г. Вологда |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А05-9044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Мурманской таможни Пановой В.В. по доверенности от 20.07.2022 N 06-17/11051, от общества с ограниченной ответственностью "Ягры" Скалацкой В.Л. по доверенности от 22.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Мурманской таможни и общества с ограниченной ответственностью "Ягры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2023 года по делу N А05-9044/2022,
УСТАНОВИЛ:
Мурманская таможня (ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036; адрес: 183010, Мурманская область, город Мурманск, улица Горького, дом 15; далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Ягры" (ОГРН 1022900532555, ИНН 2901069731; адрес: Архангельская область, город Архангельск, Талажское шоссе, дом 45; далее - ООО "Ягры", общество) о взыскании 2 989 945 руб. 55 коп., в том числе 312 391 руб. 20 коп. ввозной пошлины, 1 423 852 руб. 86 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 253 710 руб. 49 коп. пеней, начисленных за период с 06.02.2018 по 12.01.2023.
Одновременно таможней заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2023 года ходатайство таможни исковые требования удовлетворены частично: с общества в доход бюджета соответствующего уровня взыскано 2 634 718 руб. 99 коп., в том числе 312 391 руб. 20 коп. ввозной таможенной пошлины, 1 423 852 руб. 86 коп. НДС, 161 656 руб. 79 коп. пеней по ввозной таможенной пошлине, 736 818 руб. 14 коп. пеней по НДС; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Этим же решением с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 33 441 руб. 17 коп.
Общество не согласилось с решением суда в части удовлетворения исковых требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно восстановлен срок на обращение таможни в суд. Считает, что суд первой инстанции неверно установил момент начала исчисления срока уплаты таможенных платежей, поскольку, по мнению апеллянта, в рассматриваемой ситуации в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союз (далее - ТК ЕАЭС) и подпункта 1 пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) меры по взысканию таможенных платежей не могут быть применены, так как таможней пропущен трехлетний срок направления уведомления.
Таможня не согласилась с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что, поскольку общество не относится к числу организаций, на которых распространялось действие моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 (ред. от 22.05.2020) "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - Постановление от 03.04.2020 N 428), то у суда не имелось правовых оснований применять постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление от 28.03.2022 N 497).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Таможня надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 05.02.2018 через порт Мурманск на таможенную территорию ЕАЭС ввезено ранее временно вывезенное морское судно "Викинг" (ИМО 7511527, имеет статус товара ЕАЭС), принадлежащее на праве собственности ООО "Ягры". Судно перемещено как транспортное средство международной перевозки в соответствии с главой 38 ТК ЕАЭС.
Капитаном судна "Викинг" на таможенный пост Морской порт Мурманск таможни подана декларация на транспортное средство (далее - ДТС), зарегистрированная таможенным органом под номером 10207050/050218/100000392.
В приложении к ДТС указан перечень запасных частей для судна "Викинг", которые перемещены вместе с судном.
На основании статьи 332 ТК ЕАЭС и статьи 228 Закона N 289-ФЗ таможней в период с 29.01.2021 по 05.07.2021 в отношении ООО "Ягры" проведена камеральная таможенная проверка на предмет осуществления контроля фактов выпуска товаров и исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении запасных частей для морского судна "Викинг", ввезенных ООО "Ягры" 05.02.20218 на указанном судне на таможенную территорию ЕАЭС через порт Мурманск.
В ходе анализа ДТС N 10207050/050218/100000392 (генеральная декларация и приложение к ней, поименованное как "Перечень запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 "Викинг") истцом установлен перечень ввезенных 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС запасных частей по механической, электромеханической, рефрижераторной и технологической частям.
Согласно Перечню запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 "Викинг" 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС на морском судне "Викинг" были ввезены следующие запасные части: коленвал главного двигателя (1 шт.), крышка цилиндра главного двигателя (1 шт.), поршень главного двигателя (1 шт.), втулка главного двигателя (2 шт.), комплект мотылевых подшипников главного двигателя (1 комплект из 12 шт.), комплект рамовых подшипников главного двигателя (1 комплект из 7 шт.), комплект поршневых колец главного двигателя (1 комплект из 48 шт.), эластичные муфты валогенераторов (2 шт.), фильтры топлива, масла, воздуха для главного двигателя и вспомогательного дизель-генератора (67 шт.), комплект насосфорсунок вспомогательного дизель-генератора N 2 (1 комплект из 6 шт.), светильники рыбцеха (6 шт.), фреоновый насос (1 шт.), насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT (2 шт.).
