г. Вологда |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А66-13362/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Гусевой О.В. по доверенности от 22.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу администрации Калининского муниципального района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2023 года по делу N А66-13362/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 5; ИНН 6950224842, ОГРН 1186952016657; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Калининского муниципального района Тверской области (адрес: 170554, Тверская область, Калининский район, деревня Рязаново, дом 21; ИНН 6924003220, ОГРН 1026900592773; далее - Администрация) о возложении на Администрацию обязанности исполнить обязательства по договору о взаимодействии при передаче и использовании материально-технических ресурсов из резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области от 18.11.2019 путем возмещения 57 357 руб. 02 коп. стоимости предоставленных материально-технических ресурсов - насоса СМ 150-125-315-4, а также взыскании 10 115 руб. 38 коп. неустойки за период с 02.09.2020 по 28.07.2022 (с учетом изменения исковых требований).
Решением суда от 31 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. По своей сути заключенный сторонами договор о взаимодействии от 18.11.2019 является договором безвозмездного пользования, который в настоящее время продолжает свое действие; необходимости в уплате денежных средств у Администрации не возникло.
Министерство в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.11.2019 Министерством и Администрацией (получатель) заключен договор о взаимодействии при передаче и использовании материально-технических ресурсов из резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является передача на возмездной основе материально-технических ресурсов из резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области, указанных в Перечне материально-технических ресурсов, полученных из резерва материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области (далее - Перечень) (приложение 1 к договору) в сроки, установленные договором.
Согласно Перечню (приложение 1 к договору) Министерством получателю переданы следующие материально-технические ресурсы:
насос 150-125-315-4 в количестве 1 штука, стоимостью 57 357 руб. 02 коп.
Указанные материально-технические ресурсы переданы Министерством и приняты получателем согласно акту приема-передачи от 18.11.2019 N 10, что подтверждается товарной накладной от 18.11.2019 N 10.
Согласно пункту 2.2.3 договора получатель обязан в срок до 01.09.2020 возвратить по акту приема-передачи материально-технические ресурсы в объемах предоставления и соответствующего качества в исправном состоянии, номенклатуре и количестве, указанных в Перечне, а также полученную техническую документацию на склад хранителя или возместить стоимость предоставленных материально-технических ресурсов, не имеющих характера многоразового применения, в соответствии с условиями договора в областной бюджет Тверской области.
Датой возврата полученных материально-технических ресурсов является дата поступления материально-технических ресурсов на склад хранителя либо дата поступления денежных средств в областной бюджет Тверской области в размере стоимости предоставленных материально-технических ресурсов, указанной в Перечне к договору.
Поскольку претензия от 28.07.2022, содержащая требование о возмещении стоимости материально-технических ресурсов, оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и помимо его воли. В частности, одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является договор.
Исковое требование основано на ненадлежащем исполнении договора о взаимодействии от 18.11.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору (пункт 2 статьи 421 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", разъяснено, что если из содержания договора невозможно установить, к какому из предусмотренных законом или иными правовыми актами типу (виду) относится договор или его отдельные элементы (непоименованный договор), права и обязанности сторон по такому договору устанавливаются исходя из толкования его условий. При этом к отношениям сторон по такому договору с учетом его существа по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) могут применяться правила об отдельных видах обязательств и договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 421 ГК РФ).
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Постановлением Правительства Тверской области от 30.12.2017 N 515-пп утверждено Положение о резерве материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области (далее -Положение о резерве материально-технических ресурсов).
В соответствии с пунктом 1 Положения о резерве материально-технических ресурсов Резерв материально-технических ресурсов для оперативного устранения аварий и неисправностей на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области (далее - областной резерв) является областным запасом материально-технических ресурсов, предназначенным для использования в целях устранения аварийных ситуаций (неисправностей), сокращения времени предупреждения или устранения аварийных ситуаций (неисправностей) на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Тверской области.
Согласно пункту 2 Положения о резерве материально-технических ресурсов управление областным резервом осуществляется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Министерство является главным распорядителем и получателем средств на формирование областного резерва, определенных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на возмещение фактических расходов по хранению, учету и отпуску материально-технических ресурсов из указанного резерва.
На основании пункта 11 Положения о резерве материально-технических ресурсов отпуск материально-технических ресурсов из областного резерва осуществляется:
а) в случае потребности в материально-технических ресурсах, не имеющих характера многоразового применения, на возмездной основе (за исключением отпуска материально-технических ресурсов исполнительным органам государственной власти Тверской области);
б) в случае потребности в материально-технических ресурсах, имеющих характер многоразового применения, путем передачи во временное пользование.
Насос 150-125-315-4 в количестве 1 штука, стоимостью 57 357 руб. 02 коп., переданный Министерством 18.11.2019 получателю, относится к материально-техническим ресурсам, не имеющим характера многоразового применения, в связи с чем отпущен получателю из областного резерва на возмездной основе, что отражено в пункте 1.1 договора.
В силу подпункта "а" пункта 20 Положения о резерве материально-технических ресурсов для материально-технических ресурсов, не имеющих характера многоразового применения, возврат материально-технических ресурсов производится за счет собственных средств получателя и осуществляется путем возврата в объемах предоставления и соответствующего качества либо путем возмещения стоимости предоставленных материально-технических ресурсов в соответствии с условиями договора в областной бюджет Тверской области.
Факт передачи истцом ответчику материально-технических ресурсов подтвержден товарной накладной от 18.11.2019 и актом приема-передачи от 18.11.2019.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств возвращения по акту приема-передачи материально-технических ресурсов или возмещения их стоимости.
При указанных обстоятельствах исковые требования истца о возмещении стоимости предоставленных материально-технических ресурсов - насос 150-125-315-4 в количестве 1 штука, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы противоречат нормам действующего законодательства и подлежат отклонению.
Также истцом заявлено требование о взыскании 10 115 руб. 38 коп. за период с 02.09.2020 по 28.07.2022.
В силу положений пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 4.2 договора в случае несвоевременного возврата в резерв материально-технических ресурсов получатель выплачивает Министерству пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от стоимости переданных материально-технических ресурсов, указанной в Приложении 1 к договору.
Расчет пеней проверен судом первой инстанции и признан верным, с чем апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы за ее рассмотрение относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2023 года по делу N А66-13362/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калининского муниципального района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13362/2022
Истец: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН"