город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2023 г. |
дело N А32-7208/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством веб-конференции: Федченко О.В. по доверенности от 27.01.2023, Савченко Н.Н. по доверенности от 16.03.2023, Сердюковой В.Н. по доверенности от 22.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.10.2022 по делу N А32-7208/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стар"
(ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526)
к Краснодарской таможне
об обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар" (далее - ООО "Стар", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) об обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи сумме 1 258 342,48 руб. по ДТ N N 10309180/100218/0000241, 10309180/150218/0000283, 10309180/240218/0000373, 10309180/110318/0000494, 10309180/110318/0000509, 10309180/160318/0000536, 10309180/160318/0000537, 10309180/160418/0000789, 10309180/020518/0000896, 10309180/060518/0000933, 10309180/060518/0000936, 10309180/110518/0000968, 10309180/160518/0000995, 10309180/160518/0000996, 10309180/210518/0001034 в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2021 настоящее дело выделено в отдельное производство.
В связи с выделением настоящего дела в отдельное производство, заявителем требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ООО "Стар" просило обязать Краснодарскую таможню осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей в размере 511 259,14 руб. по ДТ N N 10309180/100218/0000241, 10309180/150218/0000283, 10309180/240218/0000373, в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 суд обязал Краснодарскую таможню осуществить возврат ООО "Стар" излишне взысканных таможенных платежей - ввозную таможенную пошлину, пени по ввозной пошлине и по НДС в размере 511 259,14 руб. по указанным ДТ, в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы таможня сослалась на то, что уровень стоимости ввезенных по спорным ДТ товарам существенно отличается от общего уровня стоимости, по которой однородные товары ввозились в сопоставимый период времени. По результатам оперативно-розыскных мероприятий выявлены факты направления обществом турецкой стороне шаблонов прайс-листов, спецификаций к контракту для подписи и печати (сообщения, содержащие файлы спецификаций, прайс-листов, в форматах Microsoft Word без подписей и печатей продавца). В ответ представителями иностранной фирмы направляются подписанные экземпляры документов. Коммерческие и иные документы (спецификации, инвойсы, упаковочные листы, прайс-листы, экспортные декларации), представленные ООО "Стар" при таможенном декларировании и таможенном контроле товаров, в том числе по спорным ДТ, оформлялись непосредственно обществом, а не внешнеэкономическими контрагентами. В контракте не зафиксированы условия оплаты товара. Не подтверждено соответствие фактической оплаты за товары по цене, заявленной в представленных при таможенном декларировании документах. Спецификации не содержат всех необходимых сведений о физических и качественных характеристиках товаров, в том числе, влияющих на ценообразование данной группы товаров. В спецификациях не отражены товарный сорт, наличие/отсутствие дефектов, срок годности (хранения), способ упаковки, условия хранения (транспортировки), непосредственное назначение (в качестве образцов, для употребления в пищу, для переработки и т.д.). Товары, указанные в инвойсах, невозможно сопоставить по их характеристикам, поскольку обществом не представлено доказательств согласования сторонами поставок товаров с характеристиками, заявленными при таможенном декларировании в графе 31 ДТ. Обществом при таможенном контроле не представлены надлежаще оформленные экспортные декларации с отметками таможенного органа Турции. В экспортных декларациях отсутствуют ссылки на номера и даты коносаментов, не обозначены номера контейнеров, в связи с чем соотнести данные документы с рассматриваемыми поставками не представляется возможным. Обществом не представлены прайс-листы продавца (производителя) товаров, представляющие публичную оферту. На запросы таможенного поста при обращении с заявлением о внесении изменений в ДТ после выпуска товаров декларантом не были представлены документы, сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование (в том числе, о зависимости устанавливаемой продавцами товаров цены на товары в рамках конкретной поставки, отраженной в прайс-листе и указанной в спецификации и инвойсе на данную поставку, от помологического сорта, товарного сорта (класса), калибра и иных качественных характеристик товаров, а также других возможных факторов), что не позволило подтвердить наличие объективных причин выявленного отклонения стоимости сделки от проверочных величин таможенного органа. Обществом не представлена калькуляция цен реализации товаров на внутреннем рынке России, договоров поставок на внутреннем рынке, счетов-фактур и товарных накладных по реализации товаров, задекларированных по спорным ДТ. Обращение в суд с настоящим требованием направлено на преодоление нормативно установленных сроков, пропущенных заявителем без каких-либо уважительных причин. При корректировке таможенной стоимости использовались надлежащие источники ценовой информации. Таможенным органом заявленная стоимость товаров была сопоставлена со сведениями о стоимости, заявленными другими импортерами, в результате чего установлено, что средний уровень ИТС ввозимых однородных товаров в сопоставимый период времени по различным регионам России составил:
