г. Хабаровск |
|
10 мая 2023 г. |
А73-13856/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Жигаревич М.В. по доверенности N 24 от 9 января 2023 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Высотка"
на решение от 28 февраля 2023 года
по делу N А73-13856/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску товарищества собственников жилья "Высотка
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил: товарищество собственников жилья "Высотка" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 11 мая 2022 года N ТКО-46/УО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
пункт 6: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в размере, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации";
пункт 7: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. В Приложении N 1 к настоящему договору указаны сведения, необходимые для расчета услуг в соответствии с жилищным законодательством. Начисление платы по настоящему договору осуществляется региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО";
пункт 11: "Потребитель обязан принять УПД от регионального оператора и в течение 5 рабочих дней со дня получения УПД обязан вернуть один подписанный и скрепленный печатью (при наличии) экземпляр УПД региональному оператору. Экземпляр УПД, полученный потребителем от регионального оператора на бумажном носителе, возвращается потребителем региональному оператору по адресу: 680017 Хабаровский край, г. Хабаровск ул. Ленина, д. 57, пом. III (1-72) N 43,44,45,46. ООО "Хабавтотранс ДБ"";
пункт 12 исключить из проекта договора.
пункт 14.5: "Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных накопителей, принадлежащих региональному оператору на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации".
пункт 14.6 исключить из проекта договора, дублирует п. 6 договора;
пункт 14.8 включить в проект договора: "При осуществлении принятия, транспортирования твердых коммунальных отходов не допускать ухудшения санитарного состояния мест их накопления (в случаях обвала ТКО, очистить площадки мест их накопления)".
пункт 14.9 включить в проект договора: "В случае нанесения механических повреждений контейнерам, принадлежащих потребителю, вследствие неправильной эксплуатации их региональным оператором, последний производит ремонт контейнеров за свой счет. При невозможности самостоятельно выполнить ремонт контейнеров региональный оператор оплачивает потребителю стоимость ремонта (стоимость ремонта оговаривается отдельно и оформляется дополнительным соглашением)";
пункт 15.1: "Осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы ТКО, принятых от потребителя.";
пункт 16.1: "Осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных настоящим договором, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края";
пункт 16.5: "Не допускать повреждения накопителей, сжигания ТКО в накопителях, а также в местах (площадках) накопления ТКО, складирования в накопители запрещенных отходов и предметов";
пункт 16.7 исключить из проекта договора, так как должен применяться пункт к потребителю-собственнику нежилого помещения, либо если в редакции пункта договора подразумеваются собственники жилых помещений - заменить в пункте слово "потребитель" на "собственник жилого помещения";
пункт 16.8 исключить из проекта договора;
пункт 16.9 исключить из проекта договора;
пункт 18: "Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (ред. от 28 апреля 2022 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО";
пункт 19: "В случае поступления и наличия в системе контроля информации о геолокации в зоне расположения мест (площадок) накопления ТКО и периодичности вывоза ТКО. Услуги по настоящему договору считаются надлежащим образом оказанными и подлежат оплате в полном объеме, если от потребителя не поступил акт о нарушении обязательств или претензия".
Истец изменил предмет исковых требований в части пункта 18 проекта договора, просил изложить его в следующей редакции: "Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (ред. от 28 апреля 2022 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, фактически вывезенных оператором".
Изменение предмета исковых требований принято судом.
Решением суда от 28 февраля 2023 года в иске отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Судом первой инстанции не учтено, что истец обратился в суд с требованием об урегулировании разногласий по договору в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что имеется достаточно правовых оснований для урегулирования возникших между сторонами разногласий, а также для привлечения в качестве третьего лица по настоящему делу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В судебном заседании представитель ответчика заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Истец извещен, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие стороны.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Истец является управляющей организацией многоквартирного дома N 2 по ул. Сысоева в г. Хабаровске.
Ответчик является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Ответчик направил истцу договор от 11 мая 2022 года N ТКО-46/УО на оказание услуг по обращению с ТКО с сопроводительным письмом от 13 мая 2022 года N 1832/ХБДВ.
