г. Хабаровск |
|
04 мая 2023 г. |
А73-20693/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
на решение от 20.02.2023
по делу N А73-20693/2022
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859, г.Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Интера" (ОГРН 1062721098109, ИНН 2721143009, адрес: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск)
о взыскании 572 798,18 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Интера" (Общество) о взыскании пени за нарушение сроков выполнения работ по контракту от 16.07.2019 N 99 в размере 572 798,18 руб. по актам о приемке выполненных работ КС-2 от 25.11.2021 N 18 за период с 31.10.2021 по 25.11.2021, от 24.12.2021 N 19, N 20 за период с 31.10.2021 по 24.12.2021, от 11.02.2022 N 21, N 22 за период с 31.10.2021 по 11.02.2022.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на необоснованность списания неустойки в связи с изменением условий контракта, отсутствием документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неоплаченной неустойке.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным. В обоснование своей правовой позиции представил дополнительные документы.
В приобщении к материалам дела представленных ответчиком дополнительных документов отказано, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В рамках настоящего дела предусмотренные законом основания для принятия дополнительных доказательств отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (государственный заказчик) и ООО "Интера" (подрядчик) заключен государственный контракт от 16.07.2019 N 99, согласно которому подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт административного здания (работы) ОПФР по Хабаровскому краю по адресу: г.Хабаровск, ул.Слободская, д.27, в соответствии с порядком и условиями предусмотренными настоящим государственным контрактом, Техническим заданием (Приложение N 2), Проектной документацией (Приложение N 3) и Детализированным графиком производства работ (График) (Приложение N 4), в объеме указанном в Локальном сметном расчете (Приложение N 1).
Согласно пункту 2.1. контракта, с учетом дополнительного соглашения от 26.10.2021 N 6, цена государственного контракта в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение N 1) составляет 81 750 356,50 руб., том числе НДС 20%:
1 этап - 16 999 945,30 руб., том числе НДС 20%;
2 этап - 29 816 688,30 руб., том числе НДС 20%;
3 этап - 34 933 723,20 руб., том числе НДС 20%.
Срок выполнения работ по государственному контракту начинается со дня, следующего за днем заключения государственного контракта, по 30.10.2021 включительно:
- 1 этап (2019 год) - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента согласования государственным заказчиком графика по 15.11.2019 включительно;
- 2 этап (2020 год) - после завершения 1 этапа по 30.10.2020 включительно;
- 3 этап (2021 год) - после завершения 2 этапа по 30.10.2021 включительно.
Пунктом 7.4.2. контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, в порядке, установленном Постановлением N 1042, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Ответчиком выполнены работы по 3 этапу контракта, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 25.11.2021 N 18 на сумму 7 465 190,40 руб., от 24.12.2021 N 19 на сумму 13 786 587,60 руб., от 24.12.2021 N 20 на сумму 418 281,60 руб., от 11.02.2022 N 21 на сумму 5 420 769,60 руб., от 11.02.2022 N 22 на сумму 221 673,60 руб.
Сторонами подписан акт приемки выполненных работ 3 этапа от 18.02.2022, из которого следует, что фактическое окончание работ по 3 этапу 11.02.2022, количество дней просрочки 102 дня. Фактически работы выполнены на сумму 31 546 108,80 руб.
18.02.2022 сторонами подписан акт приемки объекта, законченного капитальным ремонтом.
Претензией от 06.06.2022 N 5003-09/18453 истец потребовал от ответчика оплатить пени в размере 572 798,18 руб.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что стало основанием для обращения Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон подлежат регулированию главой 37 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе), а также общими нормами об исполнении обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки).
Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного и промежуточных сроков выполнения работ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании частей 6 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Аналогичное право заказчика определено положениями пункта 7.4.2 контракта.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренного контрактом, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Истцом за нарушение ответчиком срока выполнения работ предъявлена к взысканию неустойка, рассчитанная на основании пункта 7.4.2 контракта.
По расчету истца размер неустойки по актам о приемке выполненных работ КС-2 от 25.11.2021 N 18 за период с 31.10.2021 по 25.11.2021, от 24.12.2021 N 19, N 20 за период с 31.10.2021 по 24.12.2021, от 11.02.2022 N 21, N 22 за период с 31.10.2021 по 11.02.2022 составил 572 798,18 руб.
Расчет неустойки апелляционным судом проверен и признан верным.
Вместе с тем, в силу части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (Правила N 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Правилами N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу положений части 6.1 статьи 34, части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и указанных Правил N 783 правила о списании неустоек носят императивный характер, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от его волеизъявления.
Правомерно начисленная неустойка в размере 572 798,18 руб. не превышает 5 процентов цены контракта.
Согласно пункту 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В этой связи суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и неоднократно применен Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в принятых судебных актах (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.10.2018 N 308-ЭС18-8107).
Из материалов дела следует, что сторонами дополнительным соглашением от 23.12.2020 N 5 внесены изменения в контракт в части объема работ, подлежащих выполнению в рамках 2 этапа, срок выполнения работ не менялся.
Между тем, в настоящем исковом заявлении истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ, выполненных в 2021 году в рамках 3 этапа.
Дополнительного соглашения об изменении объемов работ и(или) цены 3 этапа контракта сторонами не заключалось.
Кроме того, несовершение заказчиком действий по сверке задолженности, равно как и само по себе наличие между заказчиком и подрядчиком спора касательно размера и оснований неустойки не препятствует ее списанию в судебном порядке на основании Правил N 783.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что запрет списания неустойки по формальным лишь основаниям не соответствует существу Правил N 783, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015, 2016, 2020 годах путем финансовой поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом изменение условий контракта по настоящему делу не связано с невозможностью подрядчика надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание императивные положения указанной нормы Закона о контрактной системе, факт исполнения ответчиком обязательства по контракту в полном объеме с просрочкой в 2021 году, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для списания неустойки, и, как следствие, для отказа в удовлетворения иска в полном объеме.
На основании изложенного, доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2023 по делу N А73-20693/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20693/2022
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ИНТЕРА"