г. Челябинск |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А07-19682/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2022 по делу N А07-19682/2017.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" - Бакиров Ирек Анварович (доверенность от 10.01.2023, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (далее - ООО ЛПК "Селена", ответчик) о взыскании задолженности по арендной платы за 4 квартал 2016 года, 2017-2020 годы в сумме 7 977 877 руб. 57 коп. в бюджет Республики Башкортостан (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.12.2022 (резолютивная часть от 08.12.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО ЛПК "Селена" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
Податель жалобы считает, что по договору аренды лесного участка N 32 от 11.09.2009 применению подлежит средний коэффициент превышения размера арендной платы, сложившийся в Республике Башкортостан в размере 1,14 (или 14 %). Однако в противоречие обстоятельствам, установленным по делам NА07-19684/2017, NА07-19679/2017 и NА07-19680/2017, в нарушение части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также собственному выводу (абзац 13 страницы 7 решения), суд первой инстанции решил взыскать с ответчика задолженность с применением среднего коэффициент превышения размера арендной платы, сложившийся в Республике Башкортостан в размере 1,29 (или 29 %) в размере 7 977 877 руб. 57 коп.
Апеллянт указал, что окончание срока окупаемости инвестиционного проекта "Создание производства с полным циклом переработки древесины" ООО ЛПК "Селена" являлся предметом рассмотрения судов первой инстанции по аналогичным делам (с теми же сторонами, с аналогичными требованиями и основаниями) по делам: N А07-19684/2017, N А07-19679/2017 и N А07-19680/2017. Во всех вышеназванных судебных актах суды первой инстанции исходили из правовой позиции об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика в 4 квартале 2016 года. Соответственно, суды пришли к выводу, что к данному кварталу применению подлежит средний коэффициент превышения размера арендной платы, сложившийся в Республике Башкортостан в размере 1,14 (или 14 %) и сформированный на основании данных за четвертый квартал 2016 года.
Также апеллянт указал, что довод Министерства о том, что срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту в целом, был отклонен в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А07-19680/2017.
Податель жалобы отметил, что возложение обязанности по уплате арендной платы за пользование лесным участком с применением среднего коэффициента превышения размера арендной платы в необоснованно завышенном размере (29% вместо 14%) на последующие 42 года действия договора аренды лесного участка, свидетельствует о существенных нарушениях прав и законных интересов ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.04.2023.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель истца не явился.
С учетом мнения ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме.
В судебном заседании 17.04.2023 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.04.2023 до 12 час. 35 мин.
После перерыва, лица, участвующие в деле в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 и приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" N 58 от 16.02.2009 между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "ЛПК "Селена" (арендатор), был заключен договор аренды лесного участка N 32 от 11.09.2009 (т. 1, л.д. 18-42).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной Регистрационной службы по Республике Башкортостан N 02-04-07/002/2010-368 от 12.01.2010.
Согласно условиям договора аренды Министерство предоставило ООО "ЛПК "Селена" лесной участок, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, в границах Абзелиловского лесничества, номера кварталов В по участковым лесничествам:
Кусимовское: 21, 22, 25, 30, 34, 40, 41, 48, 49, 55, 61, 63, 67, 68, 71, 76, 77, 79, I 80,92-96,23, 31, 32,42, 56, 62, 69, 70, 78.
Хамитовское: 3,4,20-24, 33,45,70,71,76,37,53,87,88, 89,90,91.
Бурангуловское: 23,24, 38, 65, 66,115,118,37,39, 50,60,70,80.
Казмашевское: 23, 25, 34, 35, 50, 55, 48,49, 56, 57, 58, 69.
На основании договора аренды арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 26 643 га, на срок до 10.09.2058, находящийся в государственной собственности, в целях заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 3.2 договора аренды арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В силу пункта 5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 для ООО "ЛПК "Селена" в течение срока окупаемости инвестиционного проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, установлен коэффициент 0,5.
Согласно пункту 3.1 договора аренды арендная плата на момент подписания договора с применением понижающего коэффициента 0,5 составила 1 978 584 руб. в год.
На основании пункта 3.3 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов".
В силу пункта 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 409-р от 22.04.2016 приоритетный инвестиционный проект ООО "ЛПК "Селена" в области освоения лесов "Создание производства с полным циклом переработки древесины" признан реализованным, в связи с чем, с 1 апреля 2016 года понижающий коэффициент 0,5 при расчете размера арендной платы за пользование лесными участками, переданными для реализации приоритетного инвестиционного проекта, не применяется.
