г. Хабаровск |
|
07 мая 2023 г. |
А73-10763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.
при участии в заседании:
от ПАО "ДЭК": Ефимова Е.А., представители по доверенности от 25.02.2023;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Зарецкая Д.А., представитель по доверенности от 02.12.2022;
от государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Червенко К.Г., представитель по доверенности от 01.07.2022;
от Мининстерства обороны Российской Федерации: Дю У.В., представитель по доверенности от 06.10.2022.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 14.12.2022
по делу N А73-10763/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" о расторжении договоров энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212 третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Галеон", общество с ограниченной ответственностью "Комплексное обслуживание жилого фонда", Общество с ограниченной ответственностью "РегионСтрой", Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд", Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Надёжный дом", Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит", Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ответчик, ПАО "ДЭК") о расторжении договоров энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Галеон" (далее - ООО "Галеон"), Общество с ограниченной ответственностью "Комплексное обслуживание жилого фонда" (далее - ООО ""КОЖФ"), Общество с ограниченной ответственностью "РегионСтрой" (далее - ООО "РегионСтрой"), Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гранд" (далее - ООО "УК Гранд"), Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Надёжный дом" (далее - ООО УК "Надёжный дом"), Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит" (далее - ООО УК "Магнит"), Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - ГУРГКиЛ Правительства Хабаровского края), Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России).
Решением суда от 14.12.2022 исковые требования удовлетворены. Исковые требования удовлетворить.
Расторгнуты договоры энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212, заключенные между Публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
С публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 24 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным, актом публичное акционерное общество "ДЭК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Приводит доводы о том, что договоры прекратили свое действие с даты получения ПАО "ДЭК" отказа от договоров. Считает неправомерным взыскание судом государственной пошлины, исходя из количества заявленных в иске договоров.
Определением от 19.01.2023 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.02.2023.
В отзывах на апелляционную жалобу Минобороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" возражают против доводов заявителя жалобы, просят оставить без изменения решение суда.
Судебное заседание откладывалось определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023, от 03.03.2023, от 13.04.2023.
Определением суда от 27.04.2023 произведена замена судьи Мангер Т.Е. на судью Козлову Т.Д.
Рассмотрение жалобы начато сначала, согласно части 5 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "ДЭК" настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила отменить обжалуемый судебный акт.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации по доводам жалобы возражали, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (Покупатель) и ПАО "ДЭК" (Гарантирующий поставщик) заключены договоры энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212.
В соответствии с условиями договоров Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц (Сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - Потребители) коммунальной услуги электроснабжения и коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии (пункт 1.1 договоров).
Объём взаимных обязательств по договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики). Перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Покупателя, в соответствии с решением органа государственного жилищного надзора о внесении измерений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, указан в приложении N 1 к договорам.
Основанием для заключения договоров энергоснабжения послужил договор управления жилищным фондом, закрепленный за Вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017, заключенный между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Министерством обороны Российской Федерации (в лице начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа).
02.11.2021 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100 % долей собственности Министерства обороны Российской Федерации принято решение расторгнуть договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017, соглашением от 03.11.2021 договор управления расторгнут.
Как следует из искового заявления и материалов дела, решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 26.11.2021 исключены из реестра лицензий Хабаровского края многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- г. Хабаровск, ул. Подгаева, дома N N 2а, 3, 3а, 4, 4а, 6, 6а, 8, 8а; проспект 60-летия Октября, д. 42 корп. 1, корп. 2, корп. 3; ул. Дзержинского, д. 76; ул. Запарина, дома NN 118, 120; ул. Истомина, д. 53а; ул. Павловича, д. 32; пер. Отрадный, дома NN 15, 19 (данные дома относятся к договору N 8050-2022 от 25.10.2021);
- п. Обор, дома N N 2, 9 (данные дома относятся к договору N 1705 от 29.09.2021);
- с. Маяк, ул. Комсомольская, дома N N 2, 3 (данные дома относятся к договору N 641 от 29.09.2021);
- п. Литовко, ул. Октябрьская, д. 1 (данный дом относится к договору N 3212 от 29.09.2021).
Многоквартирные дома по ул. Подгаева, N N 2а, 4 переданы в управление ООО "Магнит" 28.03.2022, что подтверждается актами приёма-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 24.03.2022 многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Подгаева, NN 2а, 4 включены в реестр лицензии ООО "Магнит".
Многоквартирные дома по ул. Подгаева, N N 3, 3а переданы в управление ООО "УК Гранд" 29.03.2022, что подтверждается актами приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 28.03.2022 г. многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Подгаева, NN 3, 3а включены в реестр лицензии ООО "УК Гранд".
Многоквартирный дом по ул. Подгаева, N 6а передан в управление ООО "КОЖФ" 24.03.2022, что подтверждается актом приёма-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Подгаева, N 6а включен в реестр лицензии ООО "КОЖФ".
Многоквартирный дом по ул. Подгаева, N 4а передан в управление ООО "РегионСтрой" 24.03.2022, что подтверждается актом приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Подгаева, N 4а, включен в реестр лицензии ООО "РегионСтрой".
26.04.2022 передан в управление ООО "РегионСтрой" многоквартирный дом по ул. Запарина, N 118, что подтверждается актом приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 25.04.2022 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул. Запарина, N 118, включен в реестр лицензии ООО "РегионСтрой".
Многоквартирные дома по ул. Подгаева, N 6, пер. Отрадный, NN 15, 19 переданы в управление ООО "Галеон" 24.03.2022, что подтверждается актами приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 23.03.2022 многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Хабаровск, ул. Подгаева, N 6, пер. Отрадный, NN 15, 19, включены в реестр лицензии ООО "Галеон".
29.03.2022 в управление ООО "Галеон" переданы многоквартирные дома по адресам: с. Маяк, ул. Комсомольская, N N 2, 3, что подтверждается актами приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 28.03.2022 многоквартирные дома, расположенные по адресам: с. Маяк, ул. Комсомольская, NN 2, 3, включены в реестр лицензии ООО "Галеон".
Многоквартирные дома по ул. Подгаева, N N 8, 8а, ул. Истомина 53а переданы в управление ООО УК "Надежный Дом" 30.03.2022, что подтверждается актами приема-передачи технической документации. Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования от 29.03.2022 многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Хабаровск, ул. Подгаева, NN 8, 8а, ул. Истомина, 53а, включены в реестр лицензии ООО УК "Надежный Дом".
Техническую документацию на многоквартирный дом по ул. Павловича, N 32 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передало Филиалу Восточный ФГАУ "Росжилкомплекс" 23.12.2021, что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 23.12.2021.
Техническую документацию на многоквартирный дом по адресу п. Литовко, ул. Октябрьская, д. 1 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России передало ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России 19.01.2022, что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 19.01.2022.
С момента расторжения договора управления и исключения вышеуказанных МКД из лицензии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России плату за содержание и ремонт общего имущества, плату за коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в данных МКД не начисляет, квитанции не выставляются, платежи не собирает.
По исключенным из лицензии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России многоквартирным домам, расположенным по адресам: проспект 60-летия Октября, д. 42 корп. 1, корп. 2, корп. 3, ул. Дзержинского, д. 76, ул. Запарина, д. 120, п. Обор, д. 2, 9 по которым до настоящего времени не выбран способ управления и не определена управляющая организация, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России после завершением отопительного периода 2021-2022 годов так же прекратило обслуживание.
Письмом от 11.04.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1297 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило в адрес ПАО "ДЭК" соглашение о расторжении договора N 3212 от 29.09.2021, в связи с расторжением договора управления МКД и передачей технической документации иной управляющей организации; письмом от 14.04.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1366 направлено соглашение о расторжении договора N 641 от 29.09.2021, в связи с передачей многоквартирных домов иной управляющей организации; письмом от 05.05.2022 исх. 370/У/4/1/6/1743 направлено соглашение о расторжении договора N 8050-2022 от 25.10.2021 с 01.06.2022; письмом от 05.05.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1744 направлено соглашение о расторжении договора N 1705 от 29.09.2021 с 01.06.2022.
Однако ПАО "ДЭК" соглашения о расторжении договоров энергоснабжения не подписало и в адрес истца не возвратило.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 32 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Как указано выше, на основании единоличного решения собственника от 02.11.2021 N 36 соглашением от 03.11.2021 договор управления N 3 УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 расторгнут.
Решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 26.11.2021 N 1459 на основании заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исключены из реестра лицензий Хабаровского края сведения о многоквартирных домах, включенных в перечень домов, в отношении которых заключены спорные договоры энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая, что обязанности Учреждения, как исполнителя коммунальной услуги, в многоквартирных домах прекращены, сведения о многоквартирных домах решением Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края исключены из лицензии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, правомерно исходил из того, что в силу пункта 32 Правил N 124, правовые основания для управления спорными многоквартирными домами и оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в этих домах коммунальных услуг у истца прекратились, признав правомерным и подлежащим удовлетворению требование истца о расторжении договоров энергоснабжения от 29.09.2021 N 1705, от 25.10.2021 N 8050-2022, от 29.09.2021 N 641 и от 29.09.2021 N 3212 в отношении данных многоквартирных домов.
Доводы заявителя жалобы о том, что договоры прекратили свое действие в соответствии со статьей 450.1 ГК РФ с дат получения ответчиком соответствующих уведомлений, и в этом случае судом надлежало отказать в иске о расторжении договоров, подлежат отклонению апелляционным судом.
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Между тем, как следует из материалов дела, истцом отказы от договоров в порядке статьи 450.1 ГК РФ не заявлялись, который письмами от 11.04.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1297, от от 14.04.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1366, от 05.05.2022 исх. 370/У/4/1/6/1743, от 05.05.2022 исх. N 370/У/4/1/6/1744 направил в адрес ПАО "ДЭК" соглашения о расторжении договоров.
Данные действия истца, направленные на урегулирование вопроса о расторжении договоров по соглашению сторон, не могут быть квалифицированы как отказ от договора.
Таким образом, оснований полагать, что договоры прекратили свое действие в силу статьи 450.1 ГК РФ при получении подписанных истцом проектов соглашений о расторжении договоров, не имеется.
Более того, помимо того, что полученные ответчиком указанные соглашения о расторжении договоров, не были подписаны, при возникновении спора в суде ПАО "ДЭК" активно возражало против позиции истца о наличии оснований для прекращения правоотношений сторон по спорным договорам энергоснабжения.
С учетом указанного, суд правомерно признал обоснованным требование истца о расторжении договоров, приняв решение об удовлетворении иска.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 6 000 рублей.
Из разъяснений, данных в пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", следует, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12 000 рублей (4000 рублей x 3).
Исходя из анализа указанных правовых норм, если в заявлении содержатся несколько требований, то государственная пошлина оплачивается за каждое требование отдельно.
Поскольку истцом заявлены исковые требования о расторжении 4 договоров, то сумма государственной пошлины составляет 24 000 рублей, расходы по уплате которой правомерно взысканы судом в порядке статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом неверно определил размер государственной пошлины, также отклоняются апелляционным судом.
С учетом изложенного, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.12.2022 по делу N А73-10763/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10763/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПАО "ДЭК"
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края, Главное управление регионального государственного окнтроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, ООО "Галенон", ООО "Комплексное обслуживание жилого фонда", ООО "Надёжный дом", ООО "РЕГИОНСТРОЙ", ООО "Управляющая компания Гранд", ООО Управляющая компания "Магнит", ПАО "ДЭК" Хабаровскэнергосбыт, ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное Государственное Автономное Учреждение "Росжилкомплекс"