г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А56-32885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В., по доверенности от 28.12.2022;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8018/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пороховые" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2023 по делу N А56-32885/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пороховые"
к Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пороховые" (далее - Общество, ООО "УК "Пороховые", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 02.03.2022 N 785-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург и об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о внесении в реестр лицензий сведений о заключении договора управления (заявка 178159754 от 29.12.2021).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" (далее - третье лицо).
Решением суда от 14.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что Инспекцией не была проведена проверка факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собраний. Считает, что Порядок N 938/пр не предусматривает направление запроса в Администрацию района, в связи с чем Инспекция превысила свои полномочия, направив запрос в органы исполнительной власти.
Инспекция и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.12.2021 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД по адресу: Санкт-Петербург, Хасанская ул., д.14, к.1, лит. А, в связи с изменением способа управления домом на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1/2021 от 28.12.2021.
К заявлению Общество приложило: протокол общего собрания от 28.12.2021 N 1/2021; реестр собственников, заключивших договор управления, копию договора управления; копию заявления о передаче технической документации; доказательства размещения информации в ГИС ЖКХ.
После получения заявления, Инспекцией в адрес Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга направлен запрос N 08-11-30164/21-0-1 от 10.01.2022 о предоставлении информации об управлении МКД.
Согласно ответу Администрации от 12.01.2022 N 01-12-04/22-0-1 собственниками помещений МКД принято решение, оформленное протоколом от 02.01.2022, о продолжении лицензиатом ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" деятельности по управлению МКД.
Актом от 14.01.2022 N б/н Инспекцией установлено, что прокол общего собрания от 28.12.2021 N 1/2021 оформлен в соответствии с Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр. Признаков ничтожности в указанном протоколе общего собрания не выявлено.
Заключением от 19.01.2022 Инспекцией установлено несоответствие заявления и документов, представленных Обществом подпункту "в", пункта 5 Порядка, что в соответствии с подпунктом "а", "в" пункта 10 Порядка является основанием для приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а именно: сведения об указанном многоквартирном доме размещены в разделе Реестра, содержащем перечень многоквартирных домов управление которыми осуществляет лицензиат 000 "ЖКС N 2 Красногвардейского района". От ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района" заявлений о внесении изменений в Реестр, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу в Инспекцию не поступало. ...
19.01.2022 Инспекцией принято распоряжение N 154-рл о приостановлении рассмотрения заявления, поскольку заявление не соответствует пп. "а", "в" п.10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
20.01.2022 Инспекцией в ООО "УК "Пороховые" и ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" направлены запросы о предоставлении информации.
25.01.2022 ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" направило в Инспекцию ответ, согласно которому протокол N 1/2021 от 28.12.2021 в адрес ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" не поступал; полномочия ООО "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" подтверждены протоколом общего собрания собственников МКД от 02.01.2022; указанный протокол поступил в Инспекцию письмом от 10.01.2022; основания для передачи технической документации в адрес ООО "УК "Пороховые" отсутствуют.
07.02.2022 ООО "УК "Пороховые" ответом N 134 сообщило в Инспекцию о повторном направлении запроса о предоставлении технической документации на указанный многоквартирный дом, в связи с проведением общего собрания собственников о смене управляющей организации от 28.12.2021 N 1/2021.
В тоже время, от ООО "СК "Титан" в адрес Инспекции поступило уведомление, в силу статьи 46 ЖК РФ от 26.01.2022 N 08-11-1473/22-0-0 о проведенном общем собрании собственников указанного многоквартирного дома от 20.01.2022 N 2.
26.01.2022 ООО "СК "Титан" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий N 08-11-1471/22-0-0 с предоставлением документов согласно описи.
18.02.2022 в адрес Инспекции от ООО "СК "Титан" поступило обращение не рассматривать заявление ООО "СК "Титан" о внесении изменений в Реестр.
Уведомлением Инспекции от 28.02.2022 N 08-11-1471/22-2-1 в адрес ООО "СК "Титан" направлено уведомление об оставлении без рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
Заключением Инспекции от 02.03.2022 установлено наличие противоречий в сведениях, содержащихся в Реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, а именно: сведения об указанном многоквартирном доме размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района". От лицензиата ООО "ЖКС N 2 Красногвардейского района" заявлений о внесении изменений в Реестр, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу, в Инспекцию не поступало.
Распоряжением от 02.03.2022 N 785-рл Обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензии в связи с несоответствием заявления пп. "б" п.5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
Не согласившись с указанным распоряжением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ определено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок N 938/пр определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр; к заявлению должны быть также приложены документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр (в том числе, копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при рассмотрении заявления Общества Инспекцией соблюдены требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка N 938/пр.
Довод подателя жалобы о необходимости проверки Инспекцией поступивших в ГЖИ в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов, содержащих вопросы по аналогичным вопросам на предмет соблюдения требований законодательства в части организации, проведения и оформления результатов проведенных собраний, апелляционным судом отклоняется, поскольку процедура проверки протоколов осуществляется в соответствии со статьей 46 ЖК РФ и не связана с рассмотрением заявления о внесение изменений в реестр лицензий на основании направленного в Инспекцию заявления и документов в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр и ст. 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявлений и документов Инспекцией установлено, что отсутствуют признаки ничтожности решений общих собраний собственников помещений МКД.
Направление Инспекцией запроса в Администрацию Красногвардейского района не являлось основанием для вынесения Инспекцией распоряжения о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК "Пороховые", распоряжение от 02.03.2022 N 785-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий вынесен Инспекцией на основании положений Порядка и не зависело от получения ответа от Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум).
Часть 1 статьи 46 ЖК РФ указывает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.
В силу пп. ж) п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются, в том числе, письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц -сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц -сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленные Обществом сведения, не могли быть приняты Инспекцией как достоверные в связи с тем, что решение о выборе способа управления МКД Обществом не является последним волеизъявлением собственников.
Решение собственников помещений МКД, оформленное протоколом N 1/2022 от 02.01.2022, согласно которому деятельности по управлению МКД продолжена лицензиатом, Обществом не оспорено, недействительным в установленном порядке не признано.
Доказательств обратного в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания распоряжений Инспекций недействительными у суда не имелось, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований судом правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2023 по делу N А56-32885/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32885/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПОРОХОВЫЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА"
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8018/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-32885/2022
20.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31735/2022