г. Москва |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А40-237198/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-237198/22 (147-1849)
по заявлению ФГБУК АУИПИК (ОГРН: 1027739550156, ИНН: 7705395248)
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Благотворительный Фонд поддержки семьи "Мои друзья", 2) Министерство культуры РФ, 3) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Водолазкина Л.Б. по дов. от 23.12.2022; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) Григорян Г.Г. по дов. от 26.07.2022; 3) Абдуллина А.И. по дов. от 11.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по г. Москве) с уточненными требованиями о признании незаконным отказа от 25.11.2022 г. N КУВД- 001/2022-35168251/6. в государственной регистрации договора безвозмездного пользования от 06.06.2022 N 01-2/22-03 и обязании Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора.
В качестве третьих лиц по делу были привлечены: Благотворительный Фонд поддержки семьи " Мои друзья", Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 требования Агентства удовлетворены. Решение Управления Росреестра по Москве от 25.11.22 N КУВД-001/2022-35168251/6 признано незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести действия по регистрации прав по заявлению от 12.08.22 за N КУВД -001/2022-35168251 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации объектов недвижимости порядке и сроки.
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Москве и Росимущество обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых податели жалоб просят указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей жалоб, судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
Представители Управления Росреестра по Москве и Росимущества в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представители Агентства и Министерства культуры РФ возражали против доводов апелляционных жалоб, считают решение суда законным и обоснованным, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как следует из материалов дела между Агентством и Благотворительным Фондом поддержки семьи "Мои друзья" (далее - Фонд) был заключен договор безвозмездного пользования от 06.06.2022 N 01-2/22-03 (далее - Договор) зданием, являющимся объектом культурного наследия, расположенным по адресу: г. Москва, Токмаков пер., д. 21/2, строен. 1, общей площадью 781,1 кв. м (далее - Объект), сроком на 10 (десять) лет.
На Объект зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Агентства.
Письмом от 23.06.2021 N 1116-01-2 Минкультуры России направило в адрес Росимущества проект приказа и комплект документов в целях согласования передачи Объекта в безвозмездное пользование. Также Минкультуры России разместило соответствующий приказ и документацию 23.06.2021 на МВ-портале Росимущества.
Учитывая, что решение о согласовании или мотивированный отказ в согласовании проекта приказа в течение 30 рабочих дней (до 04.08.2021) не поступил от Росимущества, Минкультуры России был издан приказ 16.09.2021 N 1534 о согласовании передачи Объекта в безвозмездное пользование.
На основании Приказа между Агентством и Благотворительным Фондом поддержки семьи "Мои друзья" был заключен Договор безвозмездного пользования от 06.06.2022 N 01-2/22-03 на 10 (десять) лет.
12.08.2022 Агентство обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление) с заявлением N КУВД-001/2022-35168251 (MFC-0558/2022-1260423-1) о государственной регистрации Договора.
Уведомлением от 25.08.2022 N КУВД-001/2022-35168251/1 Управление приостановило государственную регистрацию Договора на срок до 25.11.2022 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а именно ввиду отсутствия документов, подтверждающих соблюдение порядка согласования передачи в безвозмездное пользование Объекта и наличием ответов Территориального управления Росимущества в городе Москве от 18.10.2021 и Росимущества от 21.12.2021 NАП-08/44554 (Письмо от 21.12.2021), согласно которым согласие на передачу Объекта в безвозмездное пользование не выдавалось.
Также Управление письмом от 29.08.2022 N 11-6553/2022 запросило информацию у Росимущества о наличии согласия на совершение сделки.
Росимущество письмом от 01.09.2022 N 07/39281 (Письмо от 01.09.2022), сообщило, что позиция, изложенная в письме от 21.12.2021, является актуальной.
Уведомлением от 25.11.2022 г. N КУВД-001/2022-35168251/ Управлением отказано в государственной регистрации Договора.
Посчитав указанное Уведомление об отказе в государственной регистрации договора незаконным и необоснованным, Агентство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия отказа действующему законодательству, так как Минкультуры России соблюдена процедура согласования проекта приказа о передаче объекта в безвозмездное пользование с Росимуществом. Так как в установленный Постановлением N 537 срок согласование проекта приказа о передаче Объекта в безвозмездное пользование Росимуществом не осуществлено, на основании п. 4 Положения Решение считается согласованным Росимуществом.
Апелляционный суд, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 51 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества (ч.1). К государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленным объектом культурного наследия, иным объектом недвижимого имущества, безвозмездное пользование (ссуда) которым подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, применяются правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, а Минкультуры России в соответствии с п. 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным федеральным государственным учреждениям.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р АУИПИК является подведомственным Минкультуры России учреждением.
В соответствии с уставом АУИПИК, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.09.2011 N 920, АУИПИК является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения функций, связанных с управлением, сохранением, популяризацией и использованием объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении АУИПИК. Для осуществления своей деятельности, предусмотренной уставом, АУИПИК владеет и пользуется закрепленным за ним в установленном порядке в оперативном управлении имуществом.
Как следует из подпункта "м" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (далее - Постановление N 537, Положение), орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке, в том числе, согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения.
Согласно пункту 4 Положения N 537 решения по вопросам, указанным в подпунктах "м" и "н" пункта 3 Положения, принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
При этом согласно абзацу 5 пункту 4 Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением копии решения в электронном виде) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Приведенные нормы указывают на возможность заключения договора правообладателем при положительном решении учредителя (в рассматриваемом случае Минкультуры России) согласованным Росимуществом.
Соответственно заключение договоров возможно при условии соблюдения вышеприведенных норм.
Отсутствие согласия собственника имущества на передачу федерального недвижимого имущества по договору влечет признания такой сделки недействительной.
Из материалов дела следует, что Письмом от 18.10.2021 исх.N 77-09/32411 Территориальное управление Росимущества в городе Москве была выражена позиция о том, что согласие на передачу не выдавалось, передача в безвозмездное пользование объекта по адресу: г. Москва, пер. Токмаков д.21/2, общей площадью 781,1 кв.м не согласовывалась. Данное письмо было направлено в Управление Росреестра по г. Москве, Министерство культуры Российской Федерации, ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (т.2 л.д.141-142).
21.12.2021 Росимуществом также в адрес Управления Росреестра по г. Москве, Министерства культуры Российской Федерации (в ответ на письмо Минкультуры России от 23.06.2021 N 1116-01-2) сообщено, что передача в безвозмездное пользование объекта по адресу: г. Москва, пер. Токмаков д.21/2, общей площадью 781,1 кв.м не согласовывалась (т.3 л.д.5-6).
Сам же договор был заключен 06.06.2022, что означает, что стороны договора, а также Минкультуры России не могли не знать позицию Росимущества и, соответственно, не могли заключать данный договор.
При этом письмом от 01.09.2022, Росимущество подтвердило актуальность своей позиции о несогласовании заключения договора, изложенной в письме 21.12.2021 (т.3 л.д.7).
Таким образом, в связи с вышеизложенным, Уведомление Управления об отказе государственной регистрации от 25.11.2022 нельзя признать не соответствующим закону, поскольку Росимуществом не согласовывался данный договор, о чем были уведомлены Минкультуры России и Управление Росреестра по Москве.
Кроме того, Росимущество не было уведомлено о заключении договора по договору безвозмездного пользования от 06.06.2022 N 01-2/22-03, который заключен между ФГБУК АУИПИК и Благотворительным Фонд поддержки семьи "Мои друзья".
Соответственно, порядок его заключения был нарушен, что не дает достаточных правовых основания считать данную сделку легитимной и подлежащий государственной регистрации.
Учитывая данные фактические обстоятельства, Управление Росреестра по Москве правомерно отказало в регистрации Договора.
Вместе с тем, какие-либо документы в какой-либо форме о соблюдении Министерством культуры РФ или иными заинтересованными лицами порядка согласования с Росимуществом через MB-портал не были представлены в Управление Росреестра по Москве в соответствии с положениями ст. 14 и ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ.
Принятие Росимуществом решения за пределами тридцатидневного срока не является безусловным правовым основанием для признания незаконным оспариваемого решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, для государственной регистрации заключенного договора безвозмездного пользования зданий, являющихся объектом культурного наследия.
Таким образом, требования подпункта "м" п.3 и п.4 Постановления N 537 не соблюдены заявителем.
Поскольку в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации, согласно ст.164 Гражданского кодекса РФ, то правовые последствия по договору безвозмездного пользования от 06.06.2022 N 01-2/22-03, который заключен между ФГБУК АУИПИК и Благотворительным Фонд поддержки семьи "Мои друзья", не наступали, что подтверждает о том, что права заявителя не нарушены, иных доказательств об обратом Агентство в заявлении не приводит.
Отсутствие согласия собственника имущества на передачу федерального недвижимого имущества по договору безвозмездного пользования влечет признания такой сделки недействительной.
Судом апелляционной инстанции также учитывается, что в рамках оптимизации состава федерального имущества и его рационального использования, а также во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 04.03.2021 N МХ-Ш 3-2606, ТУ Росимущества в городе Москве поручено (от 09.02.2021 NАП-08/3782, от 11.03.2021 N АП-08/7456 и от 22.03.2021 N АП-08/8554) провести мероприятия, направленные на выявление неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимого имущества, закрепленных за организациями, находящимися в ведении федеральных министерств, в рассматриваемом случае Минкультуры России.
Учитывая, что Территориальным управлением Росимущества в городе Москве в ходе плановых и внеплановых проверок был выявлен ряд неиспользуемых объектов недвижимого имущества, закрепленных за подведомственными Минкультуры России учреждениями, в том числе расположенного по адресу: г. Москва, Токмаков пер., д. 21/2, стр. 1 (акт проверки от 04.03.2021 N А-14/48), решения о согласовании проекта приказа Минкультуры России (письмо от 23.06.2021 N 1116-01-2) по передаче в безвозмездное пользование Благотворительному Фонду поддержки семьи "Мои друзья" Объекта не принималось.
Росимущество проинформировало Минкультуры России и Управление Росреестра по Москве и о невозможности принятия решения о согласовании проектов приказов Минкультуры России (письмо от 21.12.2021 N АП-08/44554).
При этом действия по вовлечению объекта культурного наследия в хозяйственный оборот начались только после направления вышеуказанных поручений и составления акта проверки ТУ Росимущества в г. Москве.
Указанное может свидетельствовать, что такие действия совершались лишь для создания видимости вовлечения объекта в хозяйственный оборот и препятствовать его изъятию, без намерения создать соответствующих таким действиям правовых последствий, что является злоупотреблением правом и основанием для отказа в иске (ст. 10 ГК РФ).
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данных требований, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В связи с вышеизложенным, Уведомление Управления нельзя признать не оответствующим закону, поскольку Росимуществом не согласовывался данный договор, о чем были уведомлены Минкультуры России и Управление Росреестра по Москве.
В связи с чем, совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемого решения отсутствует, а заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 по делу N А40-237198/22 отменить.
В удовлетворении заявленных ФГБУК АУИПИК требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237198/2022
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ "МОИ ДРУЗЬЯ", МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