Исходя из представленных при таможенном декларировании транспортного средства международной перевозки документов таможенному органу, ввезенные запасные части заявлены обществом в составе транспортного средства международной перевозки.
Вместе с тем в ходе камеральной проверки таможней установлено, что ввезенные 05.02.2018 вышеуказанные запасные части использованы на таможенной территории ЕАЭС при ремонте морского судна "Викинг" в рамках заключенного ООО "Ягры" и обществом с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (г. Мурманск) генерального договора от 09.01.2013 N 1 А-Я и дополнительных соглашений к нему от 30.01.2018 N 31 и от 14.05.2018 N 32.
С учетом установленных обстоятельств таможня посчитала, что ввезенные 05.02.2018 на судне "Викинг" запасные части, исходя из предназначения, подлежали таможенному декларированию не в составе транспортного средства международной перевозки судна "Викинг" с применением таможенной декларации на транспортное средство, а как отдельные товары в соответствии со статьями 104, 105 ТК ЕАЭС путем помещения под таможенную процедуру с использованием декларации на товары. Запасные части подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозной таможенной пошлины, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС.
Для целей расчета подлежащих уплате таможенных платежей ответчиком определена таможенная стоимость запасных частей, ввезенных 05.08.2018. Для определения таможенной стоимости использован метод определения таможенной стоимости, предусмотренный статьей 45 ТК ЕАЭС (6 метод) с гибким использованием метода определения таможенной стоимости, предусмотренной статьей 39 ТК ЕАЭС (1 метод).
Вместе с тем сведений о таможенном декларировании ООО "Ягры" с применением декларации на товары запасных частей, ввезенных 05.02.2018 на судне "Викинг", а также сведений об уплате таможенных платежей за ввезенные товары истцом не установлено.
Результаты проведенной камеральной проверки зафиксированы таможенным органом в акте от 05.07.2021 N 10207000/210/050721/А000004, на основании которого по результатам проведенной проверки таможенных, иных документов и (или) сведений заявителем в отношении ООО "Ягры" принято решение в сфере таможенного дела по результатам таможенного контроля, влекущие дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001 о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Согласно данному решению таможней дополнительно начислены суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в общем размере 1 736 244 руб. 06 коп. без учета пеней.
В личный кабинет ООО "Ягры" 09.08.2021 в виде электронного документа направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 09.08.2021 N 10207000/У2021/0000086.
Сумма задолженности по данному уведомлению составила 2 123 221 руб. 50 коп., в том числе 312 391 руб. 20 коп. ввозной таможенной пошлины, 1 423 852 руб. 86 коп. - НДС, 386 977 руб. 44 коп. - пеней.
ООО "Ягры", не согласившись с вышеназванными решением таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001, обжаловало его в Арбитражный суд Мурманской области в рамках дела N А42-7536/2021.
Также в рамках дела N А42-7536/2021 по ходатайству ООО "Ягры" определением Арбитражного суда Мурманской области от 14 сентября 2021 года приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспоренного решения таможенного органа от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001 до вступления в законную силу решения суда первой инстанции по указанному делу.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26 января 2022 года по делу N А42-7536/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2022 года и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2022 года ООО "Ягры" отказано в передаче кассационной жалобы по указанному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Арбитражным судом Мурманской области 28 июня 2022 года вынесено определение об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия решения таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001.
В связи с тем что обязанность по уплате задолженности ООО "Ягры" не исполнена, таможня обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, поскольку пришел к выводу о том, что из расчета пеней подлежит исключению период действия моратория на начисление неустоек, пеней, штрафов, введенного Постановлением от 28.03.2022 N 497.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
Частью 1 статьи 71 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Согласно части 4 статьи 71 Закон N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В силу пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 68 ТК ЕАЭС в случаях, указанных в пункте 7 статьи 55 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (пункт 1). К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2).
В силу пункта 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.
Согласно части 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.
В данном случае доводы апелляционной жалобы общества основаны на том, что, по мнению апеллянта, в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС и подпункта 1 пункта 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры по взысканию таможенных платежей не могут быть применены, поскольку таможней пропущен трехлетний срок направления уведомления, который, как настаивает общество, в рассматриваемой ситуации следует исчислять с даты, следующей за датой ввоза спорного товара на таможенную территорию ЕАЭС (05.08.2018).
Отклоняя данные доводы ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Следовательно, как верно указано судом, срок направления уведомления может исчисляться как со дня наступления срока уплаты таможенных платежей, так и со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лица уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с действующим законодательством подлежит исполнению.
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.
После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств (абзац третий пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС).
При этом в силу пункта 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В силу части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Направление уведомления в случае установления факта нарушения таможенного законодательства является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.
На основании части 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе (часть 21 статьи 73 Закона N 289-ФЗ).
Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение (часть 19 статьи 73 Закона N 289-ФЗ).
Частью 1 статьи 74 упомянутого Закона установлено, что выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, корректировки таможенного приходного ордера, корректировки заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза, а в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 Кодекса Союза, - путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам в случаях, если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, судом установлено, что основанием для направления ООО "Ягры" в данном случае уведомления от 09.08.2021 N 10207000/У2021/0000086 послужило принятие таможней в пределах срока таможенного контроля решения от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001, принятого по результатам камеральной проверки, в котором зафиксирован факт незаконного пересечения товаров через границу, что, в свою очередь, повлекло дополнительное начисление обществу таможенных пошлин, налогов, пеней.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 74 Закона N 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с частью 3 указанной статьи Кодекса факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.
Расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, который влечет за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, если иной срок заполнения не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (частью 4 статьи 74 Закона N 289-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации материалами дела подтверждается, что на основании решения от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001 таможней 09.08.2021 заполнен расчет таможенных платежей, копия которого приложена к письменным пояснениям от 26.12.2022 N 06-17/14871.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, с учетом положений пункта 1 части 8 статьи 71, частей 2, 3 статьи 74 Закона N 289-ФЗ, обстоятельством, влекущим наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, налогов, является установление факта нарушения таможенного законодательства, зафиксированное решением от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001, на основании которого таможней 09.08.2021 заполнен расчет таможенных платежей.
Установление такого факта является обстоятельством, при котором обязанность ответчика уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством подлежит исполнению. Днем наступления такого обстоятельства с учетом положений части 2 статьи 74 Закона N 289-ФЗ является день регистрации таможенным органом расчета таможенных платежей.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебными актами трех инстанций по делу N А42-7536/2021 установлен факт соблюдения таможней сроков таможенного контроля при принятии решения от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001, на основании которого в установленный частью 4 статьи 74 Закона N 289-ФЗ срок зарегистрирован расчет таможенных платежей.
Обстоятельства, до наступления которых, товары, указанные в пункте 1 статьи 14 ТК ЕАЭС, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем, перечислены в пункте 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, а именно: приобретение в соответствии с настоящим Кодексом статуса товаров Союза; фактический вывоз этих товаров с таможенной территории Союза; фактическое уничтожение товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения.
Вместе с тем, как верно указано судом в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае вышеперечисленные обстоятельства в отношении запасных частей, ввезенных 05.02.2018, не наступили, поскольку товары находятся под таможенным контролем.
Соответственно таможней проверка проведена в отношении 11 товаров, по которым не истек срок проведения таможенного контроля в соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС.
Как указано в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2022 года по делу N А42-7536/2021, принимая во внимание отсутствие таможенного декларирования по установленной форме с подачей декларации на товары и уплате таможенных платежей, ввезенные 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС запасные части являются незаконно перемещенными товарами через таможенную границу ЕАЭС. Поскольку запасные части не были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то они имеют статус иностранных товаров, соответственно, согласно статье 14 ТК ЕАЭС находятся под таможенным контролем. Таким образом, решение по результатам таможенного контроля от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001 вынесено в пределах срока проведения таможенного контроля. Кроме того, трехлетний срок для проведения таможенного контроля не прошел, так как ввезенные иностранные товары по настоящее время находятся под таможенным контролем.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49), если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона N 289-ФЗ, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона N 289-ФЗ).
Уведомление от 09.08.2021 N 10207000/У2021/0000086 в судебном порядке обществом не обжаловано.
