г. Красноярск |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А74-10596/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Саяногорские коммунальные системы": Романовской Н.Н., представителя по доверенности от 07.11.2022 N 5, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 13 февраля 2023 года по делу N А74-10596/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Саяногорские коммунальные системы" (ИНН 1902025326, ОГРН 1131902000372, далее - истец, ООО "СКС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия (ИНН 1901136440, ОГРН 1171901004835, далее - ответчик) о взыскании 3821 рубля 58 копеек долга за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за июнь - декабрь 2020 года, январь - май 2021 года.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13.02.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт ввиду следующего:
- государственный контракт от 18.03.2022 N 1979В распространяет свое действие на обязательства сторон, возникшие с 01.01.2022;
- государственные контракты от 05.03.2020 N 1979В/65-мх и от 08.06.2021 N 1979В/138-мх расторгнуты по соглашению сторон, в связи с чем претензий к друг другу иметь не могут.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 02.05.2023.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонентом) заключены государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 05.03.2020 N 1979В/65-мх и от 08.06.2021 N 1979В/138-мх, в соответствии с которыми истец обязался подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик обязался оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в объемах, в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом (пункт 1.1 контрактов).
Сроки и порядок оплаты согласован сторонами в разделе 3 контрактов.
Оплата за негативное воздействие ответчика на работу централизованной системы водоотведения предусмотрена пунктами 3.8 контрактов от 05.03.2020 N 1979В/65-мх от 08.06.2021 N 1979В/138-мх.
Пунктами 17.3 указанных контрактов сторонами согласовано условие о том, что при исполнении настоящих контрактов стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Государственные контракты от 05.03.2020 N 1979В/65-мх и от 08.06.2021 N 1979В/138-мх расторгнуты по соглашениям сторон от 06.10.2021 и от 06.07.2022 соответственно.
В период действия контрактов от 05.03.2020 N 1979В/65-мх от 08.06.2021 N 1979В/138-мх истец не предъявлял ответчику требований об уплате денежных средств за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Истец начислил ответчику плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по счетам-фактурам N 12146 от 30.09.2022 на сумму 103 рубля 19 копеек (за июнь 2020), N 12147 от 30.09.2022 на сумму 94 рубля 39 копеек (за июль 2020), N 12148 от 30.09.2022 на сумму 94 рубля 39 копеек (за август 2020), N 12149 от 30.09.2022 на сумму 94 рубля 39 копеек (за сентябрь 2020), N 12150 от 30.09.2022 на сумму 91 рубль 30 копеек (за октябрь 2020), N 12151 от 30.09.2022 на сумму 88 рублей 20 копеек (за ноябрь 2020), N 12152 от 30.09.2022 на сумму 72 рубля 73 копейки (за декабрь 2020), N 12153 от 30.09.2022 на сумму 335 рублей 78 копеек (за январь 2021), N 12154 от 30.09.2022 на сумму 535 рублей 40 копеек (за февраль 2021), N 12155 от 30.09.2022 на сумму 571 рубль (за март 2021), N 12156 от 30.09.2022 на сумму 948 рублей 55 копеек (за апрель 2021), N 12157 от 30.09.2022 на сумму 792 рубля 26 копеек (за май 2021).
Всего истцом предъявлено к оплате счетов-фактур на сумму 3821 рубль 58 копеек.
Истец направил ответчику претензию, оставленной последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Возникшие между сторонами отношения по своей правовой природе относятся к отношениям по энергоснабжению, следовательно, регулируются параграфом 6 главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
Частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Названные показатели состава и свойств сточных вод имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Частью 2 статьи 14 Закона о водоснабжении установлено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с положениями части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункта 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644 расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возможно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям установленным пунктам 113 и 114 Правил N 644.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощённый порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в названном пункте Правил
В письме от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Таким образом, в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Как видно из материалов дела, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента менее 30 куб.м., соответственно он подпадает под действие пункта 123(4) Правил 644.
В силу абзаца 3 пункт 119 Правил N 644 расчёт платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
С учетом указанных обстоятельств и отсутствия доказательств оплаты ответчиком за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за июнь - декабрь 2020 года, январь - май 2021 года, истцом обоснованно предъявлена и судом первой инстанции правомерно взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 3821 рубль 58 копеек.
Доводы ответчика, повторно заявленные в суде апелляционной инстанции, правомерно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку по общему правилу договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему, и истечение срока действия договора не прекращает неисполненные к этому моменту обязательства, в рассматриваемом случае, после расторжения контрактов у ответчика сохранилось обязательство по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, таким образом.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 февраля 2023 года по делу N А74-10596/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-10596/2022
Истец: ООО "САЯНОГОРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
Третье лицо: ООО "САЯНОГОРСКИЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР"