г. Хабаровск |
|
04 мая 2023 г. |
А73-18513/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Ким О.И., по доверенности от 09.01.2023 N 09/07, Сапунов В.В., по доверенности от 20.12.2022,
от КГКУ "Хабаровскуправтодор": Костроба М.Я., по доверенности от 20.12.2022,
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Николаева Е.А., по доверенности от 09.03.2021 N 08-2375,
от Правительства Хабаровского края: Ислямова Е.Г., по доверенности от 01.10.2021 N 01.10.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и лесоперерработки Хабаровского края
на решение от 28.02.2023
по делу N А73-18513/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, г. Хабаровск)
к краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (ОГРН 1032700295451, г. Хабаровск)
об обязании осуществить лесовосстановительные мероприятия,
третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства", Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (Министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (КГКУ "Хабаровскуправтодор") с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением об обязании осуществить посадку лесных культур в объеме 39,79 га на территории Хабаровского края в течение вегетационного периода в срок до 01.07.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (ФКУ "ДСД-Дальний Восток") и Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов Хабаровского края (Министерство природных ресурсов) и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (Министерство транспорта).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы, сам факт перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, независимо от наличия покрытия переведенного лесного участка лесными насаждениями, а также осуществления рубки лесных насаждений, является обстоятельством, в силу которого у лица наступает обязанность по выполнению лесовосстановительных работ.
КГКУ "Хабаровскуправтодор", Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов и Министерство транспорта в отзывах на доводы апелляционной жалобы возражали, считая решение суда законным и обоснованным.
От иных лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
ФКУ "ДСД-Дальний Восток", и Министерство транспорта, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края N 1015 от 26.07.2002 ответчику (правопреемнику КГУ "Хабаровскавтодор") передана и закреплена за ним на праве оперативного управления сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования и незавершенные строительством и реконструкцией объекты дорожной отрасли. По акту приема-передачи передана, в том числе, дорога Лидога - Ванино (Ванинский район), находящаяся в собственности Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 N 100-пр (в редакции от 26.01.2017) определен перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Хабаровского края, к числу которых ранее относилась автомобильная дорога "г. Хабаровск - с. Лидога - рп. Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре", находившаяся в оперативном управлении ответчика.
Письмами N 25.3.13-1546 от 11.12.2017, N 05.2.15-1118 от 26.02.2018 Правительство Хабаровского края обратилось в Федеральное дорожное агентство по вопросу принятия в федеральную собственность автомобильной дороги "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре".
Согласно ответу Росавтодора N 01-25/11684 от 04.04.2018 решение вопроса о принятии вышеуказанной автомобильной дороги в собственность Российской Федерации не представляется возможным до представления полного пакета необходимых документов, к числу которых относятся правоудостоверяющие документы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:09:0002101:47 и 27:09:0002101:37, относящихся к землям лесного фонда.
Также указано на необходимость проведения комплекса мероприятий по отнесению указанных земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 N 726 названная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения под новым титульным наименованием "Хабаровск - Лидога - Ванино - Комсомольск-на-Амуре".
Федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928).
В целях осуществления передачи недвижимого имущества в федеральную собственность и его дальнейшего закрепления на праве оперативного управления за соответствующим учреждением 06.08:2018 ответчик обратился в Министерство природных ресурсов с заявлением об утверждении актов выбора участков земель лесного фонда с кадастровыми номерами 27:09:0002101:37, 27:09:0002101:47 в целях их перевода в иную категорию земель для размещения автомобильной дороги Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г.Комсомольску-на-Амуре, находящейся в оперативном управлении ответчика.
По результатам рассмотрения заявления на основании распоряжений Правительства края от 28.08.2018 N 550-рп, от 31.08.2018 N 556-рп утверждены акты выборов участков земель лесного фонда.
Пунктом 3 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 (действовавшим на момент принятия решения о переводе земельных участков), осуществление полномочий по утверждению актов выбора участков земель лесного фонда для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий возложено на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с пунктами 4, 5, 7 Положения документация и ходатайства на перевод земельных участков из земель лесного фонда представлены ответчиком в Министерство письмами N 7060-10 от 07.11.2018, N 7092-10 от 09.11.2018.
Вместе с актами выбора участков земель, данные ходатайства и документация направлены Министерством письмами от 26.09.2018 N 12;3.50-24723, от 26.09.2018 N 12.3.50-24724 в Федеральное агентство лесного хозяйства для принятия решения о переводе земельных участков в другую категорию.
