город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2023 г. |
дело N А01-1723/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой В.Д.,
при участии посредством веб-конференции:
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея: представитель по доверенности N 25-23/01598 от 26.01.2023 Шехмирзов К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.02.2023 по делу N А01-1723/2021 о завершении процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис"
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" (далее - должник, ООО "Коммунсервис") Арбитражным судом Республики Адыгея рассматривался отчет конкурсного управляющего должника Бытдаева Марата Азрет-Алиевича (далее - конкурсный управляющий) о результатах процедуры конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.02.2023 конкурсное производство в отношении должника завершено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея обжаловало определение суда первой инстанции от 01.03.2023 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что материалами дела, в том числе отчетом конкурсного управляющего не подтверждается осуществление всех мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве. Податель апелляционной жалобы указывает, что у должника числится дебиторская задолженность, при этом конкурсным управляющим были привлечены 4 специалиста для взыскания указанной задолженности. В то же время, согласно отчету конкурсного управляющего, информация о мероприятиях по взысканию дебиторской задолженности, по оценке и реализации, а также списании дебиторской задолженности отсутствует. Конкурсным управляющим не принимались меры по истребованию в судебном порядке документации должника, также не принимались меры по привлечению к субсидиарной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации по деятельности должника.
В отзыве на апелляционную жалобу арбитражный управляющий Бытдаев Мурат Азрет-Алиевич просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое определение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее также - УФНС по Республике Адыгея) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.06.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.10.2021 (резолютивная часть объявлена 29.09.2021) заявление УФНС России по Республике Адыгея признано обоснованным. Общество с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре как отсутствующего должника. Конкурсным управляющим утвержден Бытдаев Мурат Азрет-Алиевич, из числа членов Ассоциации арбитражных управляющих "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "КоммерсантЪ" N 189 (7151) от 16.10.2021.
По итогам процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий представил в суд отчет о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Удовлетворение требований кредиторов производится конкурсным управляющим из конкурсной массы, которая формируется последним из выявленных активов должника.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан, в том числе, принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147, пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
В силу пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 указанного Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Учитывая, что целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства обязан принять все меры по розыску имущества должника, истребованию его дебиторской задолженности, пополнению конкурсной массы.
Результаты этой работы должны быть изложены в отчете конкурсного управляющего, и эти результаты подлежат оценке арбитражным судом при утверждении отчета.
Согласно представленному в материалы дела отчету конкурсного управляющего у ООО "Коммунсервис" не выявлено имущество. Доказательств наличия иного имущества у должника, а также возможность его обнаружения и увеличения конкурсной массы, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Сформирован реестр требований кредиторов на общую сумму 24 529 600,53 руб. Указанные требования включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Так, определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.10.2021 требование УФНС России по Республике Адыгея в сумме 2494000,73 руб., в том числе: 2186821,78 руб. основного долга; 276704, 95 руб. пени; 30474 руб. штрафа. включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Коммунсервис", пени и штраф в сумме 307178,95 руб. учтены отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.05.2022 требование ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп" в сумме 21347015,65 руб. включено в третью очередь в реестр требований кредиторов ООО "Коммунсервис".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2022 требование администрации муниципального образования "Тимирязовское сельское поселение" к ООО "Коммунсервис" в сумме 537558,93 руб. признано обоснованным. В удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Тимирязовское сельское поселение" о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности в сумме 537 558,93 руб. отказано. Заявителю разъяснено, что предъявленные требования подлежат удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.06.2022 требование Зуева Алексея Александровича о наличии у ООО "Коммунсервис" задолженности в сумме 11121,04 руб. признано обоснованным. В удовлетворении заявления Зуева Алексея Александровича о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности в размере 11 121,04 руб. отказано. Заявителю разъяснено, что предъявленные требования подлежат удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.10.2022 требование Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о наличии у ООО "Коммунсервис" задолженности в сумме 139 904,19 руб. признано обоснованным. В удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности в размере 139 904,19 руб. отказано. Заявителю разъяснено, что предъявленные требования подлежат удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание принятое на собрании кредиторов решение о завершении процедуры, суд первой инстанции пришел к выводу о завершении процедуры конкурсного производства.
Между тем, проверив доводы жалобы уполномоченного органа, исследовав материалы дела, в том числе бухгалтерский баланс должника, судебная коллегия установила наличие информации о дебиторской задолженности должника, которая на 2019 год составляла 21402 тыс. руб., на 2020 год составила 16103 тыс. руб.
Как верно указано уполномоченным органом в апелляционной жалобы, конкурсным управляющим привлечены специалисты для взыскания дебиторской задолженности:
- юрист для взыскания дебиторской задолженности Текеева И.А., договор N 1 от 01.04.2022 по 30.09.2022, размер вознаграждения 25000 руб. ежемесячно;
- бухгалтер для взыскания дебиторской задолженности Хасанова М.Х., договор N 2 от 01.04.2022 по 30.09.2022, размер вознаграждения 25000 руб. ежемесячно;
- бухгалтер для взыскания дебиторской задолженности Марченко О.О., договор N 3 от 16.06.2022 по 30.09.2022, размер вознаграждения 20000 руб. ежемесячно;
- бухгалтер для взыскания дебиторской задолженности Дмитрова В.Г., договор N 4 от 16.06.2022 по 30.09.2022, размер вознаграждения 20000 руб. ежемесячно.
Между тем, как следует из отчета конкурсного управляющего от 14.06.2022 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" дебиторская задолженность отражено значение - 0 руб.
В отчете конкурсного управляющего от 26.10.2022 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" дебиторская задолженность также отражено значение - 0 руб.
В отчете конкурсного управляющего от 14.12.2022 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" дебиторская задолженность также отражено значение - 560 776 руб. (поступило на расчетный счет должника 24.03.2022 по исполнительному листу N 038352743).
При этом, из электронного дела следует, что между конкурсным управляющим и привлеченными лицами на регулярной основе составлялись акты выполненных работ согласно вышеуказанным договорам.
Несмотря на это, в материалах дела отсутствуют доказательства возможности взыскания дебиторской задолженности, ее ликвидность и перспективы реализации на торгах.
Указанные вопросы судом первой инстанции не исследованы, несмотря на активное возражение уполномоченного органа, какая-либо оценка данным доводам не дана.
Согласно пункту 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы должника, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о принятии конкурсным управляющим должника действий, направленных на принудительное получение у контролирующих должника лицах, сведений об обязательствах иных лиц перед обществом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что конкурсным управляющим не приняты все возможные меры в целях пополнения конкурсной массы, в том числе, за счет дебиторской задолженности, при этом конкурсные кредиторы были лишены возможности реализовать свои права ввиду отсутствия соответствующей информации в отчете конкурсного управляющего, конкурсным управляющим не рассмотрен вопрос о привлечении бывших руководителей, участников должника к субсидиарной ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что завершение конкурсного производства в данном случае является преждевременным.
По смыслу статьи 149 Закона о банкротстве завершение конкурсного производства влечет за собой внесение записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц, а также прекращение полномочий конкурсного управляющего и невозможность включения денежных средств в конкурсную массу должника и удовлетворение требований конкурсных кредиторов.
В данном случае, принимая во внимание, что исходя из установленных по делу обстоятельств, нельзя сделать вывод о том, что в настоящее время конкурсным управляющим предприняты все необходимые и достаточные меры для формирования конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов должника, вывод суда первой инстанции о необходимости завершения процедуры банкротства является преждевременным.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Коммунсервис" конкурсным управляющим не проведены все необходимые мероприятия конкурсного производства в отношении должника, а именно не проведены мероприятия по взысканию дебиторской задолженности, по оценке и реализации дебиторской задолженности, конкурсным управляющим в материалы дела не представлены выписки банка за период признаков подозрительности (3 года до возбуждения дела о банкротстве) и в период после возбуждения дела до принятия решения о признании должника несостоятельным (банкротом).
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в материалах дела (как на бумажном носителе, так в электронном деле) отсутствуют запросы во все регистрирующие органы и ответы на них с целью проверки наличия у должника имущества за три года, предшествующие дате возбуждения дела о банкротстве, а также с целью проверки наличия оснований для оспаривания подозрительных сделок; отсутствуют сведения о всех открытых (закрытых) счетах должника, банковские выписки по этим счетам, анализ движения денежных средств по счетам должника. В отсутствие указанных сведений также невозможно объективно оценить наличие оснований для привлечения контролирующего должника лиц к субсидиарной ответственности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о преждевременности завершения процедуры конкурсного производства, поскольку не все мероприятия завершены.
Арбитражному суду Республики Адыгея следует назначить судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего по итогам процедуры конкурсного производства.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенные выше обстоятельства, устранить отмеченные недостатки, с учетом этого дать оценку всем обстоятельствам дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позволяющим сделать вывод о том, что мероприятия конкурсного производства, предусмотренные Законом о банкротстве, завершены.
Таким образом, суд первой инстанции неполно исследовал материалы дела и принял незаконный судебный акт, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалованного определения арбитражного суда первой инстанции, с направлением дел о банкротстве должника на новое рассмотрение в Арбитражного суда Республики Адыгея для продолжения рассмотрения его в процедуре конкурсного производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.02.2023 по делу N А01-1723/2021 отменить.
Направить дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис", ИНН 0104010476, в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения в процедуре конкурсного производства.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1723/2021
Должник: ООО "Коммунсервис"
Кредитор: Администрация муниципального образования "Темирязевское сельское поселение", Зуев Алексей Александрович, ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация муниципального образования Тимирязевское сельское поселение, Конкурсный управляющий Бытдаев Мурат Азрет-Алиевич, Ассоциация арбитражных управляющих ЦФОП АПК, Бытдаев Мурат Азрет-Алиевич