г. Москва |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А40-234345/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Нестеровой М.Е. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-234345/22,
по заявлению ПАО "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, оформленное уведомлением,
при участии:
от заявителя: |
Антипова О.А. дов. от 10.09.2021 |
от ответчика: |
Соков И.А. дов. от 24.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" (заявитель, общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, оформленное Уведомлением N КУВД-001/2022-15060542/6 от 20.07.2022.
Решением от 06.02.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Банк является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 77:01:0004028:3966, площадью 108,6 (сто восемь целых и шесть десятых) кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Баррикадная д. 19 стр. 1 (далее - Нежилое помещение, Объект недвижимости), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия 77АЖ N 016912 от 20.08.2007, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве (запись регистрации N 77-77-11/048/2007-187), а также выпиской из ЕГРН от 19.0L2022 N99/2022/444261686 об основных характеристиках объекта недвижимости.
11.04.2022 Банк обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о государственном учете - внесению изменений площади и внесением изменений в планировку объекта недвижимости N КУВД-001/1011-15060542.
Площадь Нежилого помещения была уменьшена на 9,4 кв.м. (с 108,6 кв.м. на 99,2 кв.м.) в связи с тем, что для эксплуатации были возведены перегородки и изменена конфигурация Объекта.
20.04.2022 Уведомлением КУВД-001/2022-15060542 действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости были приостановлены до 20.07.2022.
Регистрирующий орган приостановил осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений на основании п. 2, 5, 7-10, 19-21, 24-35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
10.06.2022 во исполнение Уведомления Банком были представлены дополнительные документы, в частности, измененный и дополненный Технический план помещения от 10.06.2022.
25.07.2022 Банком было получено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2002-15060542/6 от 20.07.2022 Регистрирующий орган отказал Банку в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В обоснование отказа Регистрирующий орган указал, что причины, препятствующие осуществлению действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимого имущества, не были устранены с установленный срок.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как верно указал суд первой инстанции, отнесение видов строительных работ к новому строительству, реконструкции или перепланировке определяется соответствующим проектом, подготовленным, согласованным и утвержденным в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность.
Выдача разрешений на строительство для проведения работ по перепланировке, переоборудованию и переустройству помещений действующим градостроительным законодательством не предусмотрена, за исключением случаев, когда проводимые работы подпадают под понятие реконструкции объекта капитального строительства, определенное в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Работы по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, в том числе по изменению архитектурного облика фасадов нежилых зданий (не затрагивающие конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и не нарушающие права третьих лиц, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции), подлежат оформлению в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
Согласно п. 1.7 Постановления N 432-ПП выполнение работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
В то же время, из содержания п. 2 Постановления N 432-ПП следует, что соответствующие работы осуществляются с соблюдением действующих требований законодательства РФ и нормативных правовых актов города Москвы, в том числе в части разработки проектной документации и при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что органы государственной власти не вправе требовать от заявителей представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. В рамках закона орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, как участник системы межведомственного взаимодействия, самостоятельно направляет запросы органы и организации с целью получения информации, необходимой для государственной регистрации прав.
Пунктами 70, 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 07.06.2017 N 278 прямо установлено, что Уведомление о приостановлении или об отказе государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления или отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 и ч. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им доку менты отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета предусмотрены в ст. 26 и 27 Закона о государственной регистрации недвижимости соответственно.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как усматривается из материалов дела, согласно письму ГБУ МосгорБТУ N ИС-А-2435/22 от 03.06.2022 изменения планировочных фасадных решений было произведено в результате разработанного проекта ЗАО "ПК "Атлант" и полученного согласования МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ N МКА-02-31931/7-1 от 04.12.2017. Изменение контура помещения в части отображения колонн в ком. 21,22 произведено в результате этого согласования и не является реконструкцией.
ЗАО "ПК "Атлант" разработало проектную документацию 25.09.2019 на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Баррикадная д.19 стр.1.
Письмом ГБУ МосгорБТИ от 03.06.2022 N ИС-А-2435/22 указывает, что по результатам проведенного обследования 19.02.2009 помещения N I учтено изменение планировочных решений. Сведений об объекте, как о ранее учтенном были в установленном порядке переданы в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
По результатам инвентаризации 02.08.2017 помещения N I в техническую документацию внесены изменения в части учета изменения планировочных и фасадных решений с учетом заключения МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ N МКА-02-31931/7-1 от 04.12.2017 и проекта переустройства помещения "Внутреннего структурного подразделения расширенного формата Московского Банка Сбербанка России по адресу: г. Москва, Баррикадная д. 19 стр. 1", разработанного ЗАО "ПК Атлант" в 2017 году.
Поскольку учет фасадных решений первого этажа произведен при проведении последнего обследования 02.08.2017 на основании заключения и проекта переустройства помещения, разработанного ЗАО "ПК Атлант" в 2017 году, в связи с чем оснований для внесения корректировок в переданные сведения не имеется.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, основания для отказа в испрашиваемой государственной регистрации у Управления отсутствовали.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СБЕРБАНК РОССИИ" в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N 77:01:0004028:3966, площадью 108, 6 кв.м., расположенного по адресу: РФ, город Москва, Баррикадная, дом 19, стр. 1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-234345/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234345/2022
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