огурцы свежие для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0707000501), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 10.11.2017 по 24.02.2018 - средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 0,92 $/кг, ФТС России - 0,91 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 0,80 $/кг);
баклажаны свежие для употребления в пишу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0709300000), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 16.12.2017 по 16.03.2018 -средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 1,39 $/кг, ФТС России - 1,39 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 1,00 $/кг);
перец сладкий свежий для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0709601002), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 16.12.2017 по 16.03.2018 -средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 1,26 $/кг, ФТС России - 0,85 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 0,90 $/кг);
апельсины сладкие свежие для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0805102000), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 10.11.2017 по 24.02.2018 -средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 0,53 $/кг, ФТС России - 0,53 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 0,50 $/кг);
мандарины свежие для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0805290000), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 10.11.2017 по 24.02.2018 -средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 0,70 $/кг, ФТС России - 0,69 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 0,50 $/кг); 15
лимоны свежие для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 0805501000), сопоставимый период декларирования однородных товаров с 10.11.2017 по 24.02.2018 - средний ИТС в регионе деятельности Южного таможенного управления - 0,82 $/кг, ФТС России - 0,82 $/кг (уровень заявленного ИТС составляет 0,50 $/кг).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 02.05.2023 в составе суда произведена замена находящегося в очередном ежегодном отпуске судьи Емельянова Д.В. на судью Глазунову И.Н. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители таможни просили решение суда отменить, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку заявленные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.
Общество в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 14.07.2017 N 1, заключенному с Фирмой AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция) на территорию Российской Федерации в феврале 2018 года на условиях поставки CFR Туапсе ввезены свежие фрукты и овощи, которые оформлены в таможенном отношении по декларациям на товары NN 10309180/100218/0000241, 10309180/150218/0000283, 10309180/240218/0000373.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ товаров была заявлена обществом первым методом определения таможенной стоимости.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ, обществом были представлены, в том числе: контракт купли-продажи от 14.07.2017 N 1; спецификации к контракту на каждую поставку, инвойсы, коносаменты, сертификаты происхождения формы А.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ, должным образом не подтверждены, Краснодарской таможней в адрес общества были направлены решения о проведении дополнительной проверки от 10.02.2018 по ДТ N 10309180/100218/0000241, от 15.02.2018 по ДТ N 10309180/150218/0000283, от 24.02.2018 по ДТ N 10309180/240218/0000373, в которых указаны причины проведения дополнительной проверки: таможенным органом выявлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза; а также указан перечень дополнительных документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный в решениях срок.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
В установленный срок ООО "Стар" в Краснодарскую таможню представлены дополнительно запрошенные документы и пояснения по каждой ДТ, в том числе: контракт с дополнительными соглашениями по всем спорным декларациям, инвойс, упаковочный лист, коносамент, экспортная декларация, прайс-лист, оборотно-сальдовая ведомость по счету 41, ведомость банковского контроля, пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов Краснодарской таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 29.03.2018 по ДТ N 10309180/100218/0000241, от 15.04.2018 по ДТ N 10309180/150218/0000283, от 18.04.2018 по ДТ N 10309180/240218/0000373.
В результате корректировки таможенной стоимости Краснодарской таможней были излишне взысканы таможенные платежи, сборы и пени в размере 511 259,14 руб.
По ДТ НДС в полном объеме был возвращен из Бюджета РФ ООО "Стар" в порядке обращения в налоговый орган за получением налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации
Полагая, что таможенные платежи по декларациям на товары взысканы необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что таможня придя к выводу, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ должным образом не подтверждены, направила решения о проведении дополнительной проверки с указанием причины принятия решения и запрошены дополнительные документы.
