г. Ессентуки |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А63-15378/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 27.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Солнечный-3" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2023 по делу N А63-15378/2021 по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, (ОГРН 1022601934630) к товариществу собственников жилья "Солнечный-3", г. Лермонтов, (ОГРН 1082647000435) о взыскании задолженности за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды, при участии в судебном заседании представителей: от товарищества собственников жилья "Солнечный-3" - Захарьящева М.С. (по доверенности от 07.02.2020); от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Рыдновой Т.В. (по доверенности N 209-ю от 22.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Солнечный-3" (далее - ТСЖ "Солнечный-3", товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в размере 29 677 руб. 36 коп. за период с июня 2020 года по январь 2021 года, неустойку в размере 5 445 руб. 68 коп. за период с 12.01.2021 по 08.09.2021 (уточненные исковые требования, принятые судом протокольным определением, том 2, л.д. 94).
статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами N 124 и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Суд установил, что материалами дела подтвержден факт поставки питьевой воды и оказания истцом услуг ответчику по водоотведению (акты оказанных услуг, счета-фактуры). Товарищество доказательств оплаты долга не представило.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Солнечный-3" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Ответчик указал, что товарищество предоставило достаточное количество допустимых доказательств отсутствия кранов в помещениях, входящих в состав общего имуществ, акты об оказании услуг ответчиком не подписаны
Определением от 16.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда, судебное заседание назначено на 20.04.2023.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, одновременно дали пояснения по обстоятельствам спора.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей истца и ответчика, проверив правильность главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Лермонтов, проезд Солнечный, дом 3, был выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья - ТСЖ "Солнечный-3".
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (ресурсоснабжающая организация) направило в адрес ТСЖ "Солнечный-3" (исполнитель) договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов N Л10458 (письмо от 06.12.2019 N 34-03/14145, том 1, л.д. 27).
В свою очередь, исполнитель подписанный экземпляр договора не возвратил, протокол разногласий в адрес ресурсоснабжающей организации не направил.
Истец, в отсутствие заключенного договора, в период с июня 2020 года по январь 2021 года в многоквартирный дом по адресу: г. Лермонтов, Солнечный проезд, д. 3, находящийся под управлением ТСЖ "Солнечный-3", поставил холодную воду на содержание общего имущества и приняло сточные воды на сумму 29 677,36 руб., что подтверждается актами об оказании услуг за спорный период (том 1, л.д. 29-35).
На оплату коммунального ресурса истец выставил ответчику счета (том 1, л.д. 36-49).
Первичные документы направлены ТСЖ "Солнечный-3" почтовой связью (письма от 09.07.2020 N 34-03-8010, от 11.08.2020 N 34-03/9897, от 07.10.2020 N 34-03/12992, от 06.11.2020 N 34-03/14507, от 09.12.2020 N 34-03/16151, от 14.01.2021 N 34-03/209, от 05.02.2021 N 34-03/1388).
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 02.03.2021 N 34-03/2633/4 с требованием погасить образовавшуюся задолженность была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд (том 1, л.д. 75).
Удовлетворяя заявленные исковые требования предприятия, суд первой инстанции исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила NN 776), нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются для договоров водоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединённых к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подаётся энергия (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Собственниками помещений в МКД по адресу: г. Лермонтов, проезд Солнечный, д. 3 было принято решение о создании ТСЖ "Солнечный-3", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 09.04.2008 была внесена соответствующая запись.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, с момента выбора способа управления собственниками МКД по указанному адресу, ТСЖ "Солнечный-3" стало исполнителем коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, осуществляя управление многоквартирным домом, должен обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение, водоотведение.
Спор об определении условий договора ресурсоснабжения N Л10458 от 01.1202019 и согласование разногласий на разрешение арбитражного суда сторонами не передавался.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в спорный период ответчик осуществлял управление Товариществом, при этом ежемесячно передавал истцу показания общедомового прибора учета, на основании которых истец выставлял ответчику счета и счет-фактуры за отпуск воды и прием сточных вод.
В силу пункта 11 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключённым с даты направления указанной заявки.
В абзаце десятом пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Следовательно, в данном случае правоотношения сторон рассмотрены судом первой инстанции как договорные.
Согласно пункту 2.2. статья 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения и подлежат возмещению потребителями услуг исключительно управляющей организации.
