г. Саратов |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А12-18761/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.03.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 06.03.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казённого учреждения Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2023 года по делу N А12-18761/2023 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению Государственного казённого учреждения Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (400066, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10, ОГРН 1133435002216, ИНН 3435304433)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 16, ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514)
заинтересованное лицо: Государственное казённое учреждение Волгоградской области Центр занятости населения Кумылженского района (403401, Волгоградская обл., Кумылженский р-н, с. Кумылженская, ул. Межколхозстроя, д. 1Г, ОГРН 1023405575797, ИНН 3424021842),
о признании недействительными решений, требований
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казённое учреждение Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГКУ ВО "МФЦ", заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОСФР по Волгоградской области, заинтересованное лицо, Фонд) с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным и подлежащим отмене решение от 17.05.2023 N 340123400003610 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения;
- признать незаконным и подлежащим отмене решение от 17.05.2023 N 340123400003611 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- признать незаконным и отменить требование от 16.06.2023 N 340123700001001 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 2 348,55 руб.
- признать незаконным и отменить требование от 16.06.2023 N 3401231000005401 об уплате штрафа за предоставление недостоверных сведений и документов в размере 1 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное казённое учреждение Волгоградской области Центр занятости населения Кумылженского района (далее - ГКУ ЦЗН Кумылженского района, Центр занятости).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГКУ ВО "МФЦ" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.01.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской в отношении ГКУ ВО "МФЦ" проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.07.2022 по 31.12.2022.
В ходе камеральной проверки Фондом установлено, что застрахованному лицу Провоторову А.Ю. в связи с наступлением страхового случая (временной нетрудоспособности) произведена выплата пособия по временной нетрудоспособности как по основному месту работы - ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения Кумылженского района, так и по месту работы по совместительству - ГКУ Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователями по всем местам работы, только если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с двумя организациями менее двух лет.
С учётом изложенного, Фонд пришёл к выводу о том, что оснований для выплаты пособия Провоторову А.Ю. по месту работы по совместительству не имелось. Таким образом, Фондом понесены излишние расходы при выплате Провоторову Александру Юрьевичу пособия по временной нетрудоспособности за период с 24.08.2022 по 29.08.2022, которые составили общую сумму 2 348,55 руб.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 31.03.2023 N 340123400003606 (т. 1 л.д. 33-36).
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений ГКУ ВО "МФЦ", ОСФР по Волгоградской области вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 17.05.2023 N 340123400003610 на сумму 2 348,55 руб. (т. 1 л.д. 59-64).
В адрес ГКУ ВО "МФЦ" направлено требование от 16.06.2023 N 340123700001001 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 2348,55 руб. (опубликовано в КАД 28.07.2023).
Не согласившись с вынесенным решением, ГКУ ВО "МФЦ" обратилось к руководителю Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области с жалобой.
Решением заместителя управляющего ОСФР по Волгоградской области Коршуновой Е.А. от 21.06.2023 N 16 жалоба ГКУ ВО "МФЦ" оставлена без удовлетворения, решение Отделения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 17.05.2023 N 340123400003610 - без изменения (опубликовано в КАД 28.07.2023).
Также, Решением ОСФР по Волгоградской области от 17.05.2023 N 340123400003611 ГКУ ВО "МФЦ" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в виде штрафа в размере 1000 руб. (т. 1 л.д. 65-70).
В адрес ГКУ ВО "МФЦ" направлено требование от 16.06.2023 N 3401231000005401 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 1000 руб. (опубликовано в КАД 28.07.2023).
Не согласившись с вынесенным решением о привлечении страхователя к ответственности, ГКУ ВО "МФЦ" обратилось к руководителю Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области с жалобой.
Решением заместителя управляющего ОСФР по Волгоградской области Коршуновой Е.А. от 21.06.2023 N 15, жалоба ГКУ ВО "МФЦ" оставлена без удовлетворения, решение Отделения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 17.05.2023 N 340123400003611 - без изменения (опубликовано в КАД 28.07.2023).