Обществом в ответ на запросы таможни представлены следующие дополнительные документы и сведения: копия контракта, копия ведомости банковского контроля, пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, инвойс, упаковочный лист, коносамент, экспортная декларация с переводом с приложением, прайс-лист, оборотно-сальдовая ведомость по счету 41.
Сторонами согласованы существенные условия контракта, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у его участников не имеется.
Представленные обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар.
Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты. Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, не установлено.
Довод таможни о необходимости дублирования условий поставки и оплаты товара в инвойсе, спецификации, контракте и других документах отклоняется судом как нормативно не обоснованный. Условия поставки и оплаты товара зафиксированы сторонами в контракте и едины для всех поставок по контракту. Отсутствует необходимость дублирования их во всех коммерческих документах и заключения дополнительных соглашений к нему.
В представленных обществом инвойсах по каждой ДТ содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости. Указанные в инвойсах товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по спорным ДТ.
Доводы о том, что представленные спецификации не содержат всех необходимых сведений о физических и качественных характеристиках товаров, в том числе, влияющих на ценообразование данной группы товаров, не отражены товарный сорт, наличие/отсутствие дефектов, срок годности (хранения), способ упаковки, условия хранения (транспортировки), непосредственное назначение (в качестве образцов, для употребления в пищу, для переработки и т.д.), судебной коллегией не принимается, поскольку приведенные в спецификации сведения о количестве, наименовании, сорте, цене за кг товара позволяют оценить ввозимый товар, в том числе с учетом иных документов и свидетельствуют о согласовании основных характеристик товара контрагентами.
При этом поставка товаров осуществлялась на условиях CFR-Туапсе, предполагающих, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе оплачивает пошлины), т.е. указанная в инвойсе общая стоимость товаров определена с учетом всех расходов, в том числе на транспортировку.
Из пункта 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомостей банковского контроля от 18.12.2020 следует, что в качестве документов, подтверждающих уплату денежных средств, указаны спорные ДТ, итоговое сальдо по контракту составляет 0 (т.1 л.д. 44-99).
Таможенный орган указал на то, что сторонами внешнеэкономической сделки реализованы оплаты за поставку в порядке, не предусматривающим идентификацию платежей с конкретными партиями товара.
Учитывая, что в ведомости банковского контроля по каждой ДТ распределены суммы оплат, общая сумма оплаты соответствует стоимости поставленного товара, оснований для вывода о несоответствии заявленной таможенной стоимости не имеется.
В данной ситуации в полном объеме подтвержден факт оплаты ввозимого товара, имелась возможность для соотнесения платежных документов с инвойсами на товар.
Ссылки на несогласованность сроков и порядка оплаты товара по контракту, не принимаются апелляционным судом, поскольку согласно разделу 7 контракта фактически определены сроки и порядок оплаты товара, в том числе определено, что оплата за поставленные товары покупатель осуществляет в долларах США путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 банковских дней с момента получения партии товара.
Довод о том, что товары, указанные в инвойсе, невозможно сопоставить по их характеристикам, поскольку обществом не представлено доказательств согласования сторонами поставок товаров с характеристиками, заявленными при таможенном декларировании в графе 31 ДТ, судебной коллегией не принимаются.
Согласно материалам дела инвойсы содержат сведения о наименовании и сорте товара, весе и стоимости товара, которые соответствуют сведениям, указанным в иных документах.
Отклоняя доводы таможенного органа относительно невозможности рассматривать представленные прайс-листы в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, суд апелляционной инстанции учитывает, что под прайс-листом понимается документ, содержащий сведения о цене предложения реализуемых товаров, оказываемых услуг, производимых работ на определенную дату или определенный период.
В спорной ситуации, как подтверждается материалами дела, прайс-листы продавца отражают уровень отпускной цены на товар, согласующейся с ценой товара, заявленного в спорных ДТ.
Таким образом, представленные обществом документы не имеют признаков недостоверности и являются достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара.
По результатам таможенного контроля таможня пришла к выводу о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, в том числе по причине отклонения в меньшую сторону заявленной таможенной стоимости декларируемого товара.