Согласно пункту 4 Правил N 354, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных указанными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, в данном случае товариществом, плату компенсации потерь, поскольку ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Таким образом, из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются товариществом собственников жилья. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, является товарищество собственников жилья.
Следовательно, именно ТСЖ "Солнечный-3" в отношении спорного многоквартирного дома выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 (1) Правил N 124.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Указанный правовой подход изложен в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Согласно подпункту "6 (1)" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными доказательствами надлежащее исполнение предприятием обязательств по оказанию услуг поставки холодного водоснабжения и водоотведения представленными в материалы дела актами об оказании услуг, выставленными на оплату счетами и счет-фактурами, которые направлялись предприятием товариществу.
Возражений относительно объемов полученного коммунального ресурса и стоимости ответчиком не заявлено, доказательств, свидетельствующих об ином объеме полученной питьевой воды, в материалы дела не представлено.
Проверив возражения ответчика против заявленных требований в отношении выставленного к оплате объема сточных вод, который по мнению ответчика не соответствует объему поставленной в расчетный период воды, судом первой инстанции установлено следующее.
Многоквартирный жилой дом подключен к центральному горячему водоснабжению, оборудован ОДПУ холодного и горячего водоснабжения, общедомовой прибор учета сточных вод в МКД отсутствует, в связи с чем, расчет за стоки производится предприятием согласно подпункту "в (4)" пункта 21 Правил N 124, в котором указано, что объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной формуле.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предприятие при расчете платы за стоки учитывается общий объем стоков холодной и горячей воды. В случаях выставления платы за стоки в меньшем объеме, чем выставленный к оплате объем воды, истцом учитывалась отрицательная разница по горячим стокам. При отсутствии отрицательной разницы истцом выставлялся весь объем стоков, как по холодной, так и горячей воде.
Так, из представленного в материалы дела ежемесячного отчета по начислениям договоров общего имущества и ежемесячных начислений по показаниям общедомового прибора учета, судом первой инстанции установлено следующее:
- в июне 2020 года в спорном многоквартирном доме потребленный объем холодной воды по общедомовому прибору учета (далее - ОДПУ) составил 589 м3, объем воды по индивидуальным приборам учета (далее - ИПУ) - 557,2 м3, к оплате истцом выставлена разница потребленного объема, составляющая 31,8 м3 (589 м3 - 557,2 м3), при этом общий объем стоков определенный по ОДПУ по холодному водоснабжению (далее - ХВС) и горячему водоснабжению (далее - ГВС) составил 982 м3, из которых ХВС 589 м3, а ГВС 393 м3; объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1025,8 м3, из которых ИПУ по ХВС - 557,2 м3, ИПУ по ГВС - 468,6 м3, в связи с чем, образовалась отрицательная разница по горячим стокам в объеме 43,8 м3 (ОДПУ 982 м3 -ИПУ 1025,8 м3) с учетом чего, плата за сточные воды ответчику не выставлялась;
- в июле 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 593 м3, по ИПУ объем воды составил 503,2 м3, к оплате выставлена разница потребленного объема 89,8 м3 (593 м3 - 503,2 м3) при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 731 м3, из которых ХВС 593 м3, а ГВС 138 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 701,8 м3, из которых ИПУ по ХВС - 503,2 м3, ИПУ по ГВС - 196,6 м3. Истцом частично учтена отрицательная разница за июль 2020 года в объеме 29,2 м3 (731 м3 - 701,8 м3 - 29,2 м3), в связи с чем, плата за сточные воды ответчику не выставлялась, остаток отрицательной разницы в объеме 14,6 м3 учтен в сентябре 2020 года;
- в августе 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 561 м3, а по ИПУ объем воды составил 819,2 м3, образовалась отрицательная разница в объеме 258,2 м3 (561 м3 - 819,2 м3), в связи с чем плата по холодной воде ответчику не выставлялась. Общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 905 м3, из которых ХВС 561 м3, а ГВС 344 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1156,8 м3, из которых ИПУ по ХВС - 819,2 м3, ИПУ по ГВС - 237,6 м3, образовалась отрицательная разница по стокам горячей воды в объеме 251,8 м3 (905 м3 -1156,8 м3), в связи с чем, плата за сточные воды ответчику не выставлялась, остаток отрицательной разницы в объеме 251,8 м3 учтён в сентябре 2020 года;
- в сентябре 2020 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 544 м3, а объем воды по индивидуальным приборам учета - 193,2 м3, с учетом отрицательного объема за август 2020 года, предприятием выставлено к оплате 92,6 м3 (350,8 м3 - 258,2 м3). Общий объем стоков определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 910 м3, из которых ХВС 544 м3, а ГВС 366 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 596,8 м3, из которых ИПУ по ХВС - 193,2 м3, ИПУ по ГВС - 403,6 м3. Предприятием учтена отрицательная разница за июнь (14,6 м3) и август 2020 года (251,8 м3) в объеме 266,4 м3, в связи с чем, плата за сточные воды выставлена ответчику в объеме 46,8 м3 (910 м3 - 596,8 м3 - 266,4 м3);
- в октябре 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 453 м3, а по ИПУ - 426,6 м3, к оплате выставлена разница потребленного объема 26,4 м3 (453 м3 - 426,6 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 799 м3, из которых ХВС - 453 м3, ГВС - 346 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 763 м3, из которых ИПУ по ХВС - 426,6 м3, ИПУ по ГВС - 336,4 м3. Объем стоков по ГВС составил 9,6 м3 (346 м3 - 336,4 м3), в связи с чем, плата за сточные воды выставлена в объеме 36 м3 (ХВС 26:,4 м3 + 9,6 м3 ГВС);
- в ноябре 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 505 м3, а объем воды по ИПУ - 461,6 м3, к оплате выставлена разница потребленного объема, составляющая 43,3 м3 (505 м3 - 461,6 м3), при этом, общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 839 м3, из которых ХВС - 505 м3, ГВС - 334 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 783,4 м3, из которых ЖГУ по ХВС - 461,6 м3, ЖГУ по ГВС - 321,8 м3. Объем стоков по ГВС составил 12,2 м3 (334 м3 - 321,87 м3), в связи с чем, плата за сточные воды выставлена в объеме 55,6 м3 (ХВС 43,4 м3 + ГВС 12,2 м3);
- в декабре 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 541 м3, а объем воды по ИПУ - 432,6 м3, к оплате истцом выставлена разница потребленного объема, составляющая 108,4 м3 (541 м3 - 432,6 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 870 м3, из которых ХВС - 541 м3, ГВС -329 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1006,4 м3, из которых ИПУ по ХВС 432,6 м3, ИПУ по ГВС 573,8 м3, в связи с чем, образовалась отрицательная разница по стокам в объеме - 136,4 м3 (ОДПУ 870 м3 - ИПУ 1006,4 м3), в связи с чем, плата за сточные воды ответчику не выставлена;
- в январе 2021 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 513 м3, а объем воды по ИПУ - 512,6 м3, к оплате истцом выставлена разница потребленного объема, составляющая 0,4 м3, при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 856 м3, из которых ХВС - 513 м3, ГВС - 343 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 894,4 м3, из которых ИПУ по ХВС - 512,6 м3, ИПУ по ГВС - 381,8 м3, в связи с чем, образовалась отрицательная разница по стокам в объеме - 38,4 м3 (ОДПУ 856 м3 - ИПУ 894,4 м3), в связи с чем плата за сточные воды ответчику не выставлена. Остаток отрицательной разницы в объеме 174,8 м3 (136,4 м3 - остаток за декабрь 2020 года + 38,4 м3 - остаток за январь 2020 года) был учтен истцом в последующих периодах, не входящих в исковой.
Истец производит расчет исходя из нормативов потребления, установленных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 N 85 "О внесении изменений в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 16 мая 2013 года N 131-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в Ставропольском крае" в отношении жилых помещений, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета воды.
Ответчик считает, что истец неверно определял объем поставленной воды в жилых помещениях, что, соответственно, повлекло, по его мнению, к неверному расчету объема коммунального ресурса, выставленного на содержание общего имущества.
Однако в п.4.1.8 и 4.1.10 договора указано, что ответчик обязан вести учет показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета и передавать эти показания истцу до 25 числа расчетного месяца включительно, а также уведомлять истца о сроках проведения проверки показаний индивидуальных приборов учета.
Таким образом, заявляя о несогласии с тем, что по ряду квартир истцом не произведено начисление платы потребителем ответчик не предоставляет в суд сведения о том, что им передавались иные показания, чем были начислены истцом, а расчет объема в квартирах, где истцом начислено среднемесячное потребление, по нормативам потребления вообще противоречит Правилам N 354.
