г. Хабаровск |
|
05 мая 2023 г. |
А16-1639/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Станичного казачьего общества "Екатерино-Никольское": не явились;
от Департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области: не явились;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Захарова М.А., представителя по доверенности от 21.12.2022 N 134 (он-лайн);
от Департамента финансов правительства Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области
на решение от 08.12.2022 по делу N А16-1639/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по исковому заявлению Станичного казачьего общества "Екатерино-Никольское"
к Департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации
о восстановлении срока выплаты субсидии, возложении обязанности произвести выплату компенсации ущерба
третье лицо: Департамент финансов правительства Еврейской автономной области
УСТАНОВИЛ:
Станичное казачье общество "Екатерино-Никольское" обратилось в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о восстановлении срока выплаты субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате ЧС 2021 года, о взыскании ущерба вследствие утраты урожая, причиненного в результате ЧС 2021 года в размере 211 000 рублей.
Судом заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N 2-1268/2022, определением от 13.04.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Определением от 02.06.2022 Биробиджанский районный суд передал дело на рассмотрение Арбитражного суда Еврейской автономной области.
Определением суда от 06.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Департамент финансов правительства ЕАО.
Решением суда от 08.12.2022 заявление удовлетворено частично: в с Еврейской автономной области в лице Департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области за счет казны Еврейской автономной области в пользу заявителя взыскано 211 000 рублей компенсации. В удовлетворении требования о восстановлении срока выплаты субсидии на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате ЧС 2021 года, отказано. В удовлетворении иска к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент) обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность решения первой инстанции, поскольку оно принято при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В порядке статьи 158 АПК РФ разбирательство неоднократно откладывалось.
В ходе судебного разбирательства во второй инстанции представитель апеллянта поддержал доводы и требования жалобы и дополнений к ней в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения и принятия нового акта об отказе в требованиях общества в полном объеме.
По мнению департамента, общество не является сельхозпроизводителем в понимании, определенным законом, следовательно, не подпадает под выплату, предусмотренную Порядком предоставления в 2021 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, на территории Еврейской автономной области, утвержденным постановлением Правительства ЕАО от 29.11.2021 N 486-пп (далее - Порядок N486-пп). Кроме того считает, что отказ в выплате субсидии обоснованно мотивирован тем, что документы подписаны неуполномоченным лицом.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в отзыве и в ходе судебного разбирательства поддержал позицию заявителя жалобы; в части вывода об отказе в требованиях к министерству согласился с арбитражным судом.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Станичное казачье общество "Екатерино-Никольское" (далее - общество) в отзыве от 27.04.2023 просило решение суда в обжалуемой части оставить без изменения. Возражений в части неудовлетворенных требований не высказало.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обосновать решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней и отзывов общества, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела видно, что 27.06.2017 между Комитетом по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (Арендодатель) и Станичным казачьим обществом "Екатерино-Никольское" (Арендатор) заключены договоры аренды земельных участков N N 55, 58, 30д из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровыми номерами 79:02:0902002:345; 79:02:0902002:346, 79:02:0902002:347, расположенных примерно с.Пузино Октябрьского района Еврейской автономной области, на срок до 26.06.2065, 29.06.2066. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 06.07.2017.
На данных участках обществом выращивались как однолетние, так и многолетние культуры, что соответствует сведениям о дополнительных видах деятельности Станичного казачьего общества "Екатерино - Никольское" и подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.
В 2021 году на территории ЕАО произошел аномальный подъем уровня воды в реке Амур, который вызвал наводнение и вследствие этого на территории ЕАО объявлен режим чрезвычайной ситуации. Из-за паводка погибли сельскохозяйственные посевы: всего 10,1 га сои.
На основании вышеуказанного события, Комиссией по обследованию посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Октябрьского муниципального района, составлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 06.09.2021 N 15, которым зафиксирован факт гибели урожая; ущерб признан в размере 211 000 руб.