Не согласившись с указанными решениями и требованиями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, ГКУ ВО "МФЦ" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией Фонда о том, что принимая решение о назначении пособия Провоторову А.Ю., ГКУ ВО "МФЦ" обязано было выяснить факт наличия у застрахованного лица другого места работы и только после этого принимать решение о назначении пособия в соответствии с нормами Закона N 255-ФЗ. Страхователем представлены недостоверные сведения, что повлекло за собой излишнюю выплату страхового возмещения, что является основанием для возложения на виновное лицо обязанности возместить страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Пунктом 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрена обязанность страховщика обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами и вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294). Данное положение регламентирует действия и ответственность субъектов обязательного социального страхования, участвующих в реализации пилотного проекта.
С 01.07.2020 Волгоградская область участвует в реализации пилотного проекта по осуществлению страховых выплат застрахованным гражданам в соответствии с Постановление Правительства от 21.04.2011 N 294.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на основании сведений, представляемых страхователями. Никаких дополнительных расходов для страхователя не предусмотрено, его обязанности ограничиваются оперативным представлением документов.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 294, после получения электронного реестра, в котором отражены сведения о застрахованных лицах, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно пункту 16 Положения N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если работодатель представит недостоверные сведения, влияющие на выплату пособий, неправильно применит норму законодательства при исчислении пособий и этот факт будет выявлен после их назначения территориальным органом ФСС РФ, то Фонд вправе потребовать возмещение излишне понесенных расходов в соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 и пунктом 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ.
В силу статьи 1.3 Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения регулируется статьей 13 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страховщиком по каждому из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, по которому назначается и выплачивается пособие.
На основании части 3 статьи 13 Закона N 255-ФЗ если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страховщиком по одному из страхователей, у которого застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору застрахованного лица.
Таким образом, положения статьи 13 Закона N 255-ФЗ определяют, кто из работодателей и при каких условиях будет назначать соответствующее пособие.
По смыслу данных норм выплата пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы (службы, иной деятельности) возможна только при наличии одновременно двух условий: на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих календарных годах застрахованное лицо было занято у одних и тех же страхователей.
При отсутствии данных условий выбор страхователя, который будет назначать пособие, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 01.09.2022 в Фонд от ГКУ "ЦСЗН по Кумылженскому району" поступил электронный реестр сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности на основании листка нетрудоспособности N 910135074464 (далее - ЭЛН) за период освобождения от работы с 24.08.2022 по 29.08.2022, выданного Провоторову А.Ю.
Пособие по временной нетрудоспособности по ЭЛН N 910135074464 выплачено Фондом застрахованному лицу 07.09.2022.
Также, ГКУ ВО "МФЦ" 02.09.2022 представило в Фонд реестр сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности на основании этого же листка нетрудоспособности.
На основании сведений ГКУ ВО "МФЦ" Фонд рассчитал и выплатил Провоторову А.Ю. пособие по временной нетрудоспособности в размере 2 348,55 руб.
Данные факты послужили основанием для проведения Фондом камеральной проверки в целях установления правомерности выплаты пособия по временной нетрудоспособности всеми работодателями, с которыми Провоторов А.Ю. состоял в трудовых отношениях.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Из материалов дела усматривается, что застрахованное лицо Провоторов А.Ю. принят в ГКУ Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на должность инженера-программиста 2 категории в филиал по работе с заявителями Кумылженского района Волгоградской области по основному месту работы (трудовой договор от 28.07.2017 N 258/17 - л.д. 44-47).
Провоторов А.Ю. уволен из ГКУ ВО "МФЦ" с указанной должности на основании приказа от 15.07.2021 N 150у.
Позднее работник Провоторов А.Ю. 18.10.2021 вновь трудоустраивается в ГКУ ВО "МФЦ" на должность инженера-программиста 2 категории в филиал по работе с заявителями Кумылженского района Волгоградской области на условиях внешнего совместительства на 0,25 ставки (трудовой договор от 18.10.2021 N 153/21 - т. 1 л.д. 40-43).