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 истец обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.) и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. И истец, при проведении расчетов с потребителями использует объемы, предоставленные потребителем. В случае не предоставления таких сведений, истец производит расчет платы в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, то есть исходя из рассчитанного среднемесячного потребления.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Таким образом, указание ответчика, о том, что по квартирам необходимо производить начисление по нормативам потребления, так как у него отсутствуют данные о фактических объемах потребления воды в жилых помещениях, ничем не подтверждено и не обосновано.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лица, участвующее в деле должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, ответчик, располагая всеми данными для того, чтобы проверить расчет истца и представить свой контр расчет, голословно заявляет о своем несогласии с расчетом.
Кроме того, продолжает бездействовать и не исполнять свои обязанности по сбору и передачи истцу, показаний, необходимых для учета воды, потребленных коммунальных услуг на содержание общего имущества.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Заявляя о несогласии с тем, что по ряду квартир истцом не произведено начисление платы потребителем ответчик не предоставляет в суд сведения о том, что им передавались иные показания, чем были начислены истцом.
В исковом периоде в отдельных жилых помещениях производился расчет платы за предоставленные коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению из расчета среднемесячного потребления.
Так, по квартире 39 с апреля 2020 года по июль 2020 года потребителем было потреблено 4 м3 холодной воды, соответственно, среднее потребление составило 4 м3 / 4 мес. = 1 мЗ.
Абонентом по ГВС в период с апреля 2020 года по июль 2020 года было потреблено 1 м 3 горячей воды, соответственно, среднее потребление составило 1 м3 / 4 мес. = 0 м3.
По квартире 87 абонентом в период с апреля 2020 года по июль 2020 года было потреблено 0 м3 холодной воды, соответственно, среднее потребление составило 0 м3 / 4 мес. = 0 м3. Абонентом по ГВС в период с апреля 2020 года по июль 2020 года было потреблено 0 м3 горячей воды, соответственно, среднее потребление составило 0 м3 / 4 мес. = 0 м3
По квартире 101 в апреле 2020 года, июне-июле 2020 года потребителем было потреблено 3 м3 холодной воды, соответственно, среднее потребление составило 3 м3 / 3 мес. = 1 м3. Абонентом по ГВС в период в апреле 2020 года, июне-июле 2020 года было потреблено 9 м3 горячей воды, соответственно, среднее потребление составило 9 м3 / 3 мес. = 3 м3.
По квартире 64 в августе, сентябре 2020 года не было начислений, так как на приборах воды были показания меньше чем начислено абоненту, что подтверждается актом контролера от 28 октября 2020: холодный счетчик 224 м. куб, горячий -127 м.куб.
Не оборудованы индивидуальными приборами учета воды квартиры N 74 и N 90. В данных жилых помещениях в течение всего искового периода начисления производились исходя из установленных нормативов.
В квартирах N 39, 87, 101 в июне и июле 2020 года производились по среднему потреблению, а с августа 2020 года - по нормативу.
В квартире N 35 с июля 2020 года по сентябрь 2020 года начисления производились по среднему потреблению, а с октября 2020 года - по нормативу.
В квартире N 64 с августа 2020 г. по сентябрь 2020 года начисления производились по среднему потреблению, с октября 2020 г. по показаниям приборов учета.
В исковом периоде в отдельные месяцы не производилось начисление в нижеперечисленных квартирах по следующим причинам:
По квартире 1 в период с декабря 2020 года по январь 2021 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 9 в период с октября 2020 года по январь 2021 года потребителем при оплате передавались неизменные показания.
По квартире 15 в январе 2021 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 25 в период с октября 2020 года по ноябрь 2020 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 37 в июне 2020 года и в октябре 2020 года начисление не производилось в связи с тем, что потребителем были переданы идентичные показания.
По квартирам 38, 44, 52 начисление не производилось в связи тем, что у истца имеется информация о не проживании потребителей.
По квартире 42 показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 46 в октябре 2020 года потребителем при оплате передавались неизменные показания.
По квартире 47 в июле 2020 года и в октябре 2020 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 56 с июля 2020 года по октябрь 2020 года, а также в декабре 2020 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
По квартире 65 в декабре 2020 года истцом проведено обследование индивидуального прибора учета, которым установлено, что начисление платы потребителю произведено в большем размере, чем отражено ИПУ (акт прилагается).