На день окончания срока окупаемости инвестиционного Проекта, реализуемого ООО "ЛПК "Селена" коэффициент превышения размера арендной платы составил 1.19.
25.05.2016 к договору аренды заключено соглашение о внесении изменений в договор, согласно которому определен размер годовой арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5, которая составила 4 352 884 руб. (т. 1, л.д. 50-51).
Соглашение зарегистрировано в установленном порядке за N 02-04/141-04/376/002/2016-1547/1 от 09.06.2016.
Как указал истец, начиная с 01.04.2016 ООО "ЛПК "Селена" вносило арендную плату без применения понижающего коэффициента 0,5, но без учета сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19, установленного пунктом 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ООО "ЛПК "Селена" было направлено письмо исх. N 02/1968 от 20.04.2017 о применении при расчете арендной платы по договору аренды сложившегося в Республике Башкортостан среднего коэффициента превышения размера арендной платы 1,19 с просьбой в 30-дневный срок со дня получения письма подписать (дополнительные соглашения и направить для регистрации в Управление Росреестра по Республике Башкортостан, а также оплатить задолженность по арендной плате за 2016-2017 годы (т. 1, л.д. 16-17).
Поскольку требования Министерства оставлены со стороны общества без ответа и удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции учитывая, что по акту приема-передачи лесного участка лесной участок с кадастровым номером 02:11:000000:0049 был передан в аренду обществу "ЛПК "Селена" (то есть пользование участком началось) 11.09.2009, а не после государственной регистрации договора, пришел к выводу об истечении срока окупаемости проекта в рамках договора N 32 - 11.09.2016 (7 лет с даты заключения договора аренды) и необходимости расчета коэффициента превышения размера арендной платы по договору N 32 от 11.09.2009 на указанную дату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310 на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь - сентябрь 2016 года Республики Башкортостан, который по расчету суда первой инстанции составил 1,29 (29%).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
По смыслу статей 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование этим имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из изложенных норм следует, что ставки арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются регулируемыми ценами, в силу чего арендная плата подлежит оплате в размере нормативно установленной цены, которая не может быть изменена по соглашению сторон.
Согласно положениям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (пункт 1); при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 2); для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Аналогичный порядок определения арендной платы установлен подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм принято Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Пунктом 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.
Согласно абзацу 2 пункта 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Руководствуясь вышеизложенными нормативными актами, суд верно указал, что исчисление арендной платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы допускается только по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, который распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р на основании поданной обществом "ЛПК "Селена" заявки установлен продолжительностью 7 лет, начиная с 2009 года.
Согласно пункту 20 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", действовавшего на момент заключения договоров, срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
По общему правилу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об истечении срока окупаемости проекта не ранее 4 квартала 2016 года, в силу чего с учетом установленной договором аренды периодичности оплаты арендной платы, признал, что оснований для расчета арендной платы без применения понижающего коэффициента 0,5 до 31.12.2016, не имеется.
Как верно указал суд первой инстанции, с 01.01.2017 размер арендной платы подлежит определению, исходя из положений абзаца 2 пункта 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, следуя указанному механизму расчета, и принимая во внимание представленные в материалы дела сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям по форме 1-ОИП, формы которых утверждены приказом Минприроды России от 28.12.2015 N 565 "Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", суд определил объем арендных обязательств ответчика в спорный период, который ответчиком не оспорен.
Доводы ООО "ЛПК "Селена" о неправильном определении суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков в силу того, что в его основу положены недостоверные сведения, изложенные в сведениях о доходах лесного хозяйства и их распределении по их получателям по форме 1-ОИП за январь - декабрь 2016 года, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку исходя из положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом того, что указанные формы отчетности утверждены Приказом Минприроды России от 28.12.2015 N 565 "Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", а буквальное толкование абзаца 2 пункта 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" не позволяют применить иной порядок определения арендной платы, указанные формы отчетности являются допустимым доказательством определения арендной платы согласно изложенному механизму.
При этом определение размера арендной платы, исходя из названных форм отчетности, исходя из положений абзаца 2 пункта 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", осуществляется на дату окончания срока окупаемости проекта, то есть в данном случае - 21.12.2016, в силу чего и содержание представленных отчетов по форме 1-ОИП и 6-ОИП определяется, исходя из установленного нормами абзаца 2 пункта 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" формального порядка определения размера арендной платы по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта.
