г. Челябинск |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А76-20099/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Напольской Н.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 февраля 2023 г. по делу N А76-20099/2022
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания "Модернизация коммунальных систем" - Наточева Е.В. (доверенность от 14.12.2022, диплом),
муниципального общеобразовательного учреждения "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" - Марковских Е.Ф. (доверенность от 27.01.2023, диплом), Лапшина Т.Г. - директор (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ).
Общество с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания "Модернизация коммунальных систем" (далее - истец, ООО ИК "МКС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" (далее - ответчик, МОУ "Полетаевская СОШ") о взыскании основного долга за потребленную в период с 21.09.2021 по 31.05.2022 тепловую энергию в размере 230 523 руб. 42 коп., неустойки за просрочку оплаты тепловой энергии, начисленную за период с 11.11.2021 по 31.03.2022, за период с 02.10.2022 по 21.12.2022 в размере 27 449 руб. 52 коп. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Сосновского муниципального района (далее - Администрация, третье лицо), Управление образования Администрации Сосновского муниципального района (далее - Управление образования, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2023 (резолютивная часть объявлена 13.02.2023) исковые требования удовлетворены.
С МОУ "Полетаевская СОШ" в пользу ООО ИК "МКС" взыскана задолженность в размере 230 523 руб. 42 коп., пени в размере 27 449 руб. 52 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 306 руб. 22 коп.
В апелляционной жалобе МОУ "Полетаевская СОШ" (далее - апеллянт, податель апелляционной жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что прибор учета в точке поставки тепловой энергии в спорный период был установлен. Прибор учета прошел поверку и его исправность подтверждена свидетельством о поверке. Показания передаются ежемесячно. Прибор учета опломбирован ООО ИК "МКС".
После поверки прибора учета в июне 2021 г. ответчиком было направлено письмо истцу с просьбой принять его в эксплуатацию, однако с этого момента никаких уведомлений о том, что прибор учета не принят в эксплуатацию от ООО ИК "МКС" не поступало до конца отопительного сезона.
На сегодняшний день прибор учета тепловой энергии до сих пор не принят в эксплуатацию, но опломбирован ООО ИК "МКС", и начисления за потребляемую тепловую энергию производится по средней стоимости (по тарифу).
Апеллянт отмечает, что ранее документы по опломбированию и введению в эксплуатацию прибора учета ООО ИК "МКС" не выдавались и это не препятствовало учету тепловой энергии по показаниям прибора учета.
По мнению апеллянта, считать прибор учета тепловой энергии у потребителя неисправным оснований нет.
МОУ "Полетаевская СОШ" велась работа по урегулированию спора в досудебном порядке, уведомляя поставщика о некорректном начислении стоимости и количества тепловой энергии за период 2020-2021.
К дате судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО ИК "МКС" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по доводам представленного отзыва.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО ИК "МКС" (далее - теплоснабжающая организация) и МОУ "Полетаевская СОШ" (далее - потребитель) были заключены контракты N 22/21 от 18.01.2021, N 22/22 от 18.01.2022 на отпуск тепловой энергии по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Полетаево, ул. Лесная, д.1, ул. Лесная, д. 2, согласно которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, а последний обязуется соблюдать предусмотренную договором режим ее потребления, а также оплатить отпущенную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Контракты N 22/21, 22/22 на отпуск тепловой энергии заключены на срок до 31.12.2021 и 31.12.2022 соответственно, а в части расчетов действуют до полного исполнения обязательств и распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 января 2021 и с 01 января 2022 года (пункт 8.1. контрактов).
Согласно пунктам 3.1.1., 3.1.2., 5.2 контрактов потребитель обязуется соблюдать режим и величину потребления, согласованную настоящим контрактом, оплачивать тепловую энергию за расчетный период в соответствии с настоящим контрактом.
Потребитель оплачивает стоимость потребляемой тепловой энергии и услуг на расчетный счет теплоснабжающей организации в соответствии с пунктом 34.1 постановления Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012.
По контракту N 22/22 договорной годовой объём поставки тепловой энергии составляет 1 360,407 Гкал. Помесячная детализация договорного годового объема определяется Приложением N 1, N1/2 к настоящему контракту.
По контракту N 22/21 договорной годовой объём поставки тепловой энергии составляет 1 427,922 Гкал. Помесячная детализация договорного годового объема определяется Приложением N 1, N2 к настоящему контракту.
В соответствии с пунктами 4.1 контрактов, расчет за потребленную тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей. Тарифы утверждаются Министерством тарифного регулирования Челябинской области в соответствии с Федеральным Законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и являются обязательными как для "Теплоснабжающей организации", так и для "Потребителя".
Согласно пункту 5.1., стоимость поставленной теплоснабжающей организацией тепловой энергии в расчетном периоде определяется путем умножения расчетного количества или определенного по показаниям приборов учета, потребляемых Гкал на утвержденный тариф.
Согласно пункту 34.1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
- 30% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа - за следующий месяц.
Как указал истец, ООО ИК "МКС" в период с сентября 2021 по май 2022 года поставило в адрес ответчика тепловую энергию на общую сумму 2 098 049 руб. 99 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами (УПД): N 366 от 31.10.2021 на сумму 211 993 руб. 98 коп., N 466 от 30.11.2021 года на сумму 280 078 руб.84 коп., N 494 от 22.12.2021 на сумму 370 842 руб. 93 коп., N 1 от 31.01.2022 на сумму 406 087 руб. 23 коп., N64 от 28.02.2022 на сумму 350 323 руб. 86 коп., N 126 от 31.03.2022 на сумму 303 997 руб. 22 коп., N 192 от 30.04.2022 на сумму 161 286 руб. 16 коп., N 251 от 31.05.2022 на сумму 13 438 руб. 87 коп.
Ответчиком произведена оплата поставленной тепловой энергии в сумме 1 867 525 руб. 67 коп., по расчету истца задолженность составила 230 523 руб. 42 коп.
В целях досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием об оплате суммы основного долга и неустойки.
Ответчик от выполнения требований, указанных в претензии отказался, оплату суммы основного долга и неустойки не произвел, посчитав ее необоснованной и противоречащей нормам действующего законодательства и контракта.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной тепловой энергии в полном объеме, послужило основанием для обращения ООО ИК "МКС" с настоящим иском в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из содержания статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
- отсутствие в точках учета приборов учета;
- неисправность приборов учета;
- нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
По смыслу названной нормы, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приоритетным способом определения объемов поставки, передачи тепловой энергии, является приборный способ, который предполагает наличие в соответствующей точке передачи ресурса измерительного комплекса (прибора учета ресурса). Аналогичная позиция приведена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 19 Закона "О теплоснабжении", пунктов 5, 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), пункта 65 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99-пр), по общему правилу коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
По смыслу подпункта "б" пункта 7 Методики N 99-пр расчетный метод коммерческого учета предназначен для применения в случаях отсутствия приборов учета, а также в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.
В соответствии с пунктом 2 Правил 1034 методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется Методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 114 Правил N 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 116 Правил N 1034 в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
В силу пункта 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что использования для ведения расчетов показаний расчетно-измерительного оборудования по истечении установленного срока его поверки, несанкционированное вмешательство в работу узла учета (его составляющих), использование неисправных средств измерений узла учета, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации, наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета, нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих состав узла учета отнесены законодателем к числу оснований для расчета объемов отпущенной тепловой энергии исходя из расчетного метода.
Использование в расчетах показаний прибора учета тепловой энергии возможно при условии его соответствия требованиям к техническим характеристикам прибора учета, в том числе, соблюдения сроков периодической поверки, предоставления технической документации, отсутствие несанкционированных врезок, соответствия монтажа составных частей проектной документации.
Из материалов дела следует, что актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 01.10.2019 прибор учета ответчика, установленный по адресу: по адресу п. Полевой ул. Лесная, 1, был допущен в коммерческий учет на период с 01.10.2019 по 01.06.2020, в следующем составе оборудования и опломбирован:
- вычислитель ВКТ-7 заводской номер N 182825,
- расходомер ВСТН-65, заводской номер N 12582340, N 12582348,
- термометр сопротивления КТСП-Н, заводской номер N 34005.
С целью подготовки к отопительному периоду 2021/2022 и поверки прибора учета в июне 2021 узел учета тепловой энергии (УУТЭ) ответчика был демонтирован, что подтверждают свидетельства: о поверке вычислителя количества теплоты N С-ГНЗ/17-06-2021/71478032 от 17.06.2021, о поверке комплектов термопреобразователей сопротивления N С-ГНЗ/17-06- 2021/71465601 от 17.06.2021, о поверке счетчиков холодной и горячей воды N СГНЗ/23-06-2021/72758733 от 23.06.2021, о поверке счетчиков холодной и горячей воды N С-ГНЗ/23-06-2021/72758734 от 23.06.2021.
Согласно пункту 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
В ответ на запрос ответчика о согласовании даты проведения опломбировки узла учета тепловой энергии после очередной поверки 03.09.2021 в электронной переписке истец указал на необходимость в рамках проведения проверки узла учета на работоспособность перед его опломбировкой и вводом его в эксплуатацию проверить сети на предмет отсутствия посторонних врезок.
Ответчику было повторно рекомендовано полностью ликвидировать отвод на объект "Хоккейный клуб", чего на момент проверки (25.10.2021) сделано не было.
Таким образом, в спорный период с сентября 2021 года по май 2022 года прибор учета тепловой энергии ответчика не был введен в эксплуатацию и не может использоваться для коммерческого учета теплоэнергии, так как считается вышедшим из строя, поскольку теплоснабжающей организацией выявлено наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета (проект прилагается), частично отсутствует техническая документация на прибор учета, о чем свидетельствуют акт недопуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии от 25.10.2021 (выявленных недостатков), акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии от 11.04.2019, согласного которого установлено самовольное подключение к теплосети потребителя субабонентов других организаций путем несогласованной врезки трубопроводов D-63 мм в подвале школы до прибора учета тепловой энергии ВКТ-7 N 182825.
В апелляционной жалобе ответчик сослался на тот факт, что о согласовании места врезки и прокладки сетей тепло- и водоснабжения по подвалу МОУ "Полетаевская СОШ" для функционирования здания по ул. Лесная, д. 1 с северной стороны истцу было известно, поскольку ООО ИК "МКС" выданы технические условия N 36 от 13.11.2019 на временное опосредованное присоединение к тепловым сетям МОУ "Полетаевская СОШ" на отопительный период 2019-2020 года.
Факт наличия сторонней врезки в узел учета тепловой энергии ответчика истцом не оспаривается.
В пункте 75 Правил N 1034 установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя.
К таким случаям относятся случаи наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.
Таким образом, узел учета тепловой энергии ответчика не был введен в эксплуатацию, поскольку на момент проверки был неисправен, в связи с чем все доводы ответчика о наличии пломб на приборе учета и о соответствии прибора учета требованиям законодательства в связи с поверкой, подлежат отклонению.
Техническими условиями N 36 от 13.11.2019 года истец согласовал временное опосредованное присоединение к тепловым сетям МОУ "Полетаевская СОШ" на отопительный период 2019-2020 года нежилого здания для занятия спортом.
Согласно пунктам 6-10 условий собственнику помещения "Хоккейного клуба" надлежало за отопительный период 2019-2020 предоставить в адрес РСО правоустанавливающие документы на нежилое здание, получить технические условия на технологическое присоединение к тепловым сетям на постоянной основе, заключить договор теплоснабжения с РСО до момента врезки в сети школы. Тепловой узел оборудовать отдельными от МОУ "Полетаевская СОШ" приборами учета тепловой энергии.
Указанные выше условия собственником "Хоккейного клуба" выполнены не были, не были выполнены и ответчиком требования о демонтаже самовольной врезки для целей ввода в эксплуатацию после очередной поверки прибора учета тепловой энергии.
По основаниям, указанным выше, утверждение ответчика о том, что он продолжительное время вел переписку о том, что необходимо устранить врезку в подвале школы, и только вначале отопительного сезона 2022/2023 представителем ООО ИК "МКС" было озвучено требование о необходимости демонтажа стороннего подключения, подлежит отклонению.
Сторонний трубопровод размещен в границах административного здания ответчика, то есть вопросы выявления указанного самовольного подключения не имеют какого-либо затруднительного характера, как с технической точки зрения, так и её доступности для визуального определения её наличия или отсутствия.
25.10.2021 истцом была осуществлена периодическая поверка прибора учета, произведен его технический осмотр, проверена работоспособность, проверена комплектность необходимой документации и составлен акт недопуска прибора учета к эксплуатации.
В акте недопуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии от 25.10.2021 (выявленных недостатков) истец указал, что отсутствует схема трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; схема пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, учитывая наличие посторонней врезки в тепловые сети монтаж составных частей узла учета не соответствует проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034, отсутствуют паспорта, свидетельства о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм, характеристики средств измерений не соответствуют, указанным в паспортных данных узла учета (в отсутствие представителя организации, осуществляющей монтаж и наладку узла учета проверка настоечных параметров вычислителя оказалась невозможной), отсутствует паспорт на термометры сопротивления. Архивные данные по ежемесячному потреблению тепловой энергии за последние 12 месяцев отсутствуют (удалены после поверки).
Самовольная врезка в трубопроводы, не предусмотренная проектом узла учета, выявленная 11.04.2019, не устранена.
Допущенные изменения проекта в узле учета повлекли изменения при определении объемов потребленной тепловой энергии.
Узел учета тепловой энергии не может использоваться для коммерческого учета теплоэнергии, так как характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, не отражают фактического потребления тепловой энергии, не позволяют учитывать параметры, в том числе: массу (объем теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час).
Согласно пункту 14 Правил N 1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик принял все зависящие от него меры по устранению самовольной врезки в трубопровод, расположенный в границах административного здания ответчика, а также по предоставлению необходимой технической документации, в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, подписание акта ввода в эксплуатацию узла учета не состоялось именно по вине ответчика, своевременно не направившего в соответствии с пунктом 65 Правил необходимые документы, поименованные в пункте 64 Правил не демонтировавшего несанкционированную врезку.
Таким образом, с учетом сложившихся обстоятельств утверждение ответчика о том, что последним в адрес ООО ИК "МКС" направлялся полный пакет документов для ввода УУТЭ в эксплуатацию в октябре 2021 года, который не должен был вызвать сомнений со стороны ООО ИК "МКС", подлежит отклонению.
Согласно пункту 66 Правил при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При этом до настоящего момента узел учета тепловой энергии ответчика не соответствует требованиям Правил N 1034, последним не устранены замечания, выявленные в ходе проверки, которые зафиксированы в акте от 25.10.2021 о выявленных недостатках, самовольная врезка устранена только 04.10.2022.
Доказательств обратного в материалы дела также не предоставлено.
Согласно пункту 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункт 65 правил).
Согласно пункту 59 Правил N 1034, в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию.
При подаче заявления на опломбировку прибора учета МОУ СОШ "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" в адрес ООО ИК "МКС" не были представлены следующие документы:
а) схема трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
г) схема пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, для целей выполнения требований статьи 64 Закона о теплоснабжении в части предоставления схемы трубопроводов ответчик должен был предоставить подписанный им акт разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей и предоставить схему трубопроводов, начиная от границы балансовой принадлежности, определенной в вышеуказанном акте.
Принципиальная схема узла учета, содержащаяся в проекте узла учета, которую представлял ответчик, не содержит сведений о границах балансовой принадлежности трубопровода, протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
Принципиальная схема узла учета - условное изображение взаимного расположения агрегатов и аппаратов узлов учета тепловой энергии, участвующих в технологическом процессе определения массы и характеристик поступающей тепловой энергии.
Как пояснил истец, представленные ответчиком в завершение отопительного сезона 2021/2022 гг. схемы трубопроводов МОУ "Полетаевская СОШ" (2 штуки), схема пломбирования МОУ "Полетаевская СОШ" также не соответствуют пункту 64 Правил N 1034, поскольку не содержат информации о границе балансовой принадлежности, протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
Схема трубопровода в соответствии с требованиями пункта 64 Правил N 1034 - это документ, на котором в виде условных обозначений или изображений показаны составные части системы теплоснабжения ответчика и связи между ними с указанием границ балансовой принадлежности трубопровода, протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
Таким образом, пункт 64 Правил N 1034 дает четкое определение понятию "схема трубопровода".
В связи с изложенным, представленные ответчиком документы не могут являться основанием для ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.
В силу того, что МОУ "Полетаевская СОШ" относится к социально значимым объектам истец не вправе прекратить подачу тепловой энергии на теплоснабжение и горячее водоснабжение объекта даже в отсутствие заключенного муниципального контракта на поставку тепловой энергии.
Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности - документ, который необходим для регулирования отношений между РСО и потребителем.
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителями тепловой энергии п. Полетаево была определена в акте от 12.12.2013, составленном ООО "Теплоэнергомастер", которая являлась теплосетевой организацией, и ООО ИК "МКС".
Согласно пункту 2 указанного акта граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя тепловой энергии по объекту, расположенному по адресу: п. Полетаево, ул. Лесная, д. 1, устанавливается по наружной поверхности стены в месте ввода в здание.
Как пояснил истец, после расторжения договора на передачу тепловой энергии, заключенного между ООО "Теплоэнергмастер" и ООО ИК "МКС" и передачи тепловых сетей на баланс Администрации Полетаевского сельского поселения с учетом выявления несанкционированных подключений, у сторон возникла необходимость определить границы балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
По этой причине, а также руководствуясь требованиями пункта 64 Правил N 1034, для ввода в эксплуатацию после очередной поверки узел учета тепловой энергии (с целью проверки отсутствия самовольных врезок) у ответчика были запрошены подписанные акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон и схема трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами.
Однако, до конца отопительного периода 2021-2022 указанных документов ответчиком не представлено.
Таким образом, зная о наличии самовольной врезки в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей и последствиях постороннего подключения, ответчик не подписывал и не направлял в адрес истца акт балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон и схему трубопроводов.
В соответствии с пунктами 6, 68, 31, 76, 77 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно пункту 59 Правил N 1034, в случае выявления несоответствия узла учета, положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию.
Таким образом, в связи с не предоставлением ответчиком документов, указанных в пункте 64 Правил N 1034, наличием посторонней врезки, несоответствия монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034 узел учета в спорный период считался не соответствующим положениям Правил N 1034 и не мог быть введен в эксплуатацию.
Соответственно, без акта ввода в эксплуатацию прибор учета не мог приниматься в качестве коммерческого.
В этой связи, определение количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в спорный период было осуществлено расчетным путем в соответствии с договорными нагрузками, что отражено в УПД N 366 от 31 октября 2021 года, УПД N 466 от 30 ноября 2021 года, УПД N 494 от 22 декабря 2021 года, УПД N 1 от 31 января 2022 года, УПД N 64 от 28 февраля 2022 года, УПДN 126 от 31 марта 2022 года, УПД N 192 от 30 апреля 2022 года, N 251 от 31 мая 2022 года.
Представленный расчет истца судом проверен и признан верным.
Таким образом, требование о взыскании задолженности за период с сентября 2021 по май 2022 в сумме 230 523 руб. 42 коп. правомерно удовлетворены судом.
Также истцом заявлено требование о взыскании и ответчика пени в размере 27 449 руб. 52 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Поскольку несвоевременное исполнение обязательств по внесению оплаты за поставку тепловой энергии подтверждено материалами дела, требование о взыскании финансовой санкции является обоснованным.
Согласно пункту 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно расчету истца, размер неустойки за период с 11.11.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 21.12.2022 составляет 27 449 руб. 52 коп.
Представленный истцом расчет судом первой инстанции проверен, признан верным.
Ответчиком контррасчет неустойки не представлен, ходатайства о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении суммы взыскиваемой неустойки не заявлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд удовлетворил требования истца о взыскании суммы финансовой санкции в заявленном размере.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, основанных на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 февраля 2023 г. по делу N А76-20099/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Полетаевская средняя общеобразовательная школа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Н.Е. Напольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20099/2022
Истец: ООО ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ"
Ответчик: МОУ "Полетаевская СОШ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА