г. Красноярск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А33-5952/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии представителей:
истца - Черновой Ж.Ю. по доверенности от 29.12.2022 N 86-017 113,
ответчика - Сенчик Л.Д. по доверенности от 13.05.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" января 2023 года по делу N А33-5952/2022,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медвежий угол" (ИНН 2463213232, ОГРН 1092468019522, далее - ООО "Медвежий угол", ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 19.02.2010 N 222/р, заключенный между истцом и ответчиком в редакции истца согласно исковому заявлению.
19.10.2022 истец письменно заявил об уточнении исковых требований в части коэффициента, в связи с опечаткой.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.01.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что в силу норм гражданского (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), земельного и лесного законодательства (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации) при расчете арендной платы должен быть применен специальный установленный государственным органом коэффициент; неприменение указанного коэффициента привело к занижению размера арендной платы, вносимой в бюджеты.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (далее - арендодатель) и ООО "Медвежий угол" (далее - арендатор) заключён договор аренды лесного участка от 19.02.2010 N 222/р, согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора (далее-лесной участок).
Срок действия договора 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 25 договора).
Ежегодная арендная плата составляет 666 300 рублей 00 копеек.
Пунктом 20 договора предусмотрено, что все изменения к нему оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации.
Из акта натурного осмотра лесосеки от 30.09.2021, составленного комиссией в составе: руководителя территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края; ведущего специалиста отдела арендных отношений министерства лесного хозяйства Красноярского края, участкового лесничего Усть-Манского лесничества, следует, что на момент проверки расстояния от арендованного ООО "Медвежий угол" лесного участка до автодороги общего пользования составило 1250 метров.
Истец ссылается на акт от 30.04.2021 N 10/2021 плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Красноярского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенции их федерального бюджета на осуществление указанных полномочий следует, что при расчете минимального размера арендной платы применен неверный коэффициент, учитывающий расстояние до дороги общего пользования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 пунктом "б" таблицы 11.
29.10.2021 Министерство лесного хозяйства Красноярского края направило ООО "Медвежий угол" письмо о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка в связи с тем, что в результате натурного осмотра лесного участка с промером расстояния до дороги общего пользования от лесного участка, расстояние составило 1250 м. К письму министерством лесного хозяйства Красноярского края приложено дополнительное соглашение к договору аренды.
Из акта проверки расстояния от 09.08.2022 N 1, составленного представителями сторон в результате произведенного осмотра участка лесного фонда в квартале 14, выделы 2,3,4 Усть-Манского Участкового лесничества КГБУ "Красноярское лесничество", следует: по прямой линии между приведенными координатами 1260 м, по лесной дороге между приведенными координатами 2200 м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, между сторонами существуют обязательства из договора аренды лесного участка от 19.02.2010 N 222/р, отношения по которому регламентированы нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. При этом к договору лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей, в том числе в виде: определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
При этом, согласно пункту 4 указанной нормы, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, которая является специальной нормой по отношению к статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за пользование лесными участками определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 4 данной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, минимальный размер арендной платы за пользование на праве аренды лесными участками, находящимися в федеральной собственности является регулируемым и не подлежит установлению по усмотрению сторон.
Согласно таблице 11 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности", ставки платы за 1 га, в лесничествах и лесопарках, расположенных на землях городского округа г. Красноярск определен в 7340 рублей, что нашло свое отражение в Приложении N 4(1) к договору аренды лесного участка.
В соответствии с Примечанием к Таблице 11, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются также коэффициенты:
а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в частности в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) установлен коэффициент - 1,5, который соответствует целевому назначению лесного участка, определенного в приложении N 3 к договору аренды;
б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5;
В договоре аренды, в приложении N 4(1), определен коэффициент 2, учитывающий приближенность к автомобильным дорогам общего пользования в размере 2,5.
Согласно настоящему иску истец просит изменить указанный размер коэффициента, повысив его до значения 3,0, в связи с результатами контрольного мероприятия, согласно которым расстояние от лесного участка до дороги общего пользования составляет 1250 м, с учетом дополнений и уточнений истец заявлял о расстоянии 1260 м.
В обоснование исковых требований истец ссылается на натурный осмотр лесосеки от 30.09.2021, из которого следует, что на момент проверки расстояния от арендованного ООО "Медвежий угол" лесного участка до автодороги общего пользования составило 1250 метров.
Вместе с тем, из акта проверки расстояния от 09.08.2022 N 1, составленного представителями сторон в результате проведенного осмотра участка лесного фонда в квартале 14, выделы 2, 3, 4 Усть-Манского участкового лесничества КГБУ "Красноярское лесничество", следует: по прямой линии между приведенными координатами 1260 м, по лесной дороге между приведенными координатами 2200 м, что соответствует условиям заключенного договора аренды лесного участка от 19.02.2010 N 222р.
При этом истец не обосновал со ссылкой на нормативные правовые акты довод о необходимости определения расстояния от лесного участка до ближайшей автомобильной дороги общего пользования по прямой линии.
Суд апелляционной инстанции полагает, что приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования необходимо определять по имеющейся лесной дороге.
Таким образом, коэффициент 2 в размере 2,5, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, определен в заключенном сторонами договоре аренды правильно.
Согласно положениям статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 данной нормы установлено императивное правило, согласно которому при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Возможность внесения изменения в договор аренды, заключенный по результатам аукциона, предусмотрена в статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 данной нормы, изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
При этом, как определяет законодатель в пункте 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцом не представлено доказательств наличия вышеуказанных оснований для внесения изменений в условия договора аренды в части размера арендной платы, определенные в статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" января 2023 года по делу N А33-5952/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5952/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Медвежий угол"