По спорным ДТ декларантом заявлены, а таможенным органом использовались следующие уровни цен (индекс таможенной стоимости (далее - ИТС)):
- по ДТ N 10309180/100218/0000241:
товар N 1 - огурцы свежие, сорт RUS HIYARI: ИТС заявленный - 0,80 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,92 $/кг; откорректированный ИТС составил 1,15 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие, сорт LAMAS: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,82 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,70 долл. США/кг;
товар N 3 - апельсины сладкие свежие, сорт WASHINGTON: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,53 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,61 долл. США/кг;
товар N 4 - мандарины свежие, являющиеся гибридом танжерина и апельсина: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,70 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,65 долл. США/кг;
- по ДТ N 10309180/150218/0000283:
товар N 1 - огурцы свежие, сорт RUS HIYARI: ИТС заявленный - 0,80 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,92 $/кг; откорректированный ИТС составил 1,15 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие, сорт LAMAS: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,82 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,70 долл. США/кг;
товар N 3 - апельсины сладкие свежие, сорт WASHINGTON: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,53 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,61 долл. США/кг;
товар N 4 - мандарины свежие, являющиеся гибридом танжерина и апельсина: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,7 $/кг; откорректированный ИТС составил 0,65 долл. США/кг;
- по ДТ N 10309180/240218/0000373:
товар N 1 - лимоны свежие, сорт LAMAS: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; согласно сведениям из базы данных таможенного органа "Мониторинг-Анализ" в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС средний составлял 0,82 $/кг (т. 5 л.д. 72); откорректированный ИТС составил 0,70 долл. США/кг;
товар N 2 - апельсины сладкие свежие, сорт WASHINGTON: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; согласно сведениям из базы данных таможенного органа "Мониторинг-Анализ" в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС средний составлял 0,53 $/кг (т. 5 л.д. 70); откорректированный ИТС составил 0,61 долл. США/кг;
товар N 3 - мандарины свежие, являющиеся гибридом танжерина и апельсина: ИТС заявленный - 0,50 долл. США/кг; согласно сведениям из базы данных таможенного органа "Мониторинг-Анализ" в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС средний составлял 0,70 $/кг (т. 5 л.д. 71); откорректированный ИТС составил 0,65 долл. США/кг;
товар N 4 - огурцы свежие, сорт RUS HIYARI: ИТС заявленный - 0,80 долл. США/кг; сведения из базы данных таможенного органа о среднем ИТС за период 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию оцениваемого товара таможней не представлены, согласно апелляционной жалобе в регионе деятельности Южного таможенного управления ИТС составлял 0,92 $/кг; откорректированный ИТС составил 1,150 долл. США/кг;.
Из изложенного следует, что разница между указанной таможенным органом средним уровнем и заявленным при декларировании уровнем цены товара составила от 5% до 39%. При этом в обоснование размера средней стоимости товара, имеющегося в распоряжении таможенного органа по ДТ N N 10309180/100218/0000241, 10309180/150218/0000283, а также по одному из товаров по ДТ 10309180/240218/0000373 сведения из соответствующих баз данных таможней не представлены.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что доказательства о заявлении стоимости товара значительно ниже имеющихся в распоряжении таможни сведений о среднем ИТС по ЮТУ в материалы дела не представлены.
Примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (абзац второй пункта 10 Постановления N 49).
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в иных источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться в качестве доказательства недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
При этом, таможенный орган не обосновал и не представил соответствующие доказательства судам первой и апелляционной инстанции возможности применения конкретной ИТС, а также невозможности использования иных сведений по иным декларациям.
Доводы о том, что представленные обществом экспортные декларации не содержат каких-либо отметок (печати и подписи уполномоченного лица) таможенной службы страны вывоза, судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о представлении декларантом всех необходимых и достаточных доказательств, правильности определения таможенной стоимости товара по первому методу.
Копии экспортных деклараций действительно не содержат отметки компетентного органа страны оформления и они не легализована в установленном законом порядке, в связи с чем не подтверждают и не опровергают заявленную таможенную стоимость, при этом не противоречат представленным обществом иным документам.
При выборе источников для осуществления корректировки таможенной стоимости необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
В рассматриваемом случае таможенный орган не учел, что товар по спорным ДТ ввозился на условиях CFR Туапсе. Однако в качестве источников ценовой информации использовались ДТ с иными условиями поставки: CFR Новороссийск/Туапсе/Геленджик.
