном соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 220-ФЗ сведения о маршруте 61.23.027 были исключены из реестра.
ФБУ "Росавтотранс" наделено полномочиями направления уведомлений об отмене маршрутов Приказом Минтранса России от 20.06.2018 N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок".
Во исполнение части 4 статьи 8 Закона N 220-ФЗ ФБУ "Росавтотранс" проинформировало об отмене маршрута уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены остановочные пункты по данному маршруту, и владельцев остановочных пунктов по данному маршруту (исх. NN 03-09/6221 - 03-09/6224).
Реестр в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 220-ФЗ находится в общем доступе на сайте Минтранса России, в связи с чем, ограничения на получение информации в отношении маршрута у ИП Ткачука А.Б. отсутствуют.
Информация об отмене маршрута 61.23.027 также была направлена ИП Ткачуку А.Б. письмом от 15.11.2021 (исх. N 03-09/6225, прилагается).
Помимо исключения сведений о маршруте из реестра и направления предусмотренных частью 4 статьи 8 Закона N 220-ФЗ уведомлений, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено формализованной процедуры подтверждения принятия Минтрансом России решения о прекращении действия свидетельства на основании пункта 8 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Законом N 220-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не предусмотрено формы решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ решения.
Решение Минтранса России от 12.11.2021 содержит сведения о дате принятия решения, о лице, принявшем решение, и о маршруте.
Таким образом, положения Закона N 220-ФЗ не определяют конкретную форму оформления принятого Минтрансом России решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием, во исполнение требований п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 220-ФЗ. В Минтрансе России действует Облачная система электронного документооборота.
Таким образом, Минтранс России и ФБУ "Росавтотранс" действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с положениями Закона N 220-ФЗ.
Доводы Заявителя о направления ИП Ткачуком А.Б. руководителям АО "Донавтовокзал" и АО "Кубаньпассажиравтосервис" заявлений о временном прекращении осуществления перевозок по маршруту 61.23.027 отклоняются судом.
В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Федерального закона в день принятия решения перевозчик, которому выдано свидетельство, обязан уведомить установивший данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Минтранс России, а также владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута, о принятии предусмотренного частью 1 статьи 29.1 Федерального закона решения.
Предусмотренное частью 2 статьи 29.1 Федерального закона уведомление ИП Ткачука А.Б. в отношении маршрута 61.23.027 из Минтранса России в ФБУ "Росавтотранс" не поступало.
Более того, положениями статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ право перевозчика на временное прекращение перевозок по маршруту обусловлено принятием мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту.
Истец ссылается на "уничтожение огнем пожара автобуса", что положениям Закона N 220-ФЗ не соответствует.
ИП Ткачук А.Б., являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим пассажирские перевозки, должен был не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований, а при их не выполнении, несет соответствующие риски в случае совершения действий, вопреки установленным законодателем ограничений.
Поскольку заявителем не соблюдены требования положений ч. 1 и 2 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ, отсутствовали основания для применения положений ч. 3 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ.
В силу статьи 13 ГК РФ, а также согласно сохраняющим свою практическую значимость разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Индивидуальным предпринимателем не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований законодательства и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание последствий допущенного нарушения, учитывая императивные нормативное требование пункта 8 части 1 статьи 29 о прекращении действия свидетельства.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Однако заявителем не подтвержден факт нарушения или оспаривания каких-либо его прав и законных интересов действиями ответчика, а также не представлено каких-либо доказательств такого нарушения или оспаривания.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется. Данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда. Доказательств недостоверности отраженных в актах сведений заявитель не представил.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2023 по делу N А40-28202/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28202/2022
Истец: Ткачук Анатолий Борисович
Ответчик: ФБУ "Агенство автомобильного транспорта"
Третье лицо: Минтранс России