Обществом 15.12.2021 подано в департамент заявление N 42 о компенсации ущерба как сельскохозяйственному производителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Еврейской автономной области.
Уведомлением от 24.12.2021 N 3088/21 уполномоченный орган отказал в выплате субсидии на основании пункта 11 Порядка N 486-пп в связи с содержанием в документах, предоставленных для получения субсидии, недостоверных сведений, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать без доверенности, является атаман Селиверстов К.В., а документы подписны Луниным А.В.
Не согласившись с действиями уполномоченного органа, общество обратилось за судебной защитой.
Правительство Еврейской автономной области утвердило Порядок предоставления в 2021 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, на территории Еврейской автономной области
Согласно пункту 2 названного Порядка предоставление субсидии из областного бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам (далее - сельхозтоваропроизводитель), ущерба, причиненного в 2021 году в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Еврейской автономной области (далее - компенсация), осуществляется департаментом сельского хозяйства правительства области (далее - департамент) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году федеральным бюджетом.
Право на компенсацию имеют сельхозтоваропроизводители, полностью или частично утратившие урожай сельскохозяйственных культур в 2021 году в результате чрезвычайной ситуации, попавшие в зону чрезвычайной ситуации в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 23.08.2021 N 225-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления", признанные пострадавшими в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Наводнение" в летний период 2021 года, от 30.08.2021 N 006/1, от 20.09.2021 N 006д/1, от 22.09.2021 N 006д2/1, от 30.08.2021 N 006ЛПХ/1, от 20.09.2021 N 006ЛПХд/1, от 20.09.2021 N 006ЛПХд2/1 ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка N 486-пп предусмотрено, что субсидия предоставляется на основании следующих документов: заявления о предоставлении компенсации по форме согласно приложению к настоящему Порядку; 2) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя компенсации или его представителя (если документы представляет представитель) для личных подсобных хозяйств; 3) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для сельхозтоваропроизводителей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями).
Для получения компенсации сельхозтоваропроизводители представляют в срок до 15 декабря в департамент документы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 7 настоящего Порядка. Департамент не вправе требовать от сельхозтоваропроизводителей представления документа, предусмотренного подпунктом 3 пункта 7 настоящего Порядка. Сельхозтоваропроизводитель вправе представить указанный документ в департамент по собственной инициативе. В случае если сельхозтоваропроизводитель не представил документ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 7 настоящего Порядка, департамент в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает указанный документ в соответствующем органе
Департамент в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении компенсации рассматривает заявление о предоставлении компенсации и принимает решение о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации.
Департамент в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении компенсации осуществляет перечисление компенсации на расчетные или корреспондентские счета сельхозтоваропроизводителя, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях (пункт 10).
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 486-пп основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- отсутствие сельхозтоваропроизводителя в актах;
- установление факта недостоверности представленной сельхозтоваропроизводителем информации;
- несоответствие документов, представленных сельхозтоваропроизводителем, требованиям, определенным пунктом 8 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
- несоблюдение сельхозтоваропроизводителем условия, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка;
- представление документов позднее срока, определенного абзацем первым пункта 8 настоящего Порядка.
Из материалов настоящего дела видно, что в качестве основания для отказа в предоставлении обществу в субсидии департамент указал на содержание в поданных истцом документах недостоверных сведений, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать без доверенности, является атаман Селиверстов К.В.
Проверяя данный довод уполномоченного органа, арбитражный суд установил, что в пункте 5 Устава станичного общества предусмотрено, что высшим органом является Казачий Круг, в период между Казачьими Кругами - правление Станичного казачьего общества "Екатерино-Никольское", которое является коллегиальным исполнительным органом.
Председателем Казачьего круга является Станичный Атаман, который действует без доверенности от имени организации и избирается на пять лет.
С 2016 года атаманом являлся Селиверстов К.В., товарищем (заместителем) атамана станичного казачьего общества - Лунин А.В..
