г. Москва |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А40-58073/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-58073/23 по иску Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) к АО "Военторг" (ИНН 7704726183, ОГРН 1097746264186) третье лицо: ООО "Элтехнорд" о взыскании штрафа по государственному контракту,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хромов О.А. по доверенности от 12.10.2022,
от ответчика: Горбунов Д.Н. по доверенности от 25.04.2023,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Военторг" о взыскании штрафа по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021 в сумме 46 133, 92 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Военторг" заключен государственный контракт от 27.12.2021 N 271221/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2024 годах.
В п. 2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта исполнитель обязан: п. 3.2.1 своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта; п. 3.2.2 обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом; п. 3.2.3 ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем.
Согласно пункту 8.3 контракта исполнитель уплачивает заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, за исключением 3 просрочки исполнения обязательства, в размерах, определяемых в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, рассчитываемый как процент от цены этапа оказания Услуг по Контракту по каждому установленному факту нарушения.
В соответствии с пунктом 8.4 контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чём составляется соответствующий акт.
Учитывая изложенное, размер штрафа складывается из следующих показателей: цена этапа оказания услуг х количество фактов нарушения х размер процента, определяемого в соответствии с пунктом 3 Правил.
Согласно пункту 3.1.2 контракта исполнитель вправе привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц).
Истец ссылается на то, что в нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным контрактом, а именно соисполнителем услуг ООО "Элтехнорд" по договору от 27.12.2021 N ОП-22-21, заключенному с исполнителем, допущены следующие нарушения при организации питания.
Актом о выявленных недостатках в столовой войсковой части 03103 от 23.05.2022 N 46, утвержденным Врио командира войсковой части 03103 полковником О.Линкевичем 23.05.2022, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, предусмотренных пунктом 8.3.4 контракта -невыполнение и (или) нарушение исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи, а именно:
-23.05.2022 на ужин соисполнителем услуг была произведена выдача гарнира "Макароны отварные" с температурой 43 °С.
Однако, в соответствии с пунктом 201 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.12.2019 N 1215, температура готовой пищи к моменту ее приема личным составом должна быть: для первых блюд, чая и соусов - не ниже 75°С, для вторых блюд и гарниров не ниже - 65°С.
Размер штрафа по нарушению 1 составляет 9 844, 56 руб.
Актом о выявленных недостатках в столовой войсковой части 03103 от 25.05.2022 N 48, утвержденным Врио командира войсковой части 03103 полковником О.Линкевичем 25.05.2022, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, предусмотренных пунктом 8.3.4 контракта - невыполнение и (или) нарушение Исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи, а именно:
-25.05.2022 на завтрак соисполнителем услуг была произведена выдача гарнира "Каша перловая рассыпчатая" с температурой 59,6°С.
Однако, в соответствии с пунктом 201 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.12.2019 N 1215, температура готовой пищи к моменту ее приема личным составом должна быть: для первых блюд, чая и соусов - не ниже 75°С, для вторых блюд и гарниров не ниже - 65°С;
-25.05.2022 на завтрак соисполнителем услуг была произведена выдача гарнира "Каша гречневая рассыпчатая" с температурой 63,9°С.
Однако, в соответствии с пунктом 201 Руководства по организации питания личного состава в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.12.2019 N 1215, температура готовой пищи к моменту ее приема личным составом должна быть: для первых блюд, чая и соусов - не ниже 75°С, для вторых блюд и гарниров не ниже - 65°С.
Размер штрафа по нарушениям 2 и 3 составляет 21 235, 84 руб.
Актом о выявленных недостатках в столовой войсковой части 03103 от 29.05.2022 N 53, утвержденным Врио командира войсковой части 03103 полковником О. Линкевичем 29.05.2022, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, предусмотренных пунктом 8.3.10 контракта - приготовление, выдача питающимся блюд, незапланированных в раскладке продуктов, а именно:
29.05.2022 на завтрак вместо пряников, предусмотренных утвержденной получателем услуг раскладкой продуктов по норме N 1, соисполнитель услуг выдал печенье.
Размер штрафа по нарушению 4 составляет 9 236, 18 руб.
Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих в войсковой части 40128 от 20.06.2022 N 23, утвержденным командиром войсковой части 40128 капитаном 1 ранга А.Щербаковым 20.06.2022, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, предусмотренных пунктом 8.3.4 контракта - невыполнение и (или) нарушение исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столово-кухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи, а именно: 20.06.2022 в столовой обнаружен грызун.
Размер штрафа по нарушению 5 составляет 5 817, 34 руб.
Итого сумма всех штрафов по нарушениям 1-5 соисполнителя услуг ООО "Элтехнорд" по договору от 27.12.2021 N ОП-22-21 составляет 46 133, 92 руб.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 и 23 постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" в силу обязательства одно лицо 6 (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
При этом следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень действий, совершение которых либо воздержание от совершения которых может быть предметом обязательства, статьей 307 ГК РФ не установлен.
По смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться, в том числе, с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
Если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статьи 328 или 406 ГК РФ).
Согласно 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку неустойка подлежит списанию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", которым предусмотрены основания для списания начисленных по государственным контрактам неустоек.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 устанавливает следующие условия, необходимые для списания:
Обязательства поставщиком (исполнителем) должны быть исполнены в полном объеме;
Сумма начисленной и неуплаченной неустойки не должна превышать 5 % от цены контракта;
Поставщиком 7 (исполнителем) подтверждается наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки (запросами о сверке).
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Верховного суда РФ 28.06.2017, списание неустойки - это именно обязанность заказчика, а значит, не проведенная заказчиком сверка задолженности с исполнителем не должна влечь отказ в списании либо предоставлении отсрочки уплаты неустойки (п. 40).
Исполнение контракта подтверждается актом сверки взаимных расчетов за весь период с 15.12.2021 по 31.07.2023 по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021.
Согласно акту услуги оказаны и исполнены обязательства по контракту в полном объеме на общую сумму 186 081 374 482, 93 руб.
Начисленная истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта, составляет ~0,00002 % от цены контракта (= 46 133,92 руб. * 100 % / 186 884 306 485, 70 руб.).
При этом, вышеуказанный факт подтверждается запросом сверки N 4890/23 от 28.04.2023, в котором ответчик обратился к истцу с просьбой о списании суммы начисленной неустойки.
Однако, истец по обеспечению сверки задолженности, предусмотренные пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, бездействует.
Неустойка списывается заказчиком независимо от срока её возникновения на основании решения заказчика о списании и является его обязанностью.
Наличие судебного спора не препятствует исполнению обязанности заказчика по совершению действий по списанию неустойки, сверку расчетов обеспечивает заказчик.
Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с поставщиком не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Необходимо отметить, что, несовершение заказчиком действий по учету возникшей задолженности не является препятствующим списанию неустойки.
Таким образом, Правила списания подлежат применению в рассматриваемом случае, вследствие чего пеня подлежала списанию и не могла взыскиваться.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что обязательства, предусмотренные контрактом, исполнены ответчиком АО "Военторг" (исполнителем) в полном объеме и исполнение соответствующих обязательств завершено исполнением по фактическим потребностям, о чем между Государственным заказчиком (Минобороны России) и головным исполнителем (АО "Военторг") подписан Единый сводный акт, поступивший 22.08.2023 вх. N 10438/23дсп.
Согласно единому сводному акту между сторонами - акту сверки по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021 за весь период фактического исполнения контракта, начиная с 15.12.2021 по 31.07.2023 оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объеме (о чем указано во всей совокупности строк "продажи", содержащих нумерацию и датирование промежуточных сводных актов поэтапной приемки услуг), а именно на общую сумму оборотов за весь период в размере 186 081 374 482, 93 руб. (итоговая строка "обороты за период").
Согласно предусмотренным контрактом акту сверки (п. 7.6, приложение N 3 контракта) и решению государственного заказчика об объеме распределения (п. 7.3, приложение N 10 контракта) фактический объем услуг питания и общая сумма оплаты в размере 186 081 374 482, 93 руб., на которую ответчиком (АО "Военторг") оказаны услуги по контракту досрочно - в соответствии фактическим потребностям получателей услуг Минобороны России (истца), до истечения планируемого срока исполнения настоящего Контракта 31.10.2024, а именно 15.07.2023 как указано в строках акта.
При этом, в соответствии с п. 3.2.3 контракта услуги оказываются по фактическим потребностям заказчика, а именно "ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем", оплата за которые, как указано в п. 7.3 контракта осуществляется по фактическим данным всей совокупности сводных актов сдачи-приемки в пределах цены контракта, то есть суммы, установленной в п.п. 4.1, а именно 186 884 306 485, 70 руб.
Подпункт "а" пункта 3 Правил списания от 04.07.2018 N 783 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.04.2020 N 591, от 10.03.2022 N 340) предусматривает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе в случае и в порядке, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пункт 11 Правил списания устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Таким образом, правила списания подлежат применению в рассматриваемом случае, вследствие чего пеня подлежала списанию и не могла взыскиваться.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017: "списание начисленных поставщику сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта при определенных Правительством Российской Федерации условиях является обязанностью заказчика, в связи с чем, суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.
Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки. Наличие спора не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку списание неустойки призвано быть одной и мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным контрактам).
Подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки".
Также, нормы Постановления N 783 подлежат применению судами вне зависимости от заявления соответствующих доводов лицами, участвующими в деле, поскольку в силу ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 168 АПК РФ установление подлежащих применению законов и иных нормативных правовых актов и их применение относится к компетенции суда, что направлено на достижение задач судопроизводства в арбитражных судах, определенных ст. 2 АПК РФ.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-58073/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58073/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"
Третье лицо: ООО "ЭЛТЕХНОРД"