г. Челябинск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А34-10266/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 08 февраля 2023 г. по делу N А34-10266/2022
В судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - Сальникова Л.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом),
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Полякова В.Е. (доверенность N 1344 от 05.12.2022, диплом).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Курганской области в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - ответчик, Департамент) о взыскании убытков в размере 10 160 587 руб. 09 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Курганской области, Администрация Мансуровского сельсовета, Администрация Сафакулевского муниципального округа (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.02.2023 (резолютивная часть объявлена 01.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее также - податель жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По мнению апеллянта, в данной норме не говорится об обязательном применении нормативов потребления коммунальных услуг, действовавших на 30.06.2012, однако, постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2016 N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" в целях сдерживания роста размера платы за коммунальные услуги установлено, что в 2017-2020 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме необходимо использовать нормативы потребления услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, рассчитанные исходя из оплаты услуги равномерно в течение календарного года, т.е. введен мораторий на применение новых нормативов потребления тепловой энергии на отопление.
Поясняет, что согласно пункту 6 постановления с учетом редакции от 10.01.2022 N 1-1, нормативы потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по отоплению, установленные данным постановлением, действуют с 01.01.2023.
28.05.2021 в Курганский областной суд поступило административное исковое заявление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о признании недействующим с 01.04.2017 пункта 2 постановления Правительства Курганской области от 26.09.2016 N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" в части действия норматива для с. Мансурово Сафакулевского района, как несоответствующего федеральному законодательству, в том числе Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решение суда по рассмотрению указанного заявления вынесено 17.09.2021, постановление по рассмотрению апелляционной жалобы на решение Курганского областного суда вынесено 22.12.2021, постановление по рассмотрению кассационной жалобы на решение Курганского областного суда вынесено 25.05.2022.
На основании изложенного, судом первой инстанции необоснованно применены положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении требований за период до 09.06.2019.
Также податель жалобы указывает, что на протяжении 2017 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предпринимались попытки по разрешению спорного вопроса.
К дате судебного заседания от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" истец с 01.04.2017 является поставщиком тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения на объекты военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ на территории Челябинской и Курганской областей.
Истцу в оперативное управление переданы объекты теплоснабжения, в том числе здание котельной с баней по генплану N 9.
От данной котельной отапливаются 15 жилых домов (13 одноэтажных, 2 двухэтажных).
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией с 01.04.2017 в отношении указанных жилых домов.
Данные жилые дома не оборудованы индивидуальными и общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в связи с отсутствием технической возможности.
21.08.2012 Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление N 32-2 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Курганской области в отношении отопления, при отсутствии приборов учета тепловой энергии", согласно которому, для с. Мансурово Сафакулевского района утверждены нормативы потребления теплоэнергии - 0,04680 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2016 N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" в целях сдерживания роста размера платы за коммунальные услуги установлено, что в 2017-2020 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме - использовать нормативы потребления услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, рассчитанные исходя из оплаты услуги равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 6 постановления с учетом редакции от 10.01.2022 N 1-1, нормативы потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по отоплению, установленные данным постановлением, действуют с 01.01.2023.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в Сафакулевском районе Курганской области, с. Мансурово на 30.06.2012 не был установлен, в связи с чем после принятия постановления Правительства Курганской области от 26.09.2016 N 316, норматив, исходя из которого следует рассчитывать размер оплаты коммунальной услуги по отоплению, отсутствует.
Полагая, что действиями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России причинены убытки в виде неполученных доходов в размере 10 160 587 руб. 09 коп., которые истец мог получить в период с 01.04.2017 по 31.03.2022, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Для применения ответственности, предусмотренной данными нормами, необходимо наличие состава правонарушения, включающего причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями, а также доказанность размера вреда.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности (часть 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим кодексом (части 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания по настоящему спору входят наличие фактов причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по установлению тарифного решения, наличие причинной связи между поведением ответчика и причиненными истцу убытками, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочие по утверждению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с действующим законодательством, относится к компетенции Департамента.
В рамках исполнения указанного полномочия Департаментом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению постановлением от 21.08.2012 N 32-2 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по отоплению".
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации Правительством Курганской области 11.09.2012 принято постановление N 442, в соответствии с которым в 2012 - 2016 годах на территории Курганской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению определено использовать нормативы тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 года.
Пунктом 2.4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
С 14.03.2017 приложение 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, изложено в новой редакции.
Положения, ранее содержавшиеся в пункта 2(4) приложения N 2, содержатся в пункте 2(2) данного приложения в новой редакции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 603 установлено, что пункт 2(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", действует до 01.01.2024.
Как следует из приведенных норм в их взаимной связи правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, допустило использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, то есть на уровне утвержденных органами местного самоуправления.
В рамках предоставленной компетенции Правительством Курганской области, в целях сдерживания роста платы за коммунальные услуги на территории Курганской области принято постановление от 26.09.2016 года N 316, пунктом 2 которого предусмотрено использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, от 29.06.2016 N 603 и принятых во исполнение названных нормативных правовых актов постановлений Правительства Курганской области от 11.09.2012 N 442, от 26.09.2016 N 316, вступление в действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных Департаментом, приостановлено в целях недопущения необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги.
Таким образом, нарушения со стороны Департамента в части приостановления введения в действие нормативов на отопление отсутствуют, поскольку Департаментом решение о приостановлении вступления в действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению принято во исполнение требований федерального и регионального законодательства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обращалось в Курганский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства Курганской области от 26.09.2016 года N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" (которым в 2017-2020 годах наложен мораторий на постановление Департамента от 21.08.2012 N 32-2).
Курганским областным судом в удовлетворении заявления отказано, ввиду его необоснованности.
Законность принятого решения проверена апелляционной и кассационной инстанциями.
Таким образом, Департамент каких-либо незаконных действий (бездействия) в отношении заявителя, применительно к рассматриваемым правоотношениям не осуществлял, актов, не соответствующих закону или иному правовому акту не принимал.
В рассматриваемом случае законность постановления Правительства Курганской области от 26.09.2016 N 316 "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Курганской области" была проверена и подтверждена судом, в связи с чем оснований для вывода о наличии противоправности в действиях ответчика у суда первой инстанции не имелось, что исключает возможность удовлетворения иска о взыскании убытков.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы, указывающие на обратное, подлежат отклонению.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований за период до 09.06.2019.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является согласно пункту 2 части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
По смыслу статей 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как верно отметил суд, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как профессиональному участнику отношений должно было быть известно об отсутствии норматива в течение всего периода оказания коммунальной услуги по отоплению, тем не менее, убытки причинены истцу не ранее оказания услуги.
Как разъяснено в абзаце первом п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43), в силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Истец обратился в суд 09.06.2022, то есть часть требований с 09.06.2019 находится за пределами срока исковой давности.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно применены положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении требований за период до 09.06.2019, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку приостановление течения срока исковой давности производится при обращении в суд за судебной защитой в рамках рассматриваемого, а не какого-либо иного дела.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08 февраля 2023 г. по делу N А34-10266/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-10266/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Курганская область в лице Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
Третье лицо: Администраци Сафакулевского муниципального округа, Администрация Мансуровского сельсовета, Арбитражный суд Курганской области, Департамент финансов Курганской области, ДЖепартамент финансов Курганской области, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Управление Федеральной почтовой связи Курганской области