Атаман Селиверстов К.В. в 2018 году сменил место жительства; и в интересах станичного казачьего общества действовал заместитель атамана Лунин А.В.
21.11.2021 прошел отчетно-выборный круг казаков станичного казачьего общества "Екатерино-Никольское", на котором произошла смена руководителя организации и новым руководителем назначен Лунин А.В. 23.12.2021 внесена соответствующая запись об изменении сведений об организации в ЕГРЮЛ.
Таким образом, на дату принятия решения от 24.12.2021 об отказе в выплате субсидии в связи с содержанием в документах, предоставленных для получения субсидии, недостоверных сведений, уполномоченным лицом, имеющим представлять интересы общества, являлся Лунин А.В.
Данное лицо подписывало и комиссионный акт о гибели урожая от 06.09.2021 N 15, и заявление о компенсации ущерба от 15.12.2021, адресованное департаменту.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вышепоименованный отказ не соответствует пункту 11 Порядка N 486-пп и нарушает права заявителя в части получения выплаты на заявленную к выплате сумму.
Довод апеллянта о том, что общество не относится к сельхозтоваропроизводителям, имеющим право на получение такой субсидии, поскольку выращивание сельхоз культур имело место в собственных нуждах, не принимается во внимание второй инстанции.
Данное основание не было приведено в отказе от 24.12.2012 N 3088/21. Кроме того, согласно пункту 2 Порядка N 486-пп, к лицам, которые вправе претендовать на предоставление субсидии на компенсацию, относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе личные подсобные хозяйства.
Понятие личного подсобного хозяйства приведено в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ и представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Как указывалось выше, согласно сведениям о дополнительных видах деятельности Станичного казачьего общества "Екатерино-Никольское", перечисленным в ЕГРЮЛ, общество занимается выращиванием как однолетних, так и многолетних культур.
Ссылки департамента на дополнительно представленные документы, указывающие на то, что общество не является плательщиком сельскохозяйственного налога, не опровергают право на получении спорной компенсации, предусмотренной Правительство области в целом для сельхозпроизводителей, включая и личные подсобные хозяйства.
Относительно размера ущерба суд второй инстанции также поддерживает вывод арбитражного суда.
Соглашаясь с заявленной обществом суммой, первая инстанция исследовала в порядке главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела акты Минсельхоза России от 30.08.2021 N 006/1, от 20.09.2021 N 006д/1, от 22.09.2021 N 006д2/1, от 30.08.2021 N 006ЛПХ/1, от 20.09.2021 N 006ЛПХд/1, от 20.09.2021 N 006ЛПХд2/1, в которых поименовано и Станичное казачье общество "Екатерино- Никольское". Также обоснованно принят во внимание акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера N 006/1 от 30.08.2021, составленный Главой Октябрьского муниципального района, специалистами Управления сельского хозяйства администрации района, начальником ГО и ЧС администрации района, Главным агрономом по семеноводству филиала ФБГУ "Россельхознадзора" по Хабаровскому краю и ЕАО.
В соответствии со статьями 38, 78 БК РФ субсидия является формой безвозмездного и безвозвратного использования бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования. Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании Порядка N 486-пп, определившего механизм предоставления в 2021 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, на территории Еврейской автономной области, заявленные требования в сумме 211 000 руб. обоснованно возложены на Еврейскую автономную область в лице Департамента сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области счет казны Еврейской автономной области.
Довод, приведенный в отзыве Минсельхоза России о том, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты, также подлежит отклонению апелляционной коллегией.
Статьей 12 ГК РФ определен открытый перечень способов защиты гражданских прав, к которым может обратиться лицо.
Согласно названной норме и разъяснениям, приведенным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", выбор конкретного способа защиты принадлежит лицу, чье право нарушено.
Принимая выше установленное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 08.12.2022 по делу N А16-1639/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1639/2022
Истец: СТАНИЧНОЕ "ЕКАТЕРИНО-НИКОЛЬСКОЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Третье лицо: Департамент финансов правительства Еврейской автономной области