город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2023 г. |
дело N А53-30579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца: представитель Чеглеева И.И. по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
от ответчика: представитель Таргамадзе Лизи по доверенности N 1 от 25.02.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "1-й Новый 14/3"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 по делу N А53-30579/2022
по иску товарищества собственников жилья "1-й Новый 14/3"
(ИНН 6154077678, ОГРН 1026102593945)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Экотранс"
(ИНН 6623121815, ОГРН 1176658036422)
об обязании заключить дополнительное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "1-й Новый 14/3" (далее - ТСЖ "1-й Новый 14/3", истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - ООО "Экотранс", ответчик, оператор) об обязании заключить дополнительное соглашение.
Иск мотивирован тем, что услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они фактически оказаны, в связи с чем ответчик обязан заключить с истцом дополнительное соглашение к договору об оказании услуг по вывозу ТКО с определением объема ТКО, исходя из конкретного количества контейнеров, указанных истцом.
Решением от 07.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07.02.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований товарищества в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд не учел то, что на уведомление ответчика истцом был направлен мотивированный отказ от заключения дополнительного соглашения от 04.10.2021. Истец считает, что дополнительное соглашение, направленное в адрес истца, является неправомерным. Также суд не дал оценку тому, что 20.05.2021 ответчиком получено уведомление об изменении количества контейнеров, которое ответчик оставил без ответа. Истец не согласен выводами суда о том, что дополнительное соглашение от 04.10.2021 считается заключенным.
В судебном заседании объявлено о замене в составе суда на основании определения председателя второго судебного состава Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года судьи Сороки Я.Л. на судью Шапкина П.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
От ответчика в апелляционный суд поступил отзыв и дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что доводы товарищества о правильности расчета размера платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров ввиду согласования такового сторонами в договоре следует признать ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих определение размера платы за обращение с ТКО. Условия заключенного сторонами договора не содержат положений о раздельном сборе отходов, доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражен только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области N 276 и на данный момент не внедрен на территории Ростовской области. Плата за коммунальную услугу на территории Ростовской области по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (формула 9(1) приложения N 2 к Правилам N 354).Это подтверждается и судебной практикой в рамках дела N А53-43540/2020.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ТСЖ "1-й Новый 14/3" и ООО "Экотранс" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0003262 от 01.01.2019, согласно п.2.1, 2.2 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в том числе крупногабаритные отходы (далее - ТКО), в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором. Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе КГО, периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО; том числе КГО, и подъездных путей к ним указаны приложениях N1,2, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.
В приложении N 1 к договору согласован объем ТКО в месяц, который равен 0,75 куб/м на один контейнер.
На площадке было установлено 3 контейнера.
Как следует из пояснений истца, при составлении приложения N 1 к договору бывшим председателем было ошибочно указано 3 контейнера х 0,75 куб/м, тогда как фактически установлено 2 контейнера по 0,5 куб/м и 1 контейнер х 0,75 куб/м.
Таким образом, фактически ежедневно вывозилось 2 контейнера х 0,5 куб/м х количество дней в месяц, 1 контейнер х 0,75 куб/м х количество дней в месяц, итого, 54,25 куб/м, а согласно договору (0,75 х 31) 69,75 куб/м, с разницей в 15,5 куб/м фактического вывоза в месяц.
Оплата производилась из расчета 0,75 куб/м х 3 контейнера в месяц.
23 апреля 2021 года в границах придомовой территории ТСЖ "1-й Новый 14/3" благоустроена контейнерная площадка, на которой 18 мая 2021 года установлены два пластиковых контейнера по 0,66 куб/м для вывоза ТБО, накопительный бункер (лодочка) для КГМ, сетка для ПЭТ (от 11.07.22).
Истцом в адрес ответчика 20.05.2021 (исх.N 13) направлено уведомление о внесении изменений в приложение N 1 к договору N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на следующих условиях:
"Общество с ограниченной ответственностью "Экотранс", именуемое в дальнейшем "Региональный оператор", в лице Генерального директора Завгороднего Валерия Всеволодовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Товарищество собственников жилья "1 Новый 14/3", именуемый в дальнейшем "Потребитель", в лице Председателя Шкурко Валентины Савельевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, подписали настоящее дополнительное соглашение к договору N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО о нижеследующем:
1. В связи с изменением количества контейнеров признать утратившим силу Приложение N 1 к договору N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
2. Изложить Приложение N 1 к договору N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции Приложения N 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
3. Во всем, что не предусмотрено условиями настоящего Дополнительного соглашения, Стороны руководствуются положениями Договора N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
4. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания, и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 19.05.2021.
5. Настоящее Дополнительное соглашение подписано в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, и является неотъемлемой частью Договора N ЭТ0003262 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО. Неотъемлемой частью настоящего Дополнительного соглашения являются Приложение N 1 - Информация по предмету договора.