Согласно протоколу судебного заседания от 12.01.2022 и статьи 49 АПК РФ отказано в принятии уточнения заявленных требований, в котором общество, помимо решения таможенного органа от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001, просило также признать незаконным и отменить уведомление от 09.08.2021 N10207000/У2021/0000086 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
При этом уведомление подтверждает факт наличия задолженности.
Судом правомерно отклонена ссылка ответчика на судебную практику, приведенную в отзыве и письменных пояснениях, как основанную на иных фактических обстоятельствах, которых в ходе рассмотрения данного дела не установлено.
Как верно указал суд в обжалуемом решении, в данном случае обстоятельством, при котором обязанность ответчика уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством подлежит исполнению, является не выпуск товаров (запасных частей, ввезенных 05.02.2018), который ответчиком не осуществлялся, а фиксация в пределах срока таможенного контроля решением от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001 нарушения таможенного законодательства, повлекшая в силу положений части 3 статьи 74 Закона N 289-ФЗ наступление срока исполнения обязанности по уплате спорных сумм.
Иное толкование ставило бы лицо, которое незаконно переместило товары через таможенную границу Союза, в более выгодное положение по сравнению с лицом, исполнившим обязанность по декларированию товаров, тогда как извлечение выгоды из своего незаконного поведения недопустимо.
Также судом обоснованно не принята во внимание ссылка общества на иную позицию таможенного органа, при рассмотрении дела N А42-7536/2021, поскольку пояснения представителя таможни, на которые ссылается общество, сами по себе о незаконности решения, направленного на основании данного решения уведомления, о нарушении процедуры и сроков их принятия (направления) не свидетельствуют.
Размер задолженности по таможенным платежам и налогам, предъявленный таможенным органом к взысканию в настоящем деле, а также основания для их доначисления обществу подтверждены вступившим в законную силу судебными актами первой, апелляционной и кассационной инстанции по делу N А42-7536/2021 с участием этих же сторон и в силу статьи 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию в настоящем деле.
Соответственно, обстоятельством, влекущим в силу в части 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ обязанность таможенного органа по направлению уведомления является обнаружение факта неисполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
В данном случае обязанность ООО "Ягры" по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в связи с установлением такого факта по результатам мероприятий таможенного контроля решением от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001.
Согласно части 1 статьи 75 Закона N 289-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке (далее в настоящей статье - решение таможенного органа о бесспорном взыскании).
Решение таможенного органа о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона (часть 2 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 75 Закона N 289-ФЗ решение таможенного органа о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного в части 2 настоящей статьи срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Заявление может быть подано в суд не позднее шести месяцев по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49, на основании статей 75 и 80 Закона N 289-ФЗ таможенные органы наделены правом бесспорного (внесудебного) взыскания таможенных платежей, процентов и пеней за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на счетах в банке (электронных денежных средств) и иного имущества.
Если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона о таможенном регулировании, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона N 289-ФЗ).
При отсутствии на счетах плательщика денежных средств в достаточном размере для погашения задолженности либо отсутствии у таможенного органа информации о счетах плательщика и непринятии таможенным органом решения о взыскании платежей за счет иного имущества в течение одного года со дня истечения срока, указанного в уведомлении, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев после истечения указанного годичного срока (части 10 и 15 статьи 80 Закона N 289-ФЗ).
Судам необходимо иметь в виду, что нарушение установленного частью 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ десятидневного срока направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах платежей не влечет изменения (продления) указанных сроков взыскания таможенных платежей в судебном порядке. При проверке соблюдения таможенным органом сроков обращения в суд указанные сроки учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Закона о таможенном регулировании.
Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.
Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона N 289-ФЗ пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.
Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Судом по материалам дела установлено, что в личный кабинет ООО "Ягры" таможней 09.08.2021 направлено уведомление в виде электронного документа от 09.08.2021 N 10207000/У2021/0000086.
Следовательно, с учетом части 3 статьи 282 Закона N 289-ФЗ, уведомление считается полученным 10.08.2021 и с учетом положений части 19 статьи 73 Закона N 289-ФЗ срок исполнения этого уведомления истек 31.08.2021.
Таможня обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании доначисленных сумм пошлины, НДС и пеней 11.08.2022, о чем свидетельствует календарный штемпель на почтовом конверте, в котором заявление направление в суд по почте.
Соответственно, шестимесячный срок на подачу таможенным органом искового заявления о взыскании доначисленных сумм таможенных пошлин, НДИ и пеней, установленный статьей 75 Закона N 289-ФЗ, в данном случае истек.
