город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2023 г. |
дело N А32-30332/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования Апшеронский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2023 по делу N А32-30332/2022
по исковому заявлению администрации муниципального образования
Апшеронский район
к индивидуальному предпринимателю Раганяну Роману Ншановичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Апшеронский район (далее - администрация, контролирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Раганяна Романа Ншановича (далее - предприниматель, ИП Раганян Р.Н.) денежных средств в размере 1 184 480 руб., полученных им в качестве субсидии на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, конематок, овцематок, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2023 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Решение суда мотивировано отсутствием правовых оснований для взыскания с предпринимателя денежных средств в размере 1 184 480 руб., полученных им в качестве субсидии, поскольку цели использования субсидии достигнуты, порядок предоставления субсидии не нарушен, предпринимателем предприняты действия по восполнению поголовья крупного рогатого скота.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования Апшеронский район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что к моменту плановой выездной проверки, то есть в течении более шести месяцев, ответчик не восстановил поголовье скота до 24, в соответствии с соглашением.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Раганян Роман Ншанович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 311236819200071, ИНН 232502550006, дата присвоения ОГРНИП: 11.07.2011.
06.11.2020 Раганяном Романом Ншановичем подано заявление в администрацию муниципального образования Апшеронский район о предоставлении субсидии на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, конематок, овцематок, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства.
Согласно п. 1.8 постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 25.04.2018 N 208 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Апшеронский район" (далее - Порядок), между администрацией муниципального образования Апшеронский район, действующей от имени муниципального образования Апшеронский район, и ИП Раганян Р.Н. (получатель) было заключено соглашение от 13.11.2020 N 20 о предоставлении субсидий индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из бюджета муниципального образования Апшеронский район (далее - соглашение) (л.д. 18, 19).
Во исполнение условий соглашения, получателю была перечислена субсидия в размере 1 184 480 руб. 00 коп. на возмещение части затрат на приобретение племенного и товарного поголовья сельскохозяйственных животных в количестве 24 голов (л.д. 15).
15.10.2021 в целях соблюдения Порядка и предоставления субвенций из бюджета Краснодарского края уполномоченными лицами департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, совместно с сотрудниками администрации муниципального образования Апшеронский район, начальником противоэпизоотического отряда ГБУ "Ветуправление Апшеронского района" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был проведен осмотр приобретенных ответчиком сельскохозяйственных животных.
По результатам проверки было установлено наличие крупного рогатого скота в количестве 22 голов, что подтверждается актом осмотра приобретенных сельскохозяйственных животных от 15.09.2021 N 8 и актом плановой выездной проверки от 15.10.2021.
Контролирующим органом установлено, что получателем было допущено снижение поголовья.
12.05.2022 в адрес ответчика направлена досудебная претензия с требованием о возврате денежных средств, полученных ответчиком в качестве субсидии на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, конематок, овцематок, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства в размере 1 184 480 руб. 00 коп. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения досудебной претензии. 13.05.2022 вышеуказанная досудебная претензия ответчиком получена лично (л.д. 9).
Отказ предпринимателя возвратить денежные средства в размере 1 184 480 руб., полученные в качестве субсидии, послужил основанием для обращения администрации муниципального образования Апшеронский район в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Судом первой инстанции при исследовании материалов дела верно установлено, что согласно п. 1.8 постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 25.04.2018 N 208 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Апшеронский район", между администрацией муниципального образования Апшеронский район и индивидуальным предпринимателем Раганян Р.Н. (получатель) заключено соглашение от 13.11.2020 N 20 о предоставлении субсидий индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из бюджета муниципального образования Апшеронский район.
Из пункта 1.2 соглашения следует, что субсидия предоставляется получателю в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию соответствующего мероприятия программы в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных администрации на эти цели в текущем году.
В соответствии с соглашением получателю была перечислена субсидия в размере 1 184 480 руб. 00 коп. на возмещение части затрат на приобретение племенного и товарного поголовья сельскохозяйственных животных в количестве 24 голов.
Из пункта 3.4 соглашения следует, что в случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных органами государственного (муниципального) финансового контроля, уполномоченным органом и администрацией поселения, сумма перечисленной субсидии подлежит возврату получателем в районный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
В качестве основания для удовлетворения заявленных требований администрацией указано на то, что предприниматель не выполнил условие предоставления субсидии, поскольку им было допущено снижение поголовья, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств ответчика по соглашению.
Вместе с тем, как следует из позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13.12.2018 N 305-АД18-14921 по делу N А40-186686/2017, лицо, предоставив надлежащие документы, и, получив субсидию по итогам их рассмотрения, вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии.
По результатам проверки контролирующим органом установлено наличие у предпринимателя крупного рогатого скота в количестве 22 голов. Актом осмотра приобретенных сельскохозяйственных животных от 15.09.2021 N 8 и актом плановой выездной проверки от 15.10.2021 зафиксировано снижение поголовья.
Судом первой инстанции правомерно указано, что при формировании выводов о несоблюдении получателем условий предоставления субсидии администрацией не учтено следующее.
Из представленных ответчиком в материалы дела документов следует, что гибель коровы N М4595 зафиксирована актом от 18.02.2021, составленным начальником ГБУ "Ветуправления" Апшеронского района и заведующим Нефтяным ветеринарным пунктом ГБУ "Ветуправления" Апшеронского района, причиной гибели является травматический перикардит (л.д. 30). Гибель коровы N 194 зафиксирована в акте от 12.03.2021, причиной гибели коровы стало осложнение в результате родовых осложнений (л.д. 29).
01.10.2021 предпринимателем приобретены 2 коровы взамен погибших по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных, заключенному между ИП Раганян Романом Ншановичем и Корнеевым Василием Александровичем (л.д. 23, 24).
Согласно пункту 1.1 соглашения, предметом настоящего соглашения является предоставление администрацией из бюджета муниципального образования Апшеронский район (далее - районный бюджет) получателю субсидий возмещение части затрат приобретенного племенного и товарного поголовья сельскохозяйственных животных (далее - субсидия), в части сохранности приобретенного поголовья сельскохозяйственных животных (коровы, нетели, ремонтные телки - 24 головы) в течение 3 лет со дня приобретения и его учета в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, взаимодействие сторон по реализации мероприятий Программы.
По состоянию на 10.08.2021 общее количество коров в стаде составило 32 головы, поголовье увеличилось на 8 голов, о чем свидетельствует результат исследования по экспертизе N 35603-35639/С от 10.08.2021, произведенной ГБУ Краснодарского края "Управлением ветеринарии Белореченского района" (л.д. 33-35).
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, и при нецелевом использовании субсидии (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453).
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждено, что цели использования субсидии достигнуты, порядок предоставления субсидии не нарушен, предпринимателем предприняты действия по восполнению поголовья крупного рогатого скота.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
В целом доводы апелляционной жалобы администрации направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2023 по делу N А32-30332/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30332/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АПШЕРОНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация муниципального образования Апшеронский район
Ответчик: Раганян Р Н