По квартире 68 в июне 2020 года показания переданы потребителем.
По квартире 80 в октябре 2020 года показания переданы потребителем.
По квартире 99 в августе 2020 года, октябре 2020 года показания предоставлялись ответчиком, в соответствии с которыми и произведено начисление платы потребителю.
При расчете платы за стоки учитывается общий объем стоков холодной и горячей воды.
При этом, истец учитывает указания, изложенные в решении Верховного суда от 20.06.2018 N АКПИ18-386, и в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то в текущем месяце плата за поставленный ресурс составляет "0", а объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (далее -отрицательная разница), что указано в сводном расчете объемов и стоимости отпущенного ресурса в графе "Учтенный отрицательный объем прошлого периода".
Соответственно, в случаях выставления платы за стоки в меньшем объеме, чем выставленный к оплате объем воды, истцом учитывалась отрицательная разница по горячим стокам. При отсутствии отрицательной разницы истцом выставлялся весь объем стоков как по холодной, так и горячей воде.
Заявляя о несогласии с тем, что по ряду квартир истцом не произведено начисление платы потребителем ответчик не предоставляет в суд сведения о том, что им передавались иные показания, чем были начислены истцом.
Так, из представленного в материалы дела отчета по начислениям договоров общего имущества и ежемесячных начислений по показаниям общедомового прибора учета (далее - расшифровки начислений), прослеживается, что:
* в июне 2020 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 589 м3, а объем воды, по индивидуальным приборам учета - 557,2 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема, составляющая 31,8 м3 (589 м3 - 557,2 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 982 м3, из которых ХВС 589 м3, а ГВС 393 куб. м. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1025,8 м3, из которых ИПУ по ХВС 557,2 м3, а ИПУ по ГВС 468,6 м3. В связи с чем, образовалась отрицательная разница по горячим стокам в объеме 43,8 м3 (ОДПУ 982 м3 - ИПУ 1025,8 м3), в связи с чем плата за сточные воды ответчику не выставлена;
* в июле 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 593 м3, а по индивидуальным приборам учета объем воды составил 503,2 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема 89,8 м3 (593 м3 - 503,2 м3) при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 731 м3, из которых ХВС 593 м3, а ГВС 138 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 701,8 м3, из которых ИПУ по ХВС 503,2 куб. м, а ИПУ по ГВС 198,6 м3. Истцом частично учтена отрицательная разница за июль 2020 г. в объеме 29,2 м3, в связи с чем плата за сточные воды ответчику не выставлена. (731 м3 -701,8 м3 - 29,2 м3). Остаток отрицательной разницы в объеме 14,6 м3 учтен в последующих периодах;
- в августе 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 561 м3, а по индивидуальным приборам учета объем воды составил 819,2 м3, соответственно, образовалась отрицательная разница в объеме 258,2 м3 (561 м3 - 819,2 м3). Таким образом, плата по холодной воде ответчику не выставлена. При этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 905 м3, из которых ХВС 561 м3, а ГВС 344 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1156,8 м3, из которых ИПУ по ХВС 819,2 куб. м, а ИПУ по ГВС 237,60 м3. В связи с чем, образовалась отрицательная разница по горячим стокам в объеме 251,8 м3 (ОДПУ 905 м3 - ИПУ 1156,8 м3), в связи с чем плата за сточные воды ответчику не выставлена. Остаток отрицательной разницы в объеме 266,4 м3 (14,6 м3 -остаток за июнь 2020 + 251,8 отрицательный остаток за август 2020 г.) учтен в последующих периодах;
- в сентябре 2020 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 544 м3, а объем воды по индивидуальным приборам учета - 193,2 м3, соответственно к оплате должна быть выставлена разница потребленного объема составляющая 350,8 м3 (544 м3 - 193,2 м3). Однако, учитывая отрицательный объем за август 2020 г. ответчику выставлено к оплате 92,6 м3 (350,8 м3 - 258,2 м3). При этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 910 м3, из которых ХВС 544 м3, а ГВС 366 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 596,8 м3, из которых ИПУ по ХВС 193,2 м3, а ИПУ по ГВС 403,6 м3. Истцом учтена отрицательная разница за июнь 2020 г. и август 2020 г. в объеме 266,4 м3, в связи с чем плата за сточные воды ответчику выставлена в объеме 46,8 м3. (910 м3 - 596,8 м3 - 266,4 м3);
- в октябре 2020 года потребленный объем холодной воды по ОДПУ составил 453 м3, а по индивидуальным приборам учета объем воды составил 426,6 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема 26,4 м3 (453 м3 - 426,6 м3). При этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 799 м3, из которых ХВС 453 м3, а ГВС 346 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 763 м3, из которых ИПУ по ХВС 426,6 м3, а ИПУ по ГВС 336,4 м3, Объем стоков по ГВС составляет 9,6 м3 (346 м3- 336,4 м3). В связи с чем плата за сточные воды выставлена в объеме 36 м3 (ХВС 26,4 м3 + 9,6 м3 ГВС);
- в ноябре 2020 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 505 м3, а объем воды по индивидуальным приборам учета - 461,6 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема составляющая 43,3 м3 (505 м3 - 461,6 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 839 м3, из которых ХВС 505 м3, а ГВС 334 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 783,4 м3, из которых ИПУ по ХВС 461,6 м3, а ИПУ по ГВС 321,8 м3. Объем стоков по ГВС составляет 12,2 м3 (334 м3- 321,8 м3). В связи с чем плата за сточные воды выставлена в объеме 55,6 м3 (ХВС 43,4 м3 + 12,2 м3 ГВС);
- в декабре 2020 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 541 м3, а объем воды по индивидуальным приборам учета - 432,6 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема, составляющая 108,4 м3 (541 м3 - 432,6 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 870 м3, из которых ХВС 541 м3, а ГВС 329 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 1006,4 м3, из которых ИПУ по ХВС 432,6 м3, а ИПУ по ГВС 573,8 м3. В связи с чем, образовалась отрицательная разница по стокам в объеме 136,4 м3 (ОДПУ 870 м3 - ИПУ 1006,4 м3), в связи с чем, плата за сточные воды ответчику не выставлена;
- в январе 2021 года в спорном МКД потребленный объем холодной воды составил 513 м3, а объем воды по индивидуальным приборам учета - 512,6 м3, соответственно к оплате выставлена разница потребленного объема, составляющая 0,4 м3 (513 м3 - 512,6 м3), при этом общий объем стоков, определенный по ОДПУ по ХВС и ГВС составил 856 м3, из которых ХВС 513 м3, а ГВС 343 м3. Объем воды (стоков) по индивидуальным приборам учета холодной и горячей воды составил 894,4 м3, из которых ИПУ по ХВС 512,6 м3, а ИПУ по ГВС 381,8 м3. В связи с чем, образовалась отрицательная разница по стокам в объеме 38,4 м3 ( ОДПУ 856 м3 - ИПУ 894,4 м3), в связи с чем плата за сточные воды ответчику не выставлена.
Остаток отрицательной разницы в объеме 174,8 м3 (136,4 м3 - остаток за декабрь 2020 года + 38,4 куб. м отрицательный остаток за январь 2020 года) был учтен в последующих периодах, не входящих в исковой период.
Ответчик в силу осуществляемой им деятельности по управлению МКД обязано располагать соответствующей информацией, а соответственно, должен оспаривать расчет не предположительно, а со ссылкой на конкретные документы. Принятие же истцом к расчету переданных собственниками показаний, тождественных предоставленным в предыдущем расчетном периоде, что влечет "нулевые" начисления в спорном периоде по ряду квартир, само по себе прав товарищества не нарушает, поскольку корректируется в последующих периодах с учетом последующего предоставления показаний приборов учета, что в свою очередь влечет корректировку начислений за объем коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Исходя из положений подпунктов "а", "в" пункта 4 и пункта 13 Правил N 354, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги водоснабжения, то есть снабжение водой, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На управляющую компанию как исполнителя услуги по содержанию общего имущества МКД в императивном порядке возложена обязанность по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов в объеме, потребляемом на общедомовые цели (пункты 4 - 12 ПравилN 124).
Таким образом, довод ответчика о том, что исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация подлежит отклонению.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, исходя из принципа состязательности арбитражного процесса, при заявлении довода о недоказанности истцом объема поставленного в спорный период коммунального ресурса, с учетом распределения бремени доказывания, должен представить доказательства, опровергающие требования истца либо подтверждающие иной объем потребленной энергии.
Исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е (1)" и "е (2)" пункта 31 Правил N 354 обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В подпункте "б" пункта 82 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В нарушение приведенных норм процессуального законодательства, ответчиком в суд первой инстанции не было представлено доказательств, опровергающих доводы истца.
Вместе с тем суд не может в нарушение принципа состязательности арбитражного процесса исполнять бремя доказывания по делу за ответчика, занявшему пассивную позицию по делу.
Факт исполнения истцом обязательств по поставке воды и приему сточных вод в спорном периоде подтверждаются представленными истцом в дело и не оспоренными ответчиком актами об оказании услуг.
В документах имеются сведения об объеме водоснабжения, потребленной в точке поставки ответчика с указанием наименования точки поставки, и, начальных и конечных показаниях прибора учета в расчетном периоде.
Доказательств того, что истцом поставлен меньший объем питьевой воды и в меньшем объеме произведен прием сточных вод, ответчиком не представлено.
В письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", указано о том, что частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общим имуществом многоквартирного дома.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого на содержание общедомового имущества, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Поскольку ответчик не представил доказательства оплаты потребленного коммунального ресурса в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные предприятием требования являются обоснованными, а поэтому требование истца о взыскании задолженности в сумме 29 677 руб. 36 коп. подлежит удовлетворению.
Предприятием заявлены требования о взыскании неустойки (пени) за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 на суммы задолженности, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России 7,5%, что составило 5 445 руб. 68 коп.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Пунктом 7.7 договора ресурсоснабжения от 01.10.2019 N Л10458 в целях содержания общего имущества многоквартирных домов установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате договора ресурсоснабжающая организация вправе потребовать от исполнителя уплаты пени в следующем размере.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В пункте 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В данном случае предприятие просит взыскать законную неустойку за просрочку исполнения обязательств на содержание общего имущества.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
При этом, закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Факт нарушения со стороны ответчика сроков оплаты по договору подтверждается материалами дела и товариществом не оспаривается.
Суд первой инстанции, проверив представленный расчет пени, пришел к выводу, что расчет произведен арифметически правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом первой инстанции и апелляционной инстанции установлено, что ответчик возложенную на него обязанность по проверке достоверности предоставляемых потребителями сведений о показаниях ИПУ не исполнил, доказательств соблюдения возложенной на него пунктом 31 Правил N 354 и пунктом 20 договора обязанности по ежемесячному снятию показания коллективного (общедомового) прибора учета и предоставлению сведений в ресурсоснабжающую организацию, в данном случае истцу, не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующие нормы действующего законодательства.
Как указано выше порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен и п. 21(1) Правил N 124.
Прибор учета по стокам в жилом доме отсутствует, следовательно, расчет по стокам производится в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, за исключением расчетов по ИПУ по стокам.
Как следует из представленных в материалы дела предприятием расчетов стоимости оказанных услуг по отведению сточных вод, расчет произведен в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 именно на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учетов и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учетов, представленных потребителями.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами.
Доказательств того, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям (статья 155 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в материалы дела не представлено.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определённых по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объёмом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Судом первой инстанции проверены представленные ответчику и суду информация по жилому дому о начислениях, предъявленных к взысканию коммунального ресурса на содержание общего имущества за водопользование и водоотведение, в том числе, в отношении наличия или отсутствии "отрицательного ОДН" в МКД.
Доводы о не доказанности фактической поставки энергоресурса, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку из представленных в дело доказательств видно об осуществлении поставки воды и принятие сточных вод по жилому дому, о показаниях приборов учета как общедомовых, так и предоставленных потребителями, тем самым ответчик имел возможность проверить все данные по жилому дому и представить контр расчеты.
Тот факт, что между потребителями и ресурсоснабжающей организацией имеются прямые договоры, не освобождает товарищество от статуса исполнителя коммунальных услуг в части общедомовых нужд.
Доказательств того, что предприятием выставлялись потребителям счета на оплату содержания общего имущества, ответчиком в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного, именно товарищество, поставляющее коммунальные ресурсы собственникам помещений, расположенных в МКД, располагает необходимыми сведениями о возможности устранения в последующих расчетных периодах возникшего несоответствия фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам, выводы суда первой инстанции не опровергают, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку была уплачена 15.02.2023 по платежному поручению N 1179.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2023 по делу N А63-15378/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15378/2021
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ТСЖ "СОЛНЕЧНЫЙ-3"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ПАРТНЕР", Захарьящев Дмитрий Анатольевич, Захарьящев Михаил Сергеевич