город Москва |
|
3 мая 2023 г. |
дело N А40-222899/22 |
Резолютивная часть постановления от 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 03.05.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-222899/22
по заявлению ООО "Профильмет"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третьи лица: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Толкачев А.В. по доверенности от 07.11.2022;
от заинтересованного лица - Горчакова Е.А. по доверенности от 22.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2023 признано незаконным и отменено решение Департамента городского имущества г. Москвы от 05.10.22 N ДГИ-1-56997/22-1 и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность оказать услугу по заявлению ООО "Профильмет" от 07.09.2022 по разработке проекта межевания территории с целью образования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Москва, Островной проезд, дом 9, корп. 4 в установленном земельным законодательством порядке и сроки.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Профильмет" является собственником жилых помещений - пентхаузы: жилое помещение, площадь 426,6 кв.м., кадастровый номер: 77:07:0001004:2082, адрес: Москва, проезд Островной, дом 9, корп. 4, кв. 1; жилое помещение, площадь 419,0 кв.м., кадастровый номер: 77:07:0001004:2083, адрес: Москва, проезд Островной, дом 9, корп. 4, кв. 2, которые принадлежат ООО "Профильмет" на основании договора купли-продажи имущества N 1 от 25.01.2021 (регистрационные записи N 77:07:0001004:2082-77/072/2021-15 от 15.04.2021; N 77:07:0001004:208377/072/2021-15 от 15.04.2021).
ООО "Профильмет" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о подготовке проекта межевания территории для последующего выделения заявителем земельного участка под домом по адресу: Москва, район Крылатское, проезд Островной, дом 9, корп. 4 в собственность.
05.10.2022 Департаментом городского имущества г. Москвы письмом N ДГИ-1-56997/22-1 отказано ООО "Профильмет" в подготовке проекта межевания по причине того, что земельный участок, на котором находится многоквартирный дом расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Москворецкий", с учетом того, что размещение жилой застройки в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001004:10 не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушению прав и законных интересов собственника жилых помещений.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив в соответствии с требованиями ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении государственной услуги по проведению разработки проекта межевания территории с целью образования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Москва, Островной проезд, дом 9, корп. 4 не противоречит действующему законодательству, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что по условиям договора долгосрочной аренды земельного участка N М-07-012181 от 05.08.1998, спорный земельный участок предоставлен для целей строительства и дальнейшей эксплуатации спортивно-оздоровительной базы, спортивно-оздоровительного центра, оздоровительно-развлекательного комплекса с временным проживанием.
Изменений в договор не вносилось.
На спорный земельный участок выданы разрешения на строительство спортивно-оздоровительного центра площадью 1.274 кв.м. от 24.12.2009 и от 21.11.2017 на строительство 3 нитки затяжного дюкера.
Иных разрешений на строительство не выдавалось.
Договор N М-07-012181 от 05.08.1998, расторгнут уведомлением Департамента от 02.06.2015 N ДГИ-И-23772/15, в связи с невнесением арендной платы более 2-х кварталов подряд.
Из пояснений представителя Департамента следует, что на спорном участке построены объекты капитального строительства (пентхаузы), что не соответствует разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", использование земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется Положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.
Спорная территория является частью природного парка "Москворецкий".
Согласно п. 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Из положений п. 1 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
Частью 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Исходя из ст. 16 Закона N 33-ФЗ управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", являющиеся специальными по отношению к общим правилам ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления а аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.
Территория природно-исторического парка "Москворецкий" включает в себя 22 экологические зоны, отделенные друг от друга реками, заливами, каналами и улицами.
Спорный земельный участок кадастровый номер 77:07:0001004:10 имеет вид разрешенного использования - для строительства и дальнейшей эксплуатации спортивно-оздоровительной базы, спортивно-оздоровительного центра, оздоровительно-развлекательного комплекса с временным проживанием.
Вместе с тем на земельном участке (кадастровый номер 77:07:0001004:10) построены объекты капитального строительства (пентхаузы).
Следует отметить, что выбор способа защиты права не должен быть реализован со злоупотреблением права с учетом оценки соразмерности заявленного способа защиты последствиям его применения. В данном случае Департаментом на обращение общества дан ответ с разъяснениями, то есть были совершены действия, которые направлены на разрешение в установленном порядке обращения заявителя.
Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-222899/22 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Профильмет" требований, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222899/2022
Истец: ООО "ПРОФИЛЬМЕТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