Распоряжениями Правительства Хабаровского края N 57-рп от 28.01.2019 и N 881-рп от 27.12.2018 ответчику в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены:
- лесной участок, площадью 233 700 кв.метров (23,37 гектара) с кадастровым номером 27:09:0002101:47 (категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Хабаровский край, Нанайский муниципальный район, Нанайское лесничество, Анюйское участковое лесничество, кварталы N 9 [выделы 9 (часть), 12 (часть), 15 (часть), 19 (часть)], 38 [выделы 1-4 (части), 8 (часть), 9 (часть), 13 (часть), 15 (часть), 17 (часть), 18 (часть)]) в границах, указанных в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 29.11.2018 N КУВИ-001/2018-14561234, для эксплуатации линейного объекта "Автомобильная дорога Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.Комсомольск-на-Амуре" (кадастровый номер сооружения 27:00:0000000:185) на участке км 93 - км 98 (участок с. Лидога - р.п. Ванино), с усовершенствованным облегченным типом дорожного покрытия в Нанайском муниципальном районе Хабаровского края с соблюдением правового режима ценных лесов,
- лесной участок, площадью 164 200 кв.метров (16,42 гектара) с кадастровым номером 27:09:0002101:37 (категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Хабаровский край, Нанайский муниципальный район, Нанайское лесничество, Верхне-Анюйское участковое лесничество, квартал N 278 [выделы 6 (часть), 8 (часть), 9 (часть), 13 (часть), 15 (часть), 18 (часть), 73 - 77 (части)]) в границах, указанных в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 27.12.2018 N КУВИ-001/2018-16987731, для эксплуатации линейного объекта "Автомобильная дорога Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.Комсомольск-на-Амуре" (кадастровый номер сооружения 27:00:0000000:185) на участке км 179 - км 185 (участок с. Лидога - р.п. Ванино) с усовершенствованным облегченным типом дорожного покрытия в Нанайском муниципальном районе Хабаровского края.
На основании заявлений ответчика Распоряжениями Правительства РФ N 382-р от 07.03.2019 и N 444-р от 16.03.2019 земли лесного фонда (кадастровые номера земельных участков 27:09:0002101:47 и 27:09:0002101:37) переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения автомобильной дороги.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 726 межрегиональным территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю и ЕАО издано распоряжение от 30.04.2019 N 97 "О безвозмездной передаче недвижимого имущества" (Распоряжение N 97).
Пунктом 1 Распоряжения N 97 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность Российской Федерации и закрепляемых на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном Регионе России Федерального дорожного агентства" согласно приложению N 1 к распоряжению, в том числе автомобильная дорога "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.Комсомольск-на-Амуре".
Согласно пунктам 8 и 9 Распоряжения N 97 право оперативного управления ответчика на указанное недвижимое имущество прекращено, объект закреплен за ФКУ ДСД "Дальний Восток".
В соответствии с пунктами 11 и 12 Распоряжения N 97 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования КГКУ "Хабаровскуправтодор" в отношении земельных участков, на которых расположена автомобильная дорога "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.Комсомольск-на-Амуре", в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 27:09:0002101:37 и 27:09:0002101:47 (пункты 4 и 7 Приложения N 4 Распоряжения N 97). Новым землепользователем данных земельных участков также стало ФКУ ДСД "Дальний Восток".
Письмом от 05.09.2022 N 10-21-11600 истец уведомил ответчика о необходимости исполнения обязательств по лесовосстановлению.
Письмом от 15.09.2022 ответчик сообщил об отсутствии у него соответствующей обязанности.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В статье 1 Лесного кодекса РФ изложены принципы лесного законодательства, содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 12 Лесного кодекса РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ к видам использования лесов относятся в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент предоставления участков ответчику в постоянное (бессрочное) пользование) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Лица, указанные в частях 1, 2 и 5 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в случае, указанном в части 2 статьи 63.1. ЛК РФ, обеспечивают посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки (часть 6 статьи 63.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 9 Правил лесоразведения, утвержденных приказом Минприроды РФ от 20.12.2021 N 978 (Правила N 978), лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны выполнить работы по лесоразведению в субъекте РФ, на территории которого осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов РФ, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда, не позднее чем через 3 года с даты внесения сведений о категории земель земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В части 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по лесоразведению осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Лесоразведение или лесовосстановление осуществляется лицами, указанными в части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, на основании проекта лесоразведения или лесовосстановления (пункт 2 Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 N 897 (Правила N 897), подпунктом "а" пункта 3 Правил лесоразведения N 978.
Как следует из материалов дела, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:09:0002101:47, 27:09:0002101:37 осуществлен 14.01.2019 и 05.02.2019, соответственно, государственный учет изменений в части изменения категории.
В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 5 статьи 71 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (часть 1 статьи 39.9. Земельного кодекса РФ, пункт 1 части 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (часть 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ).
В части 1 статьи 45 Земельного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Спорные земельные участки лесного фонда, перевод которых в другую категорию осуществлен ответчиком, предназначены для эксплуатации линейного объекта автомобильной дороги Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г.Комсомольску-на-Амуре, включенной на основании постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 726 в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и переданной из государственной собственности Хабаровского края в федеральную собственность на основании пункта 1 распоряжения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 30.04.2019 2019 N 97 "О безвозмездной передаче недвижимого имущества".
Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 27:09:0002101:47, 27:09:0002101:37 находятся в собственности Российской Федерации с 17.05.2007 и 18.12.2007, соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" 13.05.2019.
Ранее указанные земельные участки лесного фонда, до их перевода в другую категорию, предоставлялись Учреждению Министерством природных ресурсов Хабаровского края на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации линейного объекта автомобильной дороги на основании распоряжений Правительства края от 27.12.2018 N 881-рп, от 28.01.2019 N 57-рп, в пределах переданных краю полномочий РФ (подпункт 4 пункта 3.1.8. Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства края от 14.02.2009 N 49-пр, действующего на момент принятия решения о переводе земельных участков). Право на спорные земельные участки зарегистрировано 14.01.2019 и 07.02.2019, соответственно.
В соответствии с пунктами 11, 12 распоряжения МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 30.04.2019 2019 N 97 "О безвозмездной передаче недвижимого имущества" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении названных земельных участков, они предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства".
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у Учреждения прекратилось на основании распорядительного акта собственника Российской Федерации о предоставлении земель другому юридическому лицу.
За названным лицом регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществлена 13.05.2019, следовательно, в силу части 2 статьи 8.1., части 1 статьи 131 ГК РФ с этой даты оно не является правообладателем земельных участков.
По общему правилу обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), на основании проекта лесовосстановления или лесоразведения вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях (определения Верховного Суда РФ от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 20.05.2022 N 307-ЭС22-6353).
С учетом позиции Верховного Суда РФ, судом сделан правильный вывод о том, что, исходя из положений части 1 статьи 19, части 2 статьи 63.1. Лесного кодекса РФ, у лиц, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, обязанность по осуществлению лесовосстановления или лесоразведения возникает в случае наличия права пользования лесным участком, использующим его в целях, для которых он предоставлялся лесопользователю.
Данный вывод также подтверждается положениями пункта 9, подпункта "е" пункта 10 Правил N 897, согласно которым заинтересованные лица подают заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению в согласующие органы. Заявление включает в себя следующую информацию: сведения о праве постоянного (бессрочного) пользования, договоре аренды, соглашении об установлении сервитута, публичного сервитута, в соответствии с которыми возникло обязательство по осуществлению лесовосстановления или лесоразведения.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к спорным правоотношениям применимы положения пунктов 1, 3 части 7 статьи 63.1. Лесного кодекса РФ в действующей редакции, согласно которой настоящая статья не распространяется на случаи использования лесов в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ; перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что договоры аренды лесных участков, предусматривающие обязанность произвести лесовосстановительные мероприятия, истцом и ответчиком не заключались.
Использование ответчиком спорных лесных участков обусловлено наличием расположенного на участках линейного объекта, находящегося ранее в оперативном управлении ответчика, и необходимостью приведения правового статуса объекта в состояние, соответствующее действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ответчика в настоящее время обязанности по выполнению компенсационного лесовосстановительного мероприятия в отношении земельных участков, находящихся с 13.05.2019 на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства".
Довод апелляционной жалобы о том, что сохранена обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, обеспечить лесовосстановление или лесоразведение после осуществления перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, не принимается, как основанный на неверном толковании норм части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ.
Требования части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ о выполнении лесовосстановительного мероприятия в связи с осуществленным переводом земельных участков лесного фонда в иную категорию, не распространяются на Учреждение в силу части 3 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент передачи автомобильной дороги в федеральную собственность), поскольку лесные участки были предоставлены для эксплуатации линейного объекта (автодороги) на основании статьи 45 Лесного кодекса РФ.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2023 по делу N А73-18513/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18513/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства и лесоперерработки Хабаровского края
Ответчик: КГКУ "Хабаровскуправтодор"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федеральногодорожного агенства"