г. Красноярск |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А74-6290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" марта 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пригорск" Санарова Д.Б. (доверенность от 23.04.2021, паспорт);
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Хозяин" Бочарова Р.А. (доверенность от 03.10.2023 N 10/2023, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "20" февраля 2023 года по делу N А74-6290/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пригорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - министерство, административный орган) о признании незаконными действий по внесению изменений в реестр лицензий Республики Хакасия, оформленные решением от 29.06.2022 N 090-4529 и решением от 29.06.2022 N 090-4529/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Хозяин" (далее - ООО УК "Хозяин").
Решением от 20.02.2023 заявление удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2023 по настоящему делу отменено, принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.01.2024 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 отменено; дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.05.2022 ООО УК "Хозяин" представило в министерство заявление о внесении изменений в реестр лицензий и включении в лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности сведений об управлении ООО УК "Хозяин" многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, р.п. Пригорск, дом N 4, с приложенным протоколом внеочередного общего собрания собственников от 27.04.2022 N 1 с приложениями к нему.
Общество обратилось в министерство с письмом от 23.05.2022 в котором просило отказать ООО УК "Хозяин" во внесении изменений в реестр лицензий в связи с наличием признаков ничтожности решений общих собраний собственников.
Решением от 02.06.2022 N 090-4529/2022 министерство приостановило рассмотрение заявления ООО УК "Хозяин" о внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "в" пункта 10, подпункта "в" пункта 15 Порядка.
Письмом от 15.06.2022 общество уведомило министерство о неполучении им от ООО "УК Хозяин" уведомления о выборе управляющей организации в отношении МКД N 4.
Решением от 29.06.2022 N 090-4529 министерство внесло в реестр лицензий сведения о прекращении обществом управления МКД, расположенным по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, р.п. Пригорск, дом N 4.
Решением от 29.06.2022 N 090-4529/2022 министерство внесло изменения в реестр лицензий Республики Хакасия путём включения МКД, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, р.п. Пригорск, дом N 4, в управление ООО УК "Хозяин".
Общество посчитав, что решения министерства от 29.06.2022 N N 090-4529, 090-4529/2022 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД (далее также - собственники) в качестве способа управления данным домом могут выбрать управление управляющей организацией (пункт 3 части 2).
Способ управления домом выбирается на общем собрании собственников и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3 указанной статьи).
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники на основании решения общего собрания собственников в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
МКД может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 указанного Кодекса).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению такими домами, сведения об адресе МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минстрой России, который вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 1, пункт 5.2, подпункт 5.2.102 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).
Таким образом, Порядок N 938/пр принят Минстроем России во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом. Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия вышеуказанного органа по его изданию были предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, о чем имеются вступившие в законную силу решения от 20.09.2016 N АКПИ16-731, от 29.09.2017 N АКПИ17-704.
Порядком N 938/пр в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, была регламентирована следующая последовательность действий органа государственного жилищного надзора при поступлении заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
В случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД или изменением способа управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления (подпункт "в" пункта 7, подпункт "б" пункта 10 Порядка N 938/пр).
На основании решения о приостановлении рассмотрения заявления в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом орган государственного жилищного надзора проводит проверку полученного заявления и приложенных к нему документов, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункты "а", "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
Суд первой инстанции, отказывая заявителю по мотиву нарушения процедуры принятия спорного решения ошибочно полагал, что оно могло быть принято только после проведения внеплановой проверки в порядке установленным Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку суд учел, что решения общего собрания собственников помещений спорного МКД, в то числе и по вопросу выбора управляющей компании, признаны недействительными вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции со ссылкой на отсутствие кворума, в связи с исключением решений (бюллетеней для голосования) собственников помещений, датированных после окончания срока голосования, без указания даты голосования, а также неподписанных.
Отсутствие или наличие наличия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в спорном МДК по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, применительно к подпункту "е" пункта Порядка N 938/пр, подлежали включению в предмет исследования административным органом исходя из представленных и имеющихся в его распоряжении сведений и документов.
Сторонами не оспаривается, что ряд решений собственников спорного МКД по вопросам повестки общего собрания были подписаны после окончания периода голосования.
Вопреки отстаиваемой административным органом позиции о неправомочности оценки им представленных документов следует заметить, что ему не предписано определить юридическую судьбу решения общего собрания собственников помещений в МДК. Пункт 6 Порядка N 938/пр лишь возлагает обязанность проверить заявление и документы на предмет соответствия условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "е" пункта 5 этого порядка, что в данном случае сделано не было.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 февраля 2023 года по делу N А74-6290/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6290/2022
Истец: ООО "ПРИГОРСК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ХОЗЯИН"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2733/2024
06.03.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-683/2024
22.01.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7277/2023
15.11.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1854/2023
20.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-6290/2022