Адрес объекта: 347942, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. 1-й Новый, дом 14/3.
Расчетная единица: кубический метр.
Объем контейнеров: 0,66 куб/м.
Количество расчетных единиц/контейнеров:
Ответчик в период с 19 мая 2021 по сентябрь
Тариф на услуги по обращению с ТКО: 537,11 руб./м.куб.".
В период с 19 мая по сентябрь 2021 года (включительно) ответчик выставлял счета на оплату и акты оказанных услуг, исходя из расчета два контейнера по 0,66 м/куб, бункер накопитель по заявке.
В связи с изложенным, истец считает, что ответчик принял условия, которые изложены в измененном приложении N 1 к договору N ЭТ0003262 от 01.01.2019.
В договоре между ООО "Экотранс" и ТСЖ "1-й Новый 14/3" N ЭТ0003262 от 01.01.2019 определен способ расчета из количества и объема контейнеров (п.5.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров для складирования отходов.
Договор исполнялся сторонами до октября 2021 года.
В связи с многократным увеличением объема подлежащих вывозу ТКО, истец направил оператор дополнительное соглашение с аналогичным содержанием (с признанием утратившим силу Приложения N 1 к договору от 01.01.2019 и двумя контейнерами по 0,66 куб.м).
Неподписание ответчиком указанного дополнительного соглашения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Разрешая спор, суд руководствовался статьями 421, 445, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пункт 2 этой статьи предусматривает, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В силу статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Судом также установлено следующее.
После получения уведомления о внесении изменений в договор, ООО "Экотранс" действительно выставляло акты и счета, исходя из объема ТКО, равного двум контейнерам по 0,66 м/куб по заявлению истца.
Впоследствии ООО "Экотранс" направило 06.10.2021 истцу дополнительное соглашение от 04.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083265737955. Дополнительное соглашение получено истцом 26.10.2021.
02.11.2021 ответчиком от истца получено письмо о несогласии с заключением дополнительного соглашения.
Между тем, в соответствии с п.8.11 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Несогласие с условиями договора, его ценой не приравнивается в понимании вышеназванного постановления к мотивированному отказу.
Более того, в соответствии с п. 8.15 Постановления N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Таким образом, как верно указал суд, даже при наличии разногласий, в случаях, когда такие разногласия не урегулированы, договор считается заключенным на условиях типового.
При получении дополнительного соглашения, истец был вправе представить мотивированный отказ с предложением к нему о внесения изменений. Истец был вправе изменить количество расчетных единиц, либо способ расчета, если считал его незаконным, представив протокол разногласий.
Однако в отсутствие мотивированного отказа, в отсутствие протокола разногласий, дополнительное соглашение считается заключенным на условиях, предложенных региональным оператором.
Таким образом, с учетом указанного дополнительного соглашения в настоящее время расчет с ответчиком осуществляется в соответствии с пп.а п.5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема по той причине, что это единственно верный способ расчета с управляющими организациями, товариществами собственников недвижимости, осуществляющими управление многоквартирным домом, как это прямо следует из п. 148(30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном 8 разделом, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 148(30) Постановления Правительства N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с п. 9(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1).
Также в силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Раздельное накопление ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического разделения ТКО потребителями по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2022 N 308-ЭС22-16802 по делу NА53-38831/2021).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 10.11.20221 указано, что с учетом содержащейся в Типовом договоре (пп.13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, суд указал, что нормы п. 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам п. 15 типового договора.
Условия заключенного сторонами договора и приложение к нему не содержат положений о раздельном сборе отходов. Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражен только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области N 276 и на данный момент не внедрен на территории Ростовской области.
В связи с изложенным аргументы товарищества о правильности расчета размера платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров ввиду согласования такового сторонами в договоре следует признать ошибочными, основанными на неправильном толковании указанных выше норм материального права, регулирующих определение размера платы за обращение с ТКО.
Таким образом, суд правомерно указал, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (формула 9(1) приложения N 2 к Правилам N 354).
Таким образом, единственный возможный расчет с ТСЖ как организацией, обсуживающей многоквартирный дом с жилыми помещениями, расчет, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об обратном.
Ввиду изложенного, законных оснований для заключения дополнительного соглашения, предлагаемого истцом, не имеется.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой, в том числе актуальным постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01 марта 2023 г. по делу N А53-43540/2020.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований судом отказано.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 по делу N А53-30579/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30579/2022
Истец: ТСЖ "1 НОВЫЙ 14/3", ТСЖ "1-й Новый 14/3"
Ответчик: ООО "ЭКОТРАНС"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1659/2024
22.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7088/2023
05.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3524/2023
07.02.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-30579/2022