Иные условия поставки, в том числе иные места поставок, по источникам ценовой информации влияют на расходы, связанные с транспортировкой товаров, зависящих от температурного режима и условий перевозки.
Кроме того, таможенный орган не подтвердил, что индекс таможенной стоимости по товару, задекларированному по ДТ, которая послужила источником ценовой информации, является наименьшим среди имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации.
Из представленных таможней копий отчетов из БД "Мониторинг-Анализ" за период 90 дней до декларирования ввозимого товара в регионе деятельности ЮТУ имелись сведения об иной стоимости товара, чем использована таможней для корректировки таможенной стоимости. При этом по ДТ N N 10309180/100218/0000241, 10309180/150218/0000283 таможней не представлены отчеты (выписки) из соответствующих баз данных, которые раскрывали бы правомерность использования уровня цен для корректировки таможенной стоимости. По огурцам и апельсинам таможней необоснованно использован для корректировки таможенной стоимости уровень цен выше среднего ИТС.
Таможенный орган осуществлял корректировку таможенной стоимости по спорным ДТ, не основываясь на ранее определенных таможенных стоимостях в максимально возможной степени. Неиспользование таможней при определении деклараций с ИТС менее примененной нарушает требования ч. 4 ст. 45 ТК ЕАЭС, согласно которым таможенная стоимость ввозимых товаров в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанным сделкам, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и являться безусловным основанием для отказа в таможенном оформлении ввозимых товаров.
Ссылки на материалы, полученные по результатам оперативно-розыскных мероприятий, не принимаются, поскольку из представленных в материалы дела документов, в том числе с дополнением к апелляционной жалобе, следует, что между контрагентами велась переписка, что допустимо в таких отношениях, в том числе по взаимодействию по согласованию стоимости товара. При этом, доказательства, что фактическая стоимость товара выше, чем заявлена при декларировании из указанных материалов не следует, наоборот, представленные документы подтверждают заявленный обществом уровень цен.
Доводы о том, что фактически документы, представленные при декларировании, подготовлены обществом, подписаны неуполномоченным лицом, также не принимаются судебной коллегией, поскольку как указано выше, в материалы дела не представлены доказательства, что общество фактически произведена оплата товара в большем размере, заявленный уровень цен соответствует существующему в период ввоза уровню цен.
Таможенным органом в рамках оперативно-розыскных мероприятий были изъяты у общества печати, штампы, факсимиле с оттисками иностранной организации. Однако, само по себе нахождение документов в формате "Word" не свидетельствует о том, что документы оформлялись обществом.
Ссылки на то, что обществом не представлены документы по реализации товаров, калькуляции цены реализации по спорной ДТ, подлежат отклонению, поскольку представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 41.
Согласно приказу Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. На нем осуществляется отражение оприходования товаров, прибывших на склад, по стоимости их приобретения.
Таким образом, представленные документы обосновывают калькуляцию цены реализации товара, ввозимого по спорным ДТ.
Заявитель представил необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода по цене сделки), в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
Достаточных и надлежащих доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, равно как невозможность использования таких документов в их совокупности и системной оценке таможенный орган не представил, что не отвечает требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара, является правомерным. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Таким образом, таможенные платежи и пени по спорным ДТ в размере 511 259,14 рублей, дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, являются излишне взысканными и подлежащими возврату в полном объеме.
Из содержания статьи 66 ТК ЕАЭС следует, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Наличие переплаты в указанной сумме подтверждается таможенным органом. В материалы дела таможней не представлены доказательства о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетной системой Российской Федерации.
Довод о том, что обращение в суд с настоящим требованием направлено на преодоление нормативно установленных сроков, пропущенных заявителем без каких-либо уважительных причин, судебной коллегией не принимается.
В соответствии с пунктом 34 Постановления N 49 с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
Аналогичная позиция ранее также была выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 и нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
В рассматриваемом случае общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров.
С учетом изложенных разъяснений, суд первой инстанции правомерно разрешил спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и разрешил вопрос о наличии оснований для их возврата с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-7208/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7208/2021
Истец: ООО "СТАР"
Ответчик: Краснодарская таможня