г. Томск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А27-18832/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Подцепиловой М.Ю.
судей: Марченко Н. В.
Вагановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комиссаровой К.В. с применением средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-2282/2023) на решение от 07 февраля 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18832/2022 (судья Я.Н. Ерохин)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) к Акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090) о взыскании неустойки, предусмотренной статьей 102 УЖТ,
при участии: стороны не явились,извещены;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО УК "Кузбассразрезуголь", ответчик) о взыскании 335 765 рублей неустойки за превышение грузоподъемности вагона N 61149878 по транспортной накладной N ЭО479273.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 07 февраля 2023 года иск удовлетворен частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на необоснованное применение судом первой инстанции положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство ОАО "РЖД" об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, между тем, при наличии технической возможности у суда апелляционной инстанции ее провести, представитель истца не подключился, на звонок секретаря судебного заседания не ответил.
Суд апелляционной инстанции определил рассмотреть жалобу без участия представителя ОАО "РЖД", не представившего уважительности причин не подключения к веб - конференции.
В отзыве на апелляционную жалобу АО УК "Кузбассразрезуголь" просило принятый судебный акт оставить без изменения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭО479273 по маршруту: станция отправления Белово ЗСиб ж.д. - станция назначения Кола ОКТ ж.д, вагон N 61149878 (грузоподъемность 69500 кг.) АО "УК "Кузбассразрезуголь" произвело отправку груза (уголь каменный марки Д), вес брутто - 93100 кг, тара 24300 кг, вес нетто 68800 кг. При контрольной перевеске данного вагона на станции Инская ЗСБ ж.д. истцом установлено превышение массы груза против массы, указанной в перевозочных документах, а именно: определен вес брутто 98800 кг, тара 24300 кг, вес нетто 74500 кг. Излишек массы против документа (согласно расчету по Рекомендации МИ 3115- 2008, утв. ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 30.05.2008) составил 3 808 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона - 3 108 кг.
Факты превышения массы груза вагона и искажения сведений в перевозочном документе зафиксированы перевозчиком в коммерческом акте от 26.03.2022 N ЗСБ2202305/148 акте общей формы от 26.03.2022 N 10/1047.
Взвешивание производилось на электромеханических вагонных весах Веста-СД (дата последней поверки 20.08.2021).
Перевеска осуществлялась в статике с расцепкой.
Согласно рекомендациям МИ 3115-2008, предельное отклонение в результатах измерения составляет 2,75% (расчет определения массы груза с учетом предельных отклонений в результатах измерений в соответствии с рекомендациями МИ 3115-2008).
Предельное отклонение результата измерения массы 1892 кг. Излишек массы по документам составил: 74500 кг - 68800 кг - 1892 кг = 3 808 кг.
Излишек массы по грузоподъемности вагона составил: 72608 кг - 69500 кг = 3 108 кг. Размер неустойки за перегруз вагона сверх грузоподъемности вагона составляет: 67 153 руб. * 5 = 335 765 рублей.
За допущенные нарушения на основании статьи 102 УЖТ РФ грузоотправителю начислен штраф в размере 335 765 руб. согласно акту общей формы от 26.03.2022 N 10/1047.
Претензией N исх.-8559/З-С ТЦФТО от 26.04.2022 года ответчику предложено уплатить штраф в добровольном порядке.
Неуплата ответчиком штрафных санкций послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что факты допущенного ответчиком перегруза и искажения сведений в перевозочном документе подтверждены надлежащими доказательствами и применил уменьшение ответственности с целью сохранения баланса интересов.
Не согласиться с выводами арбитражного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы апеллянта о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права подлежат отклонению как необоснованные.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Суд первой инстанции, оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь принципом соразмерности, соблюдая баланс интересов сторон, обоснованно уменьшил неустойку, подлежащую взысканию - до 167 882,5 руб. штрафных санкций за превышение грузоподъемности вагона, что соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, и недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07 февраля 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18832/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу и может быть обжаловано в арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Подцепилова М. Ю. |
Судьи |
Марченко Н. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18832/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО Угольная Компания "Кузбассразрезуголь"