Вместе с тем таможней заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Вопреки доводам общества, суд первой инстанции, приняв во внимание доводы таможни, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока на подачу заявления в суд, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения данного ходатайства и восстановил срок на подачу таможенным органом заявления в суд, признав причины пропуска срока уважительными.
Апелляционная коллегия согласна с таким выводом суда, поскольку из материалов дела следует, что ООО "Ягры", не согласившись с решением таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001, обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Мурманской области, а также заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения.
При этом определением Арбитражного суда Мурманской области от 14 сентября 2021 года указанное ходатайство удовлетворено, действие решения таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/Т000004/001 приостановлено до вступления в законную силу решения суда первой инстанции по делу N А42-7536/2021.
Арбитражным судом Мурманской области 28.06.2022 вынесено определение об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия решением таможни от 05.08.2021 N 10207000/210/050821/1000004/001.
С исковым заявлением о взыскании спорных сумм таможня обратилась в суд 11.08.2022, то есть незамедлительно после отмены обеспечительных мер по делу N А42-7536/2021.
С учетом вышеизложенного исковые требования таможни о взыскании с общества ввозной таможенной пошлины в сумме 312 391 руб. 20 коп., а также НДМ в сумме 1 423 852 руб. 86 коп. обоснованно удовлетворены судом.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований таможни в данной части.
Кроме того, таможенным органом начислены и предъявлены к взысканию с общества пени в общей сумме 1 253 710 руб. 49 коп. пени за период с 06.02.2018 по 12.01.2023, в том числе за несвоевременную уплату ООО "Ягры" ввозной пошлины - 225 572 руб. 04 коп., НДС - 1 028 138 руб. 45 коп.
Удовлетворяя требования таможни о взыскании пеней в части, суд первой инстанции также обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, подлежат начислению пени.
На основании части 3 статьи 72 Закона N 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме и независимо от применения иных мер ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации (части 5, 6 указанной статьи).
Согласно части 7 статьи 72 Закона N 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.
На основании частей 8 - 11 статьи 72 Закона N 289-ФЗ размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи.
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Проверив расчет пеней суд первой инстанции признал его арифметически верным.
Вместе с тем суд пришел к выводу о необходимости исключения из расчета пеней периода действия моратория на начисление неустоек, пеней, штрафов, введенного Постановлением от 28.03.2022 N 497.
По мнению таможенного органа, поскольку общество не относится к числу организаций, на которых распространялось действие моратория, установленного Постановлением от 03.04.2020 N 428, у суда не имелось правовых оснований применять Постановление от 28.03.2022 N 497, которое, как считает апеллянт, распространяется только на те категории должников, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Данный довод таможни признаются апелляционным судом несостоятельным ввиду следующего.
Постановлением от 28.03.2022 N 497 с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, на срок действия которого в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие названного Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Ответчик является коммерческой организацией, следовательно в соответствии со статьей 65 ГК РФ может быть признан несостоятельным (банкротом).
Мораторий введен Постановлением от 28.03.2022 N 497 в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве.
При этом из пункта 2 указанного Постановления следует, что оно не применяется лишь в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу постановления, что не имеет места в рассматриваемом случае.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что введенный Постановлением от 28.03.2022 N 497 мораторий применяется ко всем лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления, к которым общество не относится, соответственно, в данном случае не требуется и доказывания того, что ответчик пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
Доводы таможни об обратном основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм права в их совокупности.
По расчету суда сумма пеней, начисленных за период с 06.02.2018 по 12.01.2023, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением от 28.03.2022 N 497 с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев, составила 898 474 руб. 93 коп., в том числе 161 656 руб. 79 коп. - по ввозной таможенной пошлине, 736 818 руб. 14 коп. - по НДС.
Спор по арифметическому расчету задолженности по таможенной пошлине, НДС, а также по размеру пеней, определенных судом первой инстанции, между сторонами отсутствует.
В связи с этим исковые требования правомерно удовлетворены судом частично в определенном им размере.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на подателя этой жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2023 года по делу N А05-9044/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Мурманской таможни и общества с ограниченной ответственностью "Ягры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9044/2022
Истец: Мурманская таможня
Ответчик: ООО "Ягры"
Третье лицо: АС Архангельской области