г. Чита |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А19-26901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Гречаниченко А.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - заявитель, предприятие или ОГУЭП "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Иркутское УФАС России или Управление) с заявлением о признании незаконным постановления от 29 ноября 2022 года прекращении производства по делу N 038/04/9.21-1570/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе.
ОАО "ИЭСК" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Антимонопольный орган в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает, что доводы жалобы всесторонне рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ОГУЭП "Облкоммунэнерго", Иркутское УФАС России и ОАО "ИЭСК" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы обращения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по факту не направления ОАО "ИЭСК" проекта договора по заявке вх. N 22794/22 от 12 июля 2022 года на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: ВЛ-35 кВ, расположенных по адресу: Иркутская область, Киренский район.
Определением N 038/1843/22 от 26 сентября 2022 года в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело N 038/04/9.21-1570/2022 по событию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и проведено административное расследование, по результатам которого в отношении ОАО "ИЭСК" вынесено постановление 29 ноября 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении N038/523/22.
Заявитель полагая, что постановление Иркутского УФАС России от 29 ноября 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении принято должностными лицами антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Предметом противоправного посягательства, в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Из материалов административного дела следует, что в адрес ОАО "ИЭСК" поступила заявка вх. N 22794/22 от 12 июля 2022 года в целях осуществления технологического присоединения - изменения точек присоединения, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Киренский район.
Процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).
Специальные нормы, регламентирующие порядок технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, под которым понимаются случаи технологического присоединения объектов смежных территориальных сетевых организаций в ситуации, когда нижестоящей сетевой организации необходимо увеличить максимальную мощность в целях присоединения обратившихся к ней заявителей, а также в целях, установленных пунктом 41 Правил, содержащихся в разделе V Правил.
Согласно пункту 15 Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Также пунктом 15 Правил предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая не позднее трёх рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом, сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В установленные пунктом 15 Правил сроки уведомление либо проект договора в адрес заявителя не направлялись.
Из представленных ОАО "ИЭСК" документов следует, что в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направлено уведомление N 556 от 12 июля 2022 года о необходимости предоставления в течение 20 рабочих дней недостающих сведений и документов, а именно, в заявке установлены следующие несоответствия:
1. в пункте 4 заявки указывается на необходимость смены точек присоединения для ВЛ 10 кВ:
1.1. Аэропорт - 3 420 кВт;
1.2. Кривошапкино - 2 860 кВт;
1.3. Киренск 2 - 3 720 кВт.
Суммарно 10 000 кВт по III категории.
По ВЛ 10 кВ Аэропорт и Кривошапкино, в случае изменения из точек присоединения нагрузка 3420 кВт и 2 860 кВт с РУ 10 кВ перераспределяется на РУ 35 кВ ПС 110 кВ Киренск, но с ВЛ 10 кВ Киренск 2 остается неразрешенным вопрос с остатком мощности - из 5 774 кВт на ОРУ 35 кВ перераспределяется 3720 кВт. Остаток 2 054 кВт при изменении точки присоединения не будет включен в новый АЛТП. Технологически изменение точки присоединения подразумевает под собой физическое отсоединение трех ВЛ 10 кВ от РУ 10 кВ ПС Киренск и перефиксацию их к РУ 10 кВ ПС 35/10 кВ Кривошапкино.
Также указано на несоответствие заявки ранее установленной категории надежности электроснабжения. Перераспределение ранее разрешенной мощности 10 МВТ по III категории надежности невозможно с прямым переводом ее на II категорию.
2. В пункте 6 заявки указываются сведения о запрашиваемой и ранее разрешенной мощности. Так, согласно поданной заявке запрашиваемая мощность составляет 10 000 кВт по II категории надежности. В нормальном режиме потребления величина максимальной мощности, разрешенная к одномоментному потреблению должна составлять в сумме не более 10 000 кВт. В пункте 6 и 6а указывается величина 2*10000 кВт, в сумме 20000 кВт, что в два раза превышает максимальную запрашиваемую мощность. Данные сведения необходимо привести в соответствие величине запрашиваемой максимальной мощности: одна точка - 5 000 кВт, вторая точка - 5 000 кВт.
3. В пункте 6б заявки ранее разрешенная мощность не указывается, в пункте 4 указывается на то, что увеличение отбора мощности от ПС 110 кВ Киренск не требуется. Требуется установить взаимосвязь между пунктом 4,6 и пунктом 13 (категория надежности).
4. В пункте 7 заявки указано количество и мощность присоединяемых трансформаторов - 50 и 17588 кВА соответственно. Данные сведения не излишни, но относятся к электрическим сетям ОГУЭП "Облкоммунэнерго", так как согласно заявке к электрической сети ОАО "ИЭСК" планируется присоединить два трансформатора и их установленная мощность подлежит указанию в заявке и на однолинейной схеме.
5. Предоставленная однолинейная схема электрических сетей 35 кВ не соответствует требованиям к оформлению и данным заявке, а именно на схеме отсутствуют данные о взаиморезервируемых ВЛ 35 кВ и первичном электротехническом оборудовании ПС 35/10 кВ Кривошапкино.
Определениями Иркутского УФАС России N 038/1843/22, 038/523/22 у ОАО "ИЭСК" запрашивались доказательства рассмотрения и направления документов о результатах рассмотрения заявки вх. N22794/22 от 12 июля 2022 года.
Как указал антимонопольный орган и следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" представлен скриншот (распечатка страницы) электронной почты об отправке электронного письма, содержащего уведомление исх. N 556 от 12 июля 2022 года о необходимости предоставления в течение 20 рабочих дней недостающих сведений и документов на официальный электронный адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (info@oblkomenergo.ru).
Вместе с тем, пункт 15 Правил не предусматривает конкретный способ отправки уведомления.
На основании изложенного, как верно указал суд первой инстанции, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о том, что спорная заявка рассмотрена ОАО "ИЭСК" в срок, установленный абзацем 12 пункта 15 Правил, по результатам ее рассмотрения запрошены дополнительные сведения и документы, и, как следствие, об отсутствии нарушений порядка технологического присоединения в действия ОАО "ИЭСК".
По окончании административного расследования в соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
По результатам проведенного административного расследования по делу N 038/04/9.21-1570/2022 в отношении ОАО "ИЭСК" вынесено постановление от 29 ноября 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 038/523/22.
По мнению суда апелляционной инстанции, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО "ИЭСК" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
Антимонопольным органом в суд первой инстанции представлены достаточные и бесспорные доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основаниями для принятия оспариваемого постановления.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о законности и обоснованности постановления Иркутского УФАС России от 29 ноября 2022 года о прекращении производства по делу N 038/04/9.21-1570/2022.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2023 года по делу N А19-26901/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26901/2022
Истец: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания"