г. Пермь |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А50-29608/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Якушева В.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу Пермской таможни,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 28 февраля 2023 года по делу N А50-29608/2022,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инкаб" (ОГРН 5085904000881, ИНН 5904199692)
к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инкаб" (далее - заявитель, общество, ООО "Инкаб") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пермской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2022 N 10411000-1344/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями н6орм материального права, а именно: Пермская таможня не согласна с применением в рассматриваемой ситуации части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку материалами дел об АП N 10411000-1344/2022 (судебное дело NА50-29608/2022), N 10411000-1343/2022 (судебное дело NА50-29606/2022), N 10411000-1345/2022 (судебное дело NА50-29610/2022), подтверждается, что таможенным органом было выявлено непредставление ООО "Инкаб" в установленный срок статистических форм по разным отгрузкам товаров в разные государства-члены Союза (Армения, Казахстан, Республика Беларусь) в ходе исполнения трех разных контрактов с разными покупателями, но в один период времени - сентябрь 2022 года. Следовательно, в рассматриваемой ситуации лицо подлежит привлечению к административной ответственности за совершение нескольких самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания за каждое административное правонарушение, которое совершено повторно.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Таможни - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2023 в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела N А50-29608/2022 произведена замена судьи Муравьевой Е.Ю. на судью Якушева В.Н.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.10.2022 общество представило в Пермскую таможню в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет, статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами ED20221015072118440, ED20221015070915794, ED20221015063741053 с регистрационными номерами 10411000/151022/С425597, 10411000/151022/С425596, 10411000/151022/С425595 за отчетный период - сентябрь 2022 года.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/151022/С425597, ООО "Инкаб" вывезло из Российской Федерации в Республику Армения товар "Оптический кабель ОКС", код товара - 8544700000, общая стоимость товара - 10168,00 долларов, страна происхождения товара - Россия, покупатель - ЗАО "Рединет", АРМЕНИЯ, Ереван, Азатутян пр. 24/7-24/8, отчетный период - сентябрь 2022 года.
23.10.2022 статистическая форма с системным номером ED20221015072118440 (регистрационный номер 10411000/151022/С425597) аннулирована по причине: "в статформу добавлен уникальный номер договора". Взамен Обществом предоставлена статистическая форма с системным номером ED20221023133800735 (регистрационный номер 10411000/231022/С436009).
Из сведений, содержащихся в статистической форме N 10411000/151022/С425596, следует, что заявитель вывез из Российской Федерации в Республику Армения товар "Оптический кабель", код товара - 8544700000, общая стоимость товара - 142397,38 долларов, страна происхождения товара - Россия, покупатель - ЗАО "Рединет", АРМЕНИЯ, Ереван, Азатутян пр. 24/7-24/8, отчетный период - сентябрь 2022 года.
23.10.2022 статистическая форма с системным номером ED20221015070915794 (регистрационный номер 10411000/151022/С425596) аннулирована по причине: "в статформу добавлен уникальный номер договора". Взамен Обществом предоставлена статистическая форма с системным номером ED20221023133547468 (регистрационный номер 10411000/231022/С436008).
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/151022/С425595, ООО "Инкаб" вывезло из Российской Федерации в Республику Армения товар "Оптический кабель", код товара - 8544700000, общая стоимость товара - 114471,44 долларов, страна происхождения товара - Россия, покупатель - ЗАО "Рединет", АРМЕНИЯ, Ереван, Азатутян пр. 24/7-24/8, отчетный период - сентябрь 2022 года.
23.10.2022 статистическая форма с системным номером ED20221015063741053 (регистрационный номер 10411000/151022/С425595) аннулирована по причине: "в статформу добавлен уникальный номер договора". Взамен обществом предоставлена статистическая форма с системным номером ED20221023133343873 (регистрационный номер 10411000/231022/С436007).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО "Инкаб" с 26.05.2020 состоит на учете в Межрайонной ИФНС N 19 по Пермскому краю и относится к региону деятельности Пермской таможни.
Из представленных обществом документов по статистическим формам N 10411000/151022/С425597 (договор от 06.06.2022 N 42/22, счет-фактура от 16.09.2022 N 1100003312, товарная накладная от 16.09.2022 N 1100003312, CMR от 16.09.2022 N 16/09/22), N 10411000/151022/С425596 (договор от 06.06.2022 N 42/22, счет-фактура от 13.09.2022 N 1100003243, товарная накладная от 13.09.2022 N 1100003243, CMR от 13.09.2022 N 13/09/22) и N 10411000/151022/С425595 (договор от 06.06.2022 N 42/22, счет-фактура от 09.09.2022 N 1100003188, товарная накладная от 09.09.2022 N 1100003188, счет-фактура от 09.09.2022 N 1100003189, товарная накладная от 09.09.2022 N 1100003189, CMR от 12.09.2022 N 12/09/22) следует, что товары отгружены обществом "Инкаб" в сентябре 2022 года.
Исходя из требований Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), статистическую форму на товары, отгруженные в сентябре 2022 года общество должно представить в Таможню не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, то есть до 14.10.2022, включительно.
Однако в нарушение данных требований общество представило в Таможенный орган статистические формы учета за отчетный период - сентябрь 2022 года 15.10.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 26.10.2022 должностным лицом Пермской таможни в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с учетом того, что ранее заявитель привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. О составлении протокола заявитель уведомлен письмом от 18.10.2022 N 03-04-08/17242, а также телеграммой.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.8 КоАП РФ, Таможней вынесено постановление от 10.11.2022 N 10411000-1344/2022, которым ООО "Инкаб" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка, срока привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности. Вместе с тем, применив положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, суд признал постановление Таможни от 10.11.2022 N 10411000-1344/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил N 891.
На основании пунктов 9, 10, 16 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что с учетом отгрузки товара в Республику Армения в сентябре 2022 г., оно обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товара не позднее 14.010.2022, однако фактически представило ее в таможню 15.10.2022.
Кроме того, установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ (постановления от 10.02.2022 N 10411000-001590/2021 и от 12.07.2022 N 10411000-000731/2022 с назначением административным наказаний в виде административных штрафов).
Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для соблюдения срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Так как общество уже привлекалось к ответственности за непредставление в срок статистической формы учета перемещения товара, суд не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
Однако судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Отклоняя доводы таможни о том, что ведение таможенной статистики не относится к видам государственного контроля, в связи с чем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае не применима, апелляционный суд со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) отмечает, что таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.
Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Применительно к части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно отметил, что постановлениями от 10.11.2022 N 10411000-1345/2022 и от 10.11.2022 N 10411000-1343/2022 общество также привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ за нарушение срока представления статистических форм учета за отчетный период - сентябрь 2022 года.
Не согласившись с постановлениями от 10.11.2022 N 10411000-1345/2022 и от 10.11.2022 N 10411000-1343/2022, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании их незаконными и отмене (дела N А50-29610/2022 и N А50-29606/2022).
Из общедоступных сведений, размещенных в Картотеке арбитражных дел, следует, что требование о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2022 N 10411000-1345/2022 оставлено без удовлетворения решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2023 (резолютивная часть решения принята 27.01.2023) по делу N А50-29610/2022; вопрос о правомерности постановления от 10.11.2022 N 10411000-1343/2022 на момент изготовления полного текста решения по настоящему делу не рассмотрен, поскольку определением от 03.02.2023 суд перешел к рассмотрению дела N А50-29606/2022 по общим правилам административного судопроизводства.
С учетом того, что решение по делу N А50-29610/2022 принято 27.01.2023 (посредством вынесения резолютивной части решения), то есть до вынесения решений по делам N А50-29608/2022 и N А50-29606/2022, при рассмотрении настоящего дела имеются основания для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и отмены постановления от 10.11.2022 N 10411000-1344/2022 о назначении административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с этим и вопреки доводам жалобы, постановление Таможни от 10.11.2022 N 10411000-1344/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении обоснованно признано судом незаконным и подлежащим отмене.
При этом, признавая оспариваемое постановление незаконным, суд исходил из того, что у таможенного органа не имелось оснований квалифицировать каждое из выявленных нарушений как самостоятельное административное правонарушение, поскольку правонарушения выявлены в рамках одной проверки, проведенной одним и тем же контролирующим органом, в один день, в отношении одного и того же юридического лица на предмет соблюдения данным лицом таможенного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь заинтересованное лицо не представило доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2023 года по делу N А50-29608/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Н. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29608/2022
Истец: ООО "ИНКАБ"
Ответчик: ПЕРМСКАЯ ТАМОЖНЯ