город Томск |
|
4 мая 2023 г. |
Дело N А45-37859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального таможенного управления (N 07АП-2675/23), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.02.2023 по делу N А45-37859/2022 (судья Редина Н.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Агфа" (ОГРН 1027700450250), г. Москва к ответчикам: 1) Центральному таможенному управлению (ОГРН 1037739218758), г. Москва, 2) Новосибирской таможне (ОГРН 1025400531584), г. Новосибирск с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Московской областной таможни (124498 город Москва, г. Зеленоград, пр-кт Георгиевский, д. 9, ОГРН 1107746902251), 2) Смоленской таможни (214032 Смоленская область, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.105, ОГРН 1026701425849) об обязании возвратить 507 892, 85 руб. таможенных платежей и пени,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Порошина Л,В., представитель по доверенности от 07.06.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: Центральное таможенное управление: Ханов Р.М., представитель по доверенности от 12.12.2022, паспорт; от Новосибирской таможни: Муравьева И.И., представитель по доверенности от 23.12.2022, паспорт;
от третьих лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агфа" (далее - заявитель, общество, ООО "Агфа") обратилось в арбитражный суд с иском к ответчикам Центральному таможенному управлению (далее - управление), Новосибирской таможне (далее - таможня) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Московской областной таможни, Смоленской таможни об обязании возвратить 507 892, 85 руб. таможенных платежей и пени (с учётом уменьшения размера исковых требований согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 14.02.2023 в удовлетворении исковых требований к Новосибирской таможне (ОГРН 1025400531584) отказано. Исковые требования к Центральному таможенному управлению (ОГРН 1037739218758) удовлетворены, с Центрального таможенного управления в пользу ООО "Агфа" (ОГРН 1027700450250) взыскано 507 892, 85 руб. таможенных платежей и пени, 13 158 руб. государственной пошлины.
Центральное таможенное управление, не согласившись с указанным решением суда, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального права.
Новосибирская таможня в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, указал, что Новосибирская таможня не обладает полномочиями на совершение действий по возврату денежных средств на расчетный счет ООО "Агфа".
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Центрального таможенного управления поддержал доводы апелляционной жалобы, по основаниям указанным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Агфа" были ввезены товары - кассеты медицинские рентгеновские и рентгенографические различных артикулов - и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10013160/240619/0218118, 10013160/010319/0032234, 10013160/080819/0297499, 10013160/040819/0288212, 10113110/230419/0056348, 10113110/150519/0067192, 10013160/270121/0036432. Обществом в декларациях товары были классифицированы в товарной подсубпозиции 9022 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Обществом таможенным органам были представлены регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N N РЗН 2016/5129 от 11.12.2018, ФСЗ 2009/05066 от 11.12.2018, ФСЗ 2009/05067 от 12.12.2018, ФСЗ 2009/05065 от 11.12.2018, в соответствии с которыми код товаров согласно ОКПД2 - 26.60.11.130.
В связи с целевым назначением и ограниченной сферой применения ввозимых товаров, общество посчитало применимыми нормы пп. 2 статьи 150 и пп. 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров в соответствии с Постановлением Правительства N 1042 от 30.09.2015 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость".
В ходе проводимой камеральной таможенной проверки Новосибирская таможня посчитала применение льготы неправомерным, составила акт камеральной таможенной проверки N 10609000/210/181021/А000073 от 18.10.2021, вынесла решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10013160/240619/0218118, 10013160/010319/0032234, 10013160/080819/0297499, 10013160/040819/0288212, 10113110/230419/0056348, 10113110/150519/0067192, 10013160/270121/0036432 в связи с изменением ставки НДС с 0 % на 20 % и сформировала корректировки ДТ.
Центральное таможенное управление выставило в адрес общества уведомления о необходимости уплаты таможенных платежей (НДС) и пени N N 10100000/У2021/0018054 от 24.12.2021, 10100000/У2021/0017052 от 21.12.2021, 10100000/У2021/0017475 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0017496 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0017460 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0016817 от 20.12.2021, 10100000/У2021/0016813 от 20.12.2021 в связи с неисполнением обществом обязанности по уплате НДС, исчисленного в КДТ.
На основании уведомлений с Единого лицевого счета (ЕЛС) общества, администрирование которого осуществляется Центральным таможенным управлением, в период с 23.12.2021 по 10.01.2022 были списаны 662 592, 25 руб., из которых 587 879, 14 руб. - таможенные платежи (НДС), 74 713, 11 руб. - пени за несвоевременную уплату таможенных платежей (НДС).
Факт списания с ЕЛС общества суммы в размере 662 592, 25 руб. подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных ООО "АГФА" на ЕЛС в качестве авансовых платежей за период с 20.12.2021 по 20.01.2022 и уведомлениями ЦТУ, выставленными в адрес ООО "АГФА" о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N N 10100000/У2021/0018054 от 24.12.2021, 10100000/У2021/0017052 от 21.12.2021, 10100000/У2021/0017475 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0017496 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0017460 от 23.12.2021, 10100000/У2021/0016817 от 20.12.2021, 10100000/У2021/0016813 от 20.12.2021.
В ходе новой проведенной камеральной таможенной проверки Новосибирская таможня указала на правомерность применения льготы по уплате НДС, предусмотренной Постановлением Правительства N 1042 от 30.09.2015, к ввезенным обществом медицинским изделиям по ДТ N 10013160/270121/0036432. При этом Новосибирская таможня руководствовалась ответом Росздравнадзора, полученным в ходе проведения проверки о том, что указание в регистрационных удостоверениях кода ОКПД2 26.60.11.130 (на уровне 6 знаков), а также указание обществом при таможенном декларировании кода ТН ВЭД ЕАЭС 9022 (на уровне 4 знаков), с учетом Примечания 1 Постановления Правительства Российской Федерации N l042 является основанием для предоставления обществу льготы по уплате НДС.
Новосибирской таможней принято решение о внесении изменений в ДТ N 10013160/270121/0036432 в части изменения ставки НДС с 20% на 0%, а Центральным таможенным управлением на ЕЛС общества осуществлен возврат денежных средств в размере 154 699, 40 руб. Факт возврата на ЕЛС общества суммы в размере 154 699, 40 руб. подтверждается Отчетом о расходовании денежных средств, внесенных ООО "АГФА" на ЕЛС в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2023 по 23.01.2023.
Новосибирская таможня ограничена трехгодичным сроком проведения таможенного контроля сведений, заявленных обществом в остальных шести ДТ N N 10013160/240619/0218118, 10013160/010319/0032234, 10013160/080819/0297499, 10013160/040819/0288212, 10113110/230419/0056348, 10113110/150519/0067192. Поскольку у таможни отсутствует возможность и законные основания принять аналогичные решения о внесении изменений в ДТ с последующим возвратом обществу денежных средств 507 892, 85 руб. (из которых 441 023, 27 руб. - таможенные платежи (НДС) и 66 869, 58 руб. - пени), ООО "АГФА" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования к Центральному таможенному управлению, суд первой инстанции исходил из того, что таможенным органом, осуществляющим ведение лицевого счета, и уполномоченным на возврат денежных средств, является управление. Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности в Российской Федерации охраняется законом. Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (Определения от 08.02.2007 N 381-О-П, от 21.12.2011 N 1665-О-О, от 24.09.2013 N 1277-О, от 25.05.2017 N959-О). Таможенные платежи рассматриваются как взысканные, если перечисление платежей в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Плательщик вправе защищать в судебном порядке свое право на имущество, в том числе посредством истребования излишне взысканных таможенных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 N 8605/08). Такие имущественные требования, заявленные в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными главой 22 АПК РФ, что в соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ возлагает на таможенный орган обязанность подтвердить законность правовых актов, в связи с принятием которых произведено взыскание таможенных платежей. В статье 147 Федерального закона N 311-ФЗ, действовавшей во время спорных правоотношений, содержались положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Наряду с указанной нормой статьей 148 данного Закона в иных случаях, в том числе при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, установлен годичный срок на возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, Федеральным законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 данного Федерального закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке общеискового судопроизводства. В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом споре заявитель обратился в суд с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в порядке общеискового судопроизводства. Следовательно, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности и продолжительности срока исковой давности в три года.
Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на предъявление в пределах трехлетнего срока давности имущественных требований также неоднократно подтверждалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ N 9-П от 24.03.2017, Определения Конституционного Суда РФ N 173-0 от 21.06.2001 и N 630-О-П от 03.07.2008).
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума ВС РФ N 49 с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет. Аналогичная позиция также выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 и нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.
Коллегия суда соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что списанные с Единого лицевого счета ООО "Агфа" денежные средства (таможенные платежи и пени) в размере 507 892, 85 руб., являются излишне взысканными таможенными платежами, а заявленное ООО "Агфа" требование о взыскании денежных средств, уплаченных на основании уведомлений Центрального таможенного управления, хотя и вытекает из публичных правоотношений, однако носит имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Кодекса. Поскольку Новосибирской таможней в акте камеральной таможенной проверки N 10609000/210/291222/А000122/000 от 29.12.2022 указано на право получения обществом льготы по уплате НДС, предусмотренной Постановлением Правительства N 1042 от 30.09.2015, при ввозе кассет медицинских рентгеновских и рентгенографических (с кодом ОКПД2 26.60.11.130 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9022), и при этом общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность применения льготы, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для внесения изменений в ДТ NN 10013160/240619/0218118, 10013160/010319/0032234, 10013160/080819/0297499, 10013160/040819/0288212, 10113110/230419/0056348, 10113110/150519/0067192 и взыскании указанной таможенных платежей и пени в размере 507 892, 85 руб.
Пунктом 1 приказа ФТС России от 19.06.2020 N 551 "Об исключении бюджетных полномочий получателей бюджетных средств, администраторов доходов федерального бюджета, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета у Московской, СанктПетербургской, Пулковской, Новосибирской, Екатеринбургской таможен и Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина" (далее - Приказ N 551) со 02.11.2020 исключены бюджетные полномочия у Новосибирской таможни.
Таможенные платежи были уплачены обществом согласно уведомлениям Центрального таможенного управления, выставленным на основании решения Новосибирской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары. Таким образом, вопреки позиции управления таможенным органом, осуществляющим ведение лицевого счета, и уполномоченным на возврат денежных средств, является Центральное таможенное управление. Более того, судом первой инстанции, верно учтено, что именно Центральным таможенным управлением, как таможенным органом, осуществляющим администрирование ЕЛС ООО "Агфа", уже возвращены на ЕЛС общества 154 699, 40 руб., а значит и 662 52, 25 руб. подлежат возврату обществу. С учетом вышеизложенного, исковые требования к ответчику Новосибирской таможне верно оставлены без удовлетворения.
Позиция управления, изложенная в апелляционной жалобе, сводится к иному толкованию положений действующего законодательства, доводы повторяют позицию по делу и свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных обстоятельств дела. Таким образом, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.02.2023 по делу N А45-37859/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центрального таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37859/2022
Истец: ООО "Агфа"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: Московская областная таможня, Новосибирская таможня, Смоленская таможня, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2675/2023
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4035/2023
04.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2675/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-37859/2022