Рассмотрев условия полученного договора, истец 22 июня 2022 года направил ответчику протокол разногласий к договору по пунктам 6, 7, 11, 12, 14.5, 14.6, 14.8, 14.9, 15.1, 16.1, 16.5, 16.7, 16.8, 16.9, 18, 19, глава 8 "Реквизиты и подписи сторон", изложив указанные пункты в своей редакции.
Ответчик, рассмотрев протокол разногласий, направил истцу письмо от 4 июля 2022 года N 3377/ХБДВ с приложением протокола рассмотрения разногласий от 4 июля 2022 года к договору, в котором спорные пункты были изложены в редакции ответчика.
12 июля 2022 года истец направил ответчику обращение, в котором просил повторно рассмотреть предложенный протокол разногласий и дать мотивированный ответ, обосновав отказ в согласовании каждого из пунктов в редакции со ссылками на нормы права.
Ответчик в ответ на данное письмо возвратил направленный истцом протокол разногласий к договору без согласования с сопроводительным письмом от 21 июля 2022 года N 4137/ХБВД.
В досудебном порядке разногласия между сторонами не урегулированы, спор передан на рассмотрение суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими мотивами.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3 указанной статьи Кодекса).
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО урегулирован в разделе I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8 (5) Правил N 1145).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8 (7) настоящих Правил рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
Таким образом, указанным специальным порядком заключения договоров по обращению с ТКО предусмотрен специальный срок для направления потребителем региональному оператору возражений (протокола разногласий) по проекту договора.
Несоблюдение потребителем указанного условия пункта 8 (11) Правил N 1156 и ненаправление своих возражений в установленный срок, равно как и подписанного со своей стороны экземпляра договора, в соответствии с пунктом 8 (12) Правил N 1156 свидетельствует о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Судом установлено, что письмом от 13 мая 2022 года N 1832/ХБДВ ответчик направил истцу проект договора N ТКО-46/УО на оказание услуг по обращению с ТКО от 11 мая 2022 года.
Проект договора истцом получен 27 мая 2022 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 68092371817787 с официального сайта "Почта России".
Протокол разногласий к проекту договора направлен истцом ответчику 22 июня 2022 года, и получен последним 23 июня 2022 года, что также следует из отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 68001268097942.
Дата отправления 22 июня 2022 года также указана органом почтовой связи на конверте и описи вложения в письмо.
С учетом положений пункта 8 (11) Правил N 1156 истец должен был направить ответчику возражения по условиям договора в срок до 17 июня 2022 года.
Доказательств, свидетельствующих о том, что проект договора получен не 27 мая 2022 года, а позже, истцом не представлено.
Таким образом, истец нарушил специальный срок для направления возражений по условиям проекта договора от 11 мая 2022 года, установленный пунктом 8 (11) Правил N 1156.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент передачи настоящего спора на рассмотрение суда договор от 11 мая 2022 года являлся заключенным на условиях типового договора с учетом установленного законом специального порядка, следовательно, основания для рассмотрения по существу преддоговорного спора отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом, поскольку приведены без учета установленного специального порядка заключения договора на оказание услуг по вывозу ТКО.
Довод заявителя о необходимости привлечения в качестве третьего лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края также несостоятелен.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Привлечение третьих лиц к участию в деле на стадии судебного разбирательства является правом суда, которое он реализует по своему усмотрению исходя из предмета доказывания, целесообразности их участия, учитывая возможное влияние принятого по рассматриваемому предмету спора судебного акта на права и законные интересы данных лиц. При этом необходимо учитывать, что правом на участие в деле в качестве третьих лиц не наделены любые лица, которые просто заинтересованы в исходе судебного разбирательства.
Судебный акт по настоящему спору не затрагивает интересы указанного лица, поскольку касаются отношений между региональным оператором и потребителем услуги по обращению с ТКО.
Следовательно, основания для привлечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к участию в деле отсутствуют.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе ответчику не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 февраля 2023 года по делу N А73-13856/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13856/2022
Истец: ТСЖ "ВЫСОТКА"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Третье лицо: ООО "Юридическая Компания "Эриз"