г. Пермь |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А71-11880/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
от Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики - Миронова А.А., паспорт, доверенность от 01.07.2022, диплом;
от Автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб "Прогресс" города Глазова" - Гоголев К.В. (директор), паспорт; Бородовицын А.Ю., паспорт, доверенность от 01.06.2023, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб "Прогресс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 февраля 2023 года по делу N А71-11880/2022
по иску Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики (ОГРН 1151840001686, ИНН 1840036276)
к Автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб "Прогресс" города Глазова" (ОГРН 1091800001347, ИНН 1837006680, сокращенное наименование - АНО СК "Прогресс" г. Глазова")
третье лицо - Межрайонная ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802300110, ИНН 1829014293),
о взыскании 14 075 416 руб. 90 коп. субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по физической культуре и спорту Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики к АНО СК "Прогресс" г. Глазова" (далее - ответчик) о взыскании 14 075 416 руб. 90 коп. субсидии.
Определением от 26.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрайонную ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в размере 14 075 416,90 руб., полученные в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии N 02-26-2022/22 от 31.01.2022 (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 01.03.2022 и N 2 от 12.04.2022) путем перечисления в доход бюджета Удмуртской Республики, в доход федерального бюджета 93 377 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе приведены доводы о том, что АНО СК "Прогресс" г. Глазова" при заявке на субсидию представила достоверные сведения и документы в соответствии и по форме, предусмотренной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.01.2019 N 7, пунктом 3.1.1.3 соглашения о предоставлении субсидии от 31.01.2022 N 02-26-2022/22, а именно: справку об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов; недостоверные сведения или документы, вопреки выводам суда первой инстанции, в адрес данного государственного органа не предоставлялись. По мнению ответчика, суд в основу своего решения положил доказательства, предоставленные истцом, отверг доказательства ответчика, при этом свое решение в данной части не мотивировал. В судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель истца в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержал.
Определением суда от 02 мая 2023 года судебное разбирательство по делу N А71-11880/2022 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 27.04.2023. Суд обязал истца представить сведения о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в 4 квартале 2021 г. ответчика -сведения об учредителях организации, ее устав, доказательства уплаты страховых взносов за 4 квартал 2021 г., отчеты о расходовании средств субсидии, предусмотренные приложением 7 к соглашению.
21.04.2023 от Министерства поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе с приложением копий отчетов о расходовании денежных средств АНО "СК "Прогресс г. Глазова" за 4 квартал 2021 года.
Ответчиком 25.04.2023 представлены письменные пояснения с приложением доказательств, указанных в определении суда.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Письменные пояснения по делу приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ в целях полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела считает возможным приобщить представленные сторонами доказательства для их оценки в совокупности с иными материалами дела.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 31.01.2022 между истцом (главный распорядитель средств бюджета Удмуртской Республики) и ответчиком (получатель) заключено соглашение N 02-26-2022/22 о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения затрат на осуществление текущей деятельности спортивного клуба (в редакциях дополнительных соглашений N 1 от 01.03.2022, N 2 от 12.04.2022).
Субсидия в размере 7 785 810,90 руб. предоставлена ответчику по итогам конкурсного отбора спортивных клубов в целях предоставления им субсидий за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий спортивным клубам, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.01.2019 N 7 (далее - Положение, Порядок предоставления субсидий).
Впоследствии дополнительным соглашением от 12.04.2022 размер предоставленной субсидии увеличен до 14 075 416,90 руб.
В соответствии с пунктом 3.1.1.3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при предоставлении получателем главному распорядителю средств бюджета Удмуртской Республики заявки с приложением, в числе прочих документов, справки об исполнении получателем как налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговом агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты представления заявки на предоставление субсидии (в случае непредставления указанного документа спортивным клубом Министерство получает его самостоятельно).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления субсидий по состоянию на дату подачи в Министерство документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, спортивный клуб должен соответствовать следующим требованиям:
1) спортивный клуб должен быть зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица;
2) основным видом деятельности спортивного клуба должно являться развитие профессионального спорта;
3) у спортивного клуба должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В подтверждение выполнения последнего из указанных требований спортивный клуб представляет в Министерство справку об исполнении спортивным клубом как налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты представления заявки.
Ответчик для участия в отборе предоставил справку Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике N 742, согласно которой он по состоянию на 10.01.2022 не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (л.д.11).
Кроме того, ответчик представил справку за подписью директора АНО "СК "Прогресс г. Глазова" по форме N 2 к Положению, согласно которой по состоянию на 12.01.2022 организация не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (л.д.85).
С учетом представленных документов истцом принято решение о предоставлении ответчику субсидии из бюджета Удмуртской Республики.
Субсидия в размере 14 075 416,90 руб. перечислена на расчетный счет ответчика, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 46025 от 07.02.2022, N 108648 от 02.03.2022, N 130635 от 10.03.2022, N 246512 от 19.04.2022, N 332552 от 25.05.2022.
10.03.2022 от ответчика в адрес истца поступило письмо N 50 с просьбой оказать содействие в решении вопроса по отсрочке уплаты "отчислений с ФОТ" за ноябрь-декабрь 2021 г.
В связи с возникновением сомнений относительно достоверности сведений, представленных ответчиком при подаче заявки на предоставление субсидии, истец направил в налоговые органы запрос от 07.06.2022 N 84736898.
Согласно ответу УФНС России по Удмуртской Республике от 21.07.2022, у АНО "СК "Прогресс г. Глазова" по состоянию на 12.01.2022 имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; после формирования справки от 10.01.2022 организацией были представлены декларации и расчеты за 2021 год, из которых налоговому органу стало известно об ее обязательствах по уплате налогов и взносов по срокам 14.10.2021, 15.11.2021 и 15.12.2021.
В соответствии с пунктом 33, подпунктом 1 пункта 34 Положения представление спортивным клубом недостоверных сведений или документов, содержащих недостоверные сведения, является основанием для возврата субсидии.
Ссылаясь на данную норму, истец направил ответчику 15.06.2022 уведомление N 2438/01-33 о необходимости возврата полученной в 2022 году субсидии в полном объеме в сумме 14 075 416 руб. 90 коп. в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.
Поскольку ответчик добровольно субсидию не возвратил, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что субсидия в размере 14 075 416 руб. 90 коп. получена ответчиком с нарушением Правил предоставления субсидии и установленных бюджетным законодательством принципов предоставлении финансовой поддержки, следовательно, подлежит возврату.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств (бюджетное ассигнование) осуществляется в том числе в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.01.2019 N 7 утвержден Порядок предоставления субсидий спортивным клубам.
Согласно пункту 1 Положения, оно устанавливает порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Удмуртской Республики субсидий спортивным клубам в области профессионального спорта по следующим видам спорта: футбол, мини-футбол (футзал), хоккей, хоккей с мячом, гандбол, баскетбол, волейбол - в целях финансового обеспечения затрат, предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 2 Положения спортивный клуб - некоммерческая организация, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющая тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность в области профессионального спорта и соответствующая критериям и требованиям, установленным пунктами 5 и 9 Положения.
Согласно пункту 21 Положения субсидия предоставляется спортивным клубам в целях финансового обеспечения следующих затрат на осуществление текущей деятельности спортивного клуба:
1) организация спортивных мероприятий и (или) участие в них спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, включенных в заявочный лист команды спортивного клуба, принимающей участие в спортивном мероприятии, в том числе:
питание участников в период проведения спортивных мероприятий;
обеспечение безопасности в местах проведения спортивных мероприятий;
проживание участников в период их участия в спортивных мероприятиях, а также предоставление жилых помещений для иногородних участников в соответствии с требованиями положения (регламента) проводимых спортивных мероприятий, документов, регламентирующих деятельность в области профессионального спорта, утвержденных общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта и (или) профессиональной спортивной лигой по соответствующему виду спорта;
транспортные расходы (проезд к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, сервисные сборы, провоз багажа, таможенные, визовые, страховые сборы);
оплата целевого (организационного) сбора (взноса) за участие в спортивном мероприятии;
обеспечение спортивным инвентарем, спортивной экипировкой и оборудованием;
2) оплата работы спортивных судей за оказание услуг по судейству спортивных мероприятий, организатором которых является спортивный клуб;
3) выплата заработной платы (вознаграждения) спортсменам, тренерам и иным работникам спортивного клуба в соответствии со штатным расписанием (специалистам), обеспечивающим участие спортсменов и тренеров в спортивных мероприятиях, а также уплата налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащих начислению на заработную плату (вознаграждение) указанных лиц (за исключением расходов на оплату услуг спортивных агентов, предоставление компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, а также на выплаты другим профессиональным спортивным клубам, связанные с переходом спортсменов);
4) развитие детско-юношеского спорта в части обеспечения участия детских, юношеских, молодежных спортивных команд (клубов), являющихся резервом основной команды спортивного клуба, в спортивных мероприятиях в соответствии с требованиями положения (регламента) проводимых соревнований, документов, регламентирующих деятельность в области профессионального спорта, утвержденных общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта и (или) профессиональной спортивной лигой по соответствующему виду спорта;
5) оплата иных расходов, являющихся обязательным условием участия спортивных клубов в спортивных мероприятиях, в соответствии с требованиями положения (регламента) проводимых соревнований, документов, регламентирующих деятельность в области профессионального спорта, утвержденных общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта и (или) профессиональной спортивной лигой по соответствующему виду спорта, в том числе оплата товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 соглашения и приложения N 1 к нему субсидия из бюджета Удмуртской Республики предоставляется ответчику в 2022 году в целях финансового обеспечения затрат на осуществление текущей деятельности спортивного клуба для участия его во всероссийском соревновании по хоккею "Первенство Национальной молодежной хоккейной лиги" (НМХЛ) в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, а также тренировочных мероприятиях.
Из материалов дела установлено, что на основании соглашения от 31.01.2022 N 02-26-2022/22 и дополнительно подписанного к нему соглашения от 12.04.2022 субсидия в размере 14 075 416,90 руб. предоставлена Министерством ответчику, как организации, полностью соответствующей определению спортивного клуба (предусмотренному пунктом 2 Положения), а также требованиям, которым такой клуб должен соответствовать (пункт 9 Положения).
Представленными в дело платежными поручениями, отчетами о расходовании субсидии за январь-июнь 2022 г., промежуточными и итоговой таблицами НМХЛ сезона 2021/2022 (л.д.9-44) подтверждается и Министерством не оспаривается, что бюджетные средства использованы АНО "СК "Прогресс" г. Глазова" именно на те цели, на которые они выдавались - на финансирование мероприятий, связанных с участием молодежной команды "Прогресс" (г. Глазов) во всероссийском соревновании по хоккею "Первенство Национальной молодежной хоккейной лиги" сезона 2021/2022, в том числе на питание и проживание участников в период проведения соревнований, обеспечение спортивным инвентарем, экипировкой и оборудованием, на медицинский контроль, а в большей части - на выплату заработной платы спортсменам, тренерам и иным работникам спортивного клуба, уплату соответствующих налогов и иных обязательных платежей.
Таким образом, выделенные из бюджета денежные средства использованы ответчиком по целевому назначению, доказательств нецелевого использования денежных средств не представлено.
Каких-либо фактов, которые бы говорили о нецелевом использовании ответчиком ранее предоставленной субсидии (в 2021 году), Министерством также не установлено, в том числе по запросу Глазовского районного следственного отдела (л.д.60).
Единственным основанием для предъявления требования о возврате субсидии послужило наличие у ответчика неисполненной обязанности по уплате страховых взносов и налогов по состоянию на 10.01.2022 (12.01.2022). По мнению Министерства, предоставленные ответчиком для получения субсидии справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов содержат недостоверные сведения, что само по себе является основанием для возврата субсидии (подпункт 3 пункта 33 Положения).
Доводы Министерства поддержаны судом первой инстанции.
Однако, как установлено судом, АНО "СК "Прогресс" г. Глазова" при обращении в Министерство за получением субсидии предоставила справку N 742 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную уполномоченным налоговым органом по установленной форме (Приказ ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@).
Согласно данной справке, по состоянию на 10.01.2022 задолженности по налогам и страховым взносам за АНО "СК "Прогресс" г. Глазова" не имелось.
Выдачу именно такой справки 10.01.2022 уполномоченный налоговый орган подтвердил.
То, что впоследствии, после представления организацией 18.01.2022 расчета по страховым взносам за 2021 г., у налогового органа появились данные об обязательствах общества по уплате страховых взносов за 4 квартал 2021 г. (в силу пункта 3 статьи 431 НК РФ подлежат уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца), само по себе не означает предоставление получателем субсидии недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам.
Как пояснили представители ответчика и следует из обстоятельств, приводимых самим Министерством, у АНО "СК "Прогресс" г. Глазова" на момент обращения за получением субсидии имелась задолженность по заработной плате за ноябрь-декабрь 2021 г. ввиду отсутствия источников для ее выплаты.
При этом, исходя из Положения, наличие задолженности по заработной плате не является препятствием для получения рассматриваемой субсидии.
Убедительных оснований полагать, что ответчик к моменту обращения за получением субсидии (10.01.2022, 12.01.2022) произвел начисление и/или выплату заработной платы за ноябрь-декабрь 2021 г., рассчитал подлежащие уплате с данных выплат страховые взносы и, таким образом, знал о наличии задолженности перед бюджетом, однако сообщил Министерству об ее отсутствии, у суда апелляционной инстанции не имеется. Какой-либо недобросовестности в действиях организации не усматривается.
Заявляя об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов (страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) в справке от 12.01.2022 (приложении 2 к Порядку предоставления субсидии), ответчик правомерно ориентировался на данные, указанные в справке уполномоченного органа от 10.01.2022.
Не установив в действиях ответчика умысла на предоставление недостоверных сведений или сокрытие информации, иных признаков недобросовестного поведения, учитывая предоставление и расходование средств субсидии именно на те цели, для которых она и установлена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.01.2019 N 7, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований Министерства у суда первой инстанции не имелось.
Согласно сформировавшейся практике Конституционного суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 N 14-П и от 14.07.2003 N 12-П, определение от 05.03.2004 N 82-О).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Учитывая, что субсидия предоставляется получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, цели и задачи ее предоставления достигнуты, применение к ответчику такой санкции как изъятие бюджетных средств не будет отвечать требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Иного из материалов дела не следует, апелляционному суду не доказано.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные ответчиком судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца, как проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2023 года по делу N А71-11880/2022 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики (ОГРН 1151840001686, ИНН 1840036276) в пользу Автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб "Прогресс" города Глазова" (ОГРН 1091800001347, ИНН 1837006680) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11880/2022
Истец: Министерство по физической культуре и спорту Удмуртской Республики
Ответчик: АНО "Спортивный клуб "Прогресс" города Глазова"
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 2 по УР