город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2023 г. |
дело N А32-45070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.03.2023 по делу N А32-45070/2022
по заявлению администрации муниципального образования городской округ
город-курорт Сочи Краснодарского края
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения
по встречному иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Краснодарскому краю
к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Краснодарского края
о взыскании,
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю: представитель Воробьева Л.А. по доверенности от 26.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация города Сочи) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Филиалу N 16 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (сокращенное наименование - Филиал N 16 ГУ-Краснодарское РО Фонда социального страхования РФ), в котором просит: признать неправомерным и отменить решение Филиала N 16 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.08.2022 N 231622400003705 о возмещении страхователем - администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 71 948 руб. 54 коп.
Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 16) заявлены встречные требования о взыскании с администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края излишне понесенных истцом расходов на выплату страхового обеспечения в сумме, указанной в требовании филиала N 16 ГУ - Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ о возмещении излишне понесенных расходов от 06.09.2022 N 231622700001001 - 71 948 руб. 54 коп.
В ходе рассмотрения дела Государственным учреждением - Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 16) заявлено ходатайство о процессуальной замене Филиала N 16 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2023 ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена стороны по делу-истца по встречным требованиям Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Суд отказал в удовлетворении первоначальных требований, взыскал по встречным требованиям с администрации в пользу Фонда излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения - 71 948, 54 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что фондом не представлено доказательств свидетельствующих о том, что названное застрахованное лицо при наличии правовых оснований на получение пособия фактически не осуществляло в спорный период уход за своим малолетним ребенком, и то, что в данной семье не были созданы условия для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей для того, чтобы Воронова А.А. с учетом графика работы и характера трудовых отношений, в достаточной мере посвящала большую часть свободного времени за счет сокращенного рабочего дня (смены) уходу за своим ребенком. Более того, по мнению апеллянта, фондом не доказано, что получение застрахованным лицом пособия по уходу за ребенком при утрате части заработка приобрело для него характер неосновательного материального стимулирования. Фондом не доказано, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что утрата Вороновой А.А. части заработка в связи с сокращением рабочего времени для ухода за ребенком была минимальна в такой степени, что выплата пособия в размере, установленном частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, перестала для нее являться компенсацией утраченного заработка, а приобрела характер дополнительного материального стимулирования. Апеллянт полагает, что факт злоупотребления страхователем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, необоснованно возмещаемого за счет средств страховщика, не установлен.
В материалы дела от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края как страхователь состоит в Филиале N 16 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.1996, peг. N 2316523805.
На акт камеральной проверки от 08.07.2022 N 231622400003703 заявителем поданы возражения от 28.07.2022 N 1201/10.02-03, которые, по мнению администрации, рассмотрены по существу не были.
По результатам рассмотрения материалов проверки 10.08.2022 принято решение N 231622400003705 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение в сумме 71 948,54 руб.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края зарегистрирована в филиале N 16 ГУ-Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ в качестве страхователя с 19.05.1998.
Как следует из материалов дела, 15.01.2021 администрацией города Сочи в филиал N 16 ГУ-Краснодарского РО Фонда социального страхования Российской Федерации представлен электронный реестр Е_2316523 805_2021 _01 _ 15_01:1, содержащий сведения, необходимые для назначения и выплаты Вороновой А.А. пособия по уходу за ребенком Вороновой А.В., 10.12.2019 года рождения, с 01.01.2021 года.
На основании предоставленных страхователем сведений ГУ-Краснодарским РО Фонда социального страхования РФ (правопредшественник заинтересованного лица) Вороновой А.А. начислено и выплачено путем перечисления на ее счет в кредитной организации ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 01.01.2021 по 10.06.2021 в сумме 88 552 руб. 05 коп. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составил 16 603 руб. 51 коп. в месяц (справка N 463 от 08.11.2022 о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.01.2021 по 31.12.2021).
В соответствии со статей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статьей 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с 14.04.2022 по 08.07.2022 заместителем начальника отдела проверок филиала N 16 ГУ-Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем администрацией города Сочи сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В указанный период начислены и выплачены пособия в сумме 12 166 317,92 руб., выборочно проверены выплаты в сумме 6 182 359,27 руб., в том числе пособие по уходу за ребенком, выплаченное Вороновой А.А. за период с 01.01.2021 по 10.06.2021.
В ходе проведенной камеральной проверки выявлено, что ГУ-Краснодарским РО Фонда социального страхования РФ излишне понесены расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет застрахованному лицу Вороновой А.А. за период с 01.02.2021 по 10.06.2021 в сумме 71 948 руб. 54 коп.
Факт назначения и выплаты Вороновой А.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 01.02.2021 г. по 10.06.2021 г. в сумме 71 948 руб. 54 коп. подтверждается приказами ГУ-Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ о назначении и выплате страхового обеспечения и иных выплат от 05.03.2021 N 679-ПВ, от 07.04.2021 N 1238-ПВ, от 05.05.2021 N 1873-ПВ, от 08.06.2021 N 2507-ПВ, от 05.07.2021 N 3047-ПВ и платежными поручениями N 666397 от 09.03.2021, N 441880 от 08.04.2021, N 37720 от 06.05.2021, N 842278 от 09.06.2021, N 269916 от 06.07.2021.
На основании распоряжения администрации города Сочи от 07.02.2020 N 148-р-л Вороновой А.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком Вороновой А.В., 10.12.2019 г. р., до достижения им возраста трех лет с 14.02.2020 по 10.12.2022.
В соответствии с дополнительными соглашениями от 15.01.2015 N 2, от 30.12.2020 б/н к трудовому договору N 041/10 от 29.04.2010, Вороновой А.А. была установлена пятидневная рабочая неделя, продолжительность еженедельной работы 40 часов.
С 01.02.2021 на основании заявления Вороновой А.А. от 11.01.2021 и распоряжения администрации города Сочи от 21.01.2021 N 48-р-л "О выходе из отпуска по уходу за ребенком и установлении неполного рабочего дня Вороновой А.А." работник приступила к исполнению служебных обязанностей.
Согласно пунктам 2, 3 данного распоряжения: "Вороновой А.А. установить режим неполного рабочего дня, сократив его продолжительность на один час, с 1 февраля по 10 июня 2021 года", "...произвести Вороновой А.А. оплату труда пропорционально отработанному времени, согласно штатному расписанию".
Аналогичное условие о неполном рабочем дне устанавливается дополнительным соглашением от 01.02.2021 б/н к трудовому договору N 041/10 от 29.04.2010, заключенному между администрацией города Сочи и Вороновой А.А.
В табелях учета использования рабочего времени за период с 01.02.2021 по 10.06.2021 отражены следующие сведения по главному специалисту Вороновой А.А.:
с понедельника по четверг - 7 ч. 10 мин., в пятницу - 6 ч. 20 мин. (еженедельная работа - 35 часов), что подтверждает сокращение продолжительности рабочего времени на один час в день.
Согласно представленным расчетным листкам, заработная плата Вороновой А.А. за период с 01.02.2021 по 10.06.2021 начислялась пропорционально отработанному времени.
Таким образом, рабочее время застрахованного лица Вороновой А.А. было сокращено на 0,125 ставки, утрата застрахованным лицом заработка составила 12,5%. Между тем, Вороновой А.А. выплачено пособие по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка.
Установив вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данной ситуации, пособие по уходу за ребенком не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального обеспечения работника (40% - 12,5% = 27,5%), возмещаемого за счет средств фонда.
Сокращение продолжительности рабочего дня Вороновой А.А. на незначительный промежуток времени - один час, не позволяет фактически осуществлять уход за ребенком и не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком.
Указанное обстоятельство свидетельствует о формальном снижении рабочего времени, и является злоупотребление правом, направленным на получение дополнительного материального стимулирования, а также несоблюдение условий, предусмотренных частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ (фактическое осуществление ухода за ребенком), для сохранения за работником права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В рассматриваемый период с 01.02.2021 по 10.06.2021 Воронова А.А. работала на 0,875 ставки.
Согласно пункту 1 распоряжения администрации города Сочи от 21.01.2021 N 48-р-л, Воронова А.А. считалась вышедшей из отпуска по уходу за ребенком с 01.02.2021.
При этом страхователем не представлен в территориальный орган Фонда электронный реестр, содержащий сведения об изменении условий рабочего времени (ставка - 0,875) либо дате досрочного прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Уведомление о прекращении права Вороновой А.А. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в соответствии с пунктом 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2375, в адрес Фонда не поступало.
Вместе с тем администрацией города Сочи прекращена выплата Вороновой А.А. ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком до трех лет в размере 50 руб. 00 коп. в месяц, начиная с 01.02.2021.
11.02.2021 администрацией города Сочи на адрес электронной почты Отдела назначения и осуществления страховых выплат ГУ-Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ было направлено письмо от 11.02.2021 N 213/10.01-05 об установлении Вороновой А.А. с 01.02.2021 по 10.06.2021 неполного рабочего дня, продолжительность которого сокращена на один час. При этом распоряжение администрации города Сочи от 21.01.2021 N 48-р-л, из которого следует, что Воронова А.А. приступила к исполнению своих служебных обязанностей, к письму приложено не было.
Таким образом, в связи с выявленными фактами нарушения статьи 13 Закона N 81-ФЗ, части 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ, а именно отсутствия фактического ухода за ребенком, отсутствия компенсации утраченного заработка, приобретения характера дополнительного материального стимулирования работника, Фондом излишне понесены расходы на выплату Вороновой А.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 01.02.2021 по 10.06.2021 в сумме 71 948 руб. 54 коп., в том числе: февраль 2021 г. -16 603 руб. 51 коп., март 2021 г. - 16 603 руб. 51 коп., апрель 2021 г. - 16 603 руб.
51 коп., май 2021 г. - 16 603 руб. 51 коп., июнь 2021 г. - 5 534 руб. 50 коп.
По результатам проведенной проверки был составлен акт камеральной проверки от 08.07.2022 N 231622400003703, администрации города Сочи было предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования РФ в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом Вороновой А.А. страхового обеспечения в сумме 71 948 руб. 54 коп.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности решения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 10.08.2022 N 231622400003705 и не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого администрацией решения недействительным, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
Вместе с тем, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что 06.09.2022 представителем администрации города Сочи Оськиным А.Ю. получено требование от 06.09.2022 N 231622700001001 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 71 948 руб. 54 коп. Срок исполнения требования - до 16.09.2022.
Требование от 06.09.2022 N 231622700001001 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения администрацией города Сочи не исполнено.
Легитимация истца по встречному иску основана на статье 4.7 Федерального закона от 29.12,2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в том числе ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12,2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат застрахованные лица, то есть лица, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности, члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, и другие лица, указанные в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 1.3. Закона N 255-ФЗ определено, что страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховым случаем признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ, часть 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ).
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (статья 8 Закона N 165-ФЗ, статья 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 13, статья 14 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", далее -Закон N 81-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.1. Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии со статьей 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (ч. 2 ст. 256 ТК РФ).
По заявлению женщины или лиц, указанных в части 2 статьи 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (часть 3 статьи 256 Кодекса).
При этом трудовое законодательство Российской Федерации не дает четкого понятия неполного рабочего времени и не содержит указаний, на какое минимальное время должна быть сокращена ежедневная работа (смена) или неполная рабочая неделя, чтобы это считалось неполным рабочим днем (сменой) или неделей.
В соответствии с частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
В силу части 1 статьи 11.2. Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Совокупный анализ выше приведенных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что такое пособие (для работающих застрахованных лиц) является компенсацией взамен утраченного заработка, и поэтому предоставляется лицу, непосредственно осуществляющему уход ребенком, в связи с возникшим социальным страховым риском - утрата застрахованным лицом заработка при наступлении страхового случая. При этом наступление страхового случая должно быть документально подтверждено и надлежащим образом оформлено.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется за лицом, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим в режиме неполного рабочего времени только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени будут правомерны при соблюдении вышеперечисленных условий, а именно: застрахованное лицо само осуществляет уход за ребенком и у него достаточно времени на осуществление данного ухода; сокращение рабочего времени исчисляется в часах; пособие компенсирует утраченный заработок, равнозначный размеру пособия; пособие не приобретает характер дополнительного материального стимулирования.
В ином случае, право на выплату названного пособия у застрахованного лица не возникнет, либо его выплата будет прекращена по решению уполномоченного органа, либо уполномоченный орган будет вправе обратиться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Данная позиция согласуется с правовой позицией высших судебных инстанций.
Конституционный Суд РФ в определении от 28.02.2017 N 329-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Валентина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" указал, что в рамках действующего правового регулирования право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 179-0-П, от 07.06.2011 N 742-0-0 и от 13.05.2014 N 983-0).
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, следует исходить из оценки страхователем и страховщиком обстоятельств страхового случая, характеризующих объем реализации социального страхового риска.
Финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении, в том числе на выплату застрахованным лицам страхового обеспечения (пункты 2 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рассматриваемом периоде 2021 года регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 2375) (статья 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пунктам 3, 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2375, страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в срок - не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом (Спецификация на обмен сведениями в электронном виде о факте, параметрах нетрудоспособности и других сведениях, необходимых для расчета пособий и осуществления их выплат. Версия 1.7.7, утв. ФСС РФ 08.12.2020).
После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (пункт 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2375).
Соответственно, указанные электронные реестры сведений в отношении застрахованных лиц являются основанием для назначения и выплаты пособий из средств Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения реестров.
В соответствии с пунктом 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2375, страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика (пункт 2 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ). Должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (статья 26.18 Закона N 125-ФЗ).
В случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя), а также решение о возмещении излишне понесенных расходов (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в ред. от 25.02.2022). Решение о возмещении излишне понесенных расходов вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено такое решение (его законному или уполномоченному представителю) либо по истечении шести рабочих дней со дня отправления заказного письма.
В течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о возмещении излишне понесенных расходов страхователю или застрахованному лицу направляется требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения (далее - требование о возмещении излишне понесенных расходов). Такое требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период для возмещения указанных расходов (части 7, 9, 10 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в ред. от 25.02.2022).
В случае неисполнения страхователем или застрахованным лицом в установленный срок требования о возмещении излишне понесенных расходов территориальный орган страховщика в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в пределах сумм, указанных в требовании о возмещении излишне понесенных расходов (части 12, 16 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ в ред. от 07.10.2022).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы страхового обеспечения, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие оснований для взыскания излишне понесенных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком с застрахованного лица Вороновой А.А.
Пунктом 19 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2375, установлено, что за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 19 Положения).
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта I статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщику - фонду предоставлено право на обращение в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
Судом первой инстанции правильно указано, что сокращение рабочего времени на 1 час в день не может расцениваться как мера, позволяющая осуществлять уход за ребенком в возрасте до полутора лет и повлекшая утрату заработка, пособие по уходу за ребенком, выплаченное Вороновой А.А. за период с 01.02.2021 по 10.06.2021, не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, в связи с чем предоставленное администрацией города Сочи своему сотруднику Вороновой А.А. дополнительное материальное обеспечение, возмещаемое за счет средств фонда, незаконно и является его убытками. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2021 по делу N А53-17544/2020.
Согласно расчету, представленному фондом, сумма, излишне выплаченных средств за период с 01.02.2021 по 10.06.2021, составила 71 948, 54 руб., из расчета по 16 603,51 ежемесячно за февраль, март, апрель, май 2021 года и 5 534, 50 руб. - за 10 дней июня 2021 года.
Судом апелляционной инстанции расчет проверен и признан арифметически верным. Контррасчет администрацией не представлен.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные фондом требования, взыскав сумму излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме, указанной в требовании Филиала N 16 ГУ - Краснодарского РО Фонда социального страхования РФ от 06.09.2022 N 231622700001001 о возмещении излишне понесенных расходов, в размере 71 948, 54 руб.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2023 по делу N А32-45070/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45070/2022
Истец: Администрация МО г. Сочи, Пенсионный фонд Российской Федерацииотделение по Краснодарскому краю
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГУ Краснодарский региональный Фонд социального страхования РФ, ГУ КРО ФСС РФ филиал 16