По тем же основаниям судом правомерно отклонены ссылки общества "ЛПК "Селена" на то, что из суммарного расчета размера арендной платы по действующим инвестиционным проектам подлежит исключению арендная плата, оплаченная ответчиком без применения коэффициента 0,5%.
При определении конкретного периода окончания срока окупаемости инвестиционного проекта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (статья 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.2 договора аренды предусмотрено, что данный договор подлежит обязательной государственной регистрации после его подписания и вступает в силу с даты государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке 11.09.2009.
Условиями пункта 3.4 договора предусмотрено, что арендная плата начисляется с момента вступления в силу (регистрации) договора. Первый платеж осуществляется не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором зарегистрирован договор.
В силу пункта 20 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", действовавшего на момент заключения договоров, срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
Оценив доводы и разногласия сторон по вопросу окончания срока окупаемости в рамках инвестиционного проекта и с учетом вышеназванных нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и, исходя из количества заключенных между сторонами договоров аренды лесных участков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку инвестиционный проект "Создание производства с полным циклом переработки древесины" ООО ЛПК "Селена" в действительности является одним проектом с заключением в рамках реализации этого проекта ряда договоров аренды лесных участков, то установленный 7-летний срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту.
При этом суд первой инстанции верно исходил из актуальной редакции абзаца 2 пункта 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 согласно которой с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Указанные изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" внесены после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем, суд считает возможным для разъяснения сторонам спорных вопросов применение именно актуальной редакции абзаца 2 пункта 1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В рамках настоящего дела рассматриваются условия договора N 30, и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда, к которым он пришел при оценке фактических обстоятельств дела, не обладают свойством преюдициальности при рассмотрении иного дела.
Приведенная в мотивировочной части решения N А07-19680/2017 формулировка о том, что суд также исходит из правовой позиции судов об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта ответчика в 4 квартале 2016 года, изложенной в судебных актах по аналогичным спорам между теми же сторонами по делам N А07-19678/2017, N А07-19679/2017, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, не подлежит истолкованию в качестве такого вывода.
При этом положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации касаются лишь вопросов освобождения от доказывания обстоятельств дела, которые входили в предмет исследования по делу. Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает возможности их различной правовой оценки в зависимости от характера конкретного спора.
Постановлением суда апелляционной инстанции по делу N А07-19680/2017 от 18.11.2021 отмечено, что приведенная судом первой инстанции формулировка не привела к принятию неправильного по существу судебного акта, в связи с чем исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции" не влечет за собой изменение обжалуемого судебного акта.
Указание судом первой инстанции по делу N А07-19680/2017 о том, что инвестиционный проект "Создание производства с полным циклом переработки древесины" общества "ЛПК "Селена" в действительности является одним проектом с заключением в рамках реализации этого проекта ряда договоров аренды лесных участков, в связи с чем установленный 7-летний срок окупаемости относится не к договорам аренды в отдельности, а к самому проекту также не является выводом об исчислении начала течения срока окупаемого инвестиционного проекта, а потому не может служить основанием для изменения обжалуемого судебного акта по аналогичным основаниям.
Вопреки доводам апеллянта о том, что срок окупаемости следует исчислять с момента государственной регистрации договора, судом первой инстанции верно указано, что по общему правилу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Исходя из названного, срок окупаемости следует исчислять с момента заключения конкретного договора, который в рассматриваемой ситуации определяется моментом заключения договора N 32.
Толкование условий договора, которое позволило суду первой инстанции прийти к соответствующим выводам, не противоречит положениям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и буквальному содержанию условий договора.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что по акту приема-передачи лесного участка лесной участок с кадастровым номером 02:11:000000:0049 был передан в аренду ООО ЛПК "Селена" (то есть пользование участком началось) 11.09.2009, а не после государственной регистрации договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об истечении срока окупаемости проекта в рамках договора N 32 - 11.09.2016 (7 лет с даты заключения договора аренды) и необходимости расчета коэффициента превышения размера арендной платы по договору N 32 от 11.09.2009 на указанную дату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310 на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь - сентябрь 2016 года Республики Башкортостан, который по расчету суда первой инстанции составил 1,29 (29%).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициально установленные факты не подлежат доказыванию. Преюдициальными фактами называются те факты, которые установлены вступившим в силу и неотмененным судебным актом.
Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2021 N А07-19683/2017, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2022 ООО ЛПК "Селена" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного Министерством иска.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2022 по делу N А07-19682/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19682/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "СЕЛЕНА"
Третье лицо: Министерство по промышленности и торговли Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Правительство Республики Башкортостан