Также ОСФР по Волгоградской области установлено, что с 26.07.2021 Провоторов А.Ю. работал по основному месту работы на полной ставке в должности главного специалиста сектора автоматизации ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения Кумылженского района на основании трудового договора от 26.07.2021 N 7.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Провоторов А.Ю. состоял в трудовых отношениях с двумя организациями менее двух лет - с ГКУ Волгоградской области Центр занятости населения Кумылженского района с 26.07.2021 по основному месту работы и с ГКУ ВО "МФЦ" с 18.10.2021 по совместительству.
Если работник работает у нескольких работодателей в течение двух лет, то пособие ему должно быть назначено по всем видам работы, но если на день страхового случая работник работает у двух работодателей менее двух лет, то работодатель обязан правильно применить нормы п. 3 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и подтверждением выбора работником организации, которая назначает пособие, является справка N 182н, которая может быть представлена только по одному месту работы, где работнику назначат пособие.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС. При этом работник вправе представить справку (справки) о сумме заработка, исходя из которой должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом Отделения и указал в решении, что Провоторов А.Ю. сделал выбор работодателя, который ему назначит пособие по временной нетрудоспособности за весь период болезни, представив по основному месту работы (ГКУ "ЦСЗН по Кумылженскому району") справку 182н с занятостью на полную ставку за период работы в ГКУ ВО "МФЦ" с 2020 по 2021 годы (на полной ставке) с целью включения соответствующего дохода в расчет пособия по временной нетрудоспособности.
Указанная справка N 182н явилась подтверждением выбора работником организации, которая назначает пособие - по основному месту работы ГКУ "ЦСЗН по Кумылженскому району".
В представленных ГКУ "ЦСЗН по Кумылженскому району" в Фонд сведениях был учтен заработок по справке 182н от 22.07.2021, выданной при увольнении застрахованного лица из ГКУ ВО "МФЦ" за период работы в качестве основного работника.
С учетом изложенного, пособие по временной нетрудоспособности по месту работы Провоторова А.Ю. по совместительству (ГКУ ВО "МФЦ") с учетом части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ не подлежит назначению и выплате.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что назначение и выплата пособия осуществляется страховщиком, а не страхователем. ГКУ ВО "МФЦ" не уполномочено принимать решение о назначении пособия по временной нетрудоспособности.
Судебная коллегия отклоняет данный довод заявителя.
Провоторов А.Ю. принят в ГКУ Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на должность инженера-программиста 2 категории в филиал по работе с заявителями Кумылженского района Волгоградской области на условиях внешнего совместительства на 0,25 ставки. Между работодателем и работником заключен трудовой договор от 18.10.2021 N 153/21.
Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данная норма предполагает наличие основного места работы в случае приема работника на должность по совместительству.
Частью 5.1. статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Указанная справка N 182н ГКУ ВО "МФЦ" у застрахованного лица не истребована.
Таким образом, направляя сведения для выплаты пособия Провоторову А.Ю., ГКУ ВО "МФЦ" обязано было выяснить факт наличия у застрахованного лица другого места работы и только после этого принимать решение о представлении сведений, влияющих на выплату пособия.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом.
ГКУ ВО "МФЦ" указывает на то, что Учреждение самостоятельно не направляло электронный реестр сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности, а лишь ответило запрос ОСФР по Волгоградской области, поступивший страхователю 30.08.2022.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку излишняя выплата пособия по временной нетрудоспособности произошла вследствие представления Учреждением электронного реестра сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности.
При этом, судебная коллегия отмечает, что осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176 по делу N А45-8083/2014.
Исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ГКУ ВО "МФЦ" в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГКУ Волгоградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" не имеется.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2023 года по делу N А12-18761/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18761/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУМЫЛЖЕНСКОГО РАЙОНА