г. Хабаровск |
|
10 мая 2023 г. |
А37-1289/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть": Королева И.И. - директор,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области на решение от 20.02.2023 по делу N А37-1289/2022 Арбитражного суда Магаданской области общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (ОГРН 1154912000110, ИНН 4908014527, адрес: 686217, Магаданская обл., Ягоднинский р-н, п. Дебин, ул. Мацкевича, д. 12Б) к Магаданской области в лице министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, ИНН 4909062523, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15) о взыскании 6 122 633 руб. 49 коп.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Магаданской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (далее - ООО "Теплосеть", Общество, истец) с иском к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании за счет средств казны Магаданской области убытков в размере 6 122 633,49 руб., возникших в результате неисполнения ответчиком обязательств по соглашениям от 11.04.2019 N 21/Н, от 20.12.2019 N 04/Н-19 и от 24.12.2019 N 11/Н-19 о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Закон Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ, Закон Магаданской области от 26.12.2017 N 2238-ОЗ, постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87, условия Соглашений, представленные доказательства.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А37-1289/2022, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент цен тарифов Магаданской области (далее - Департамент), министерство финансов Магаданской области (далее - Минфин области).
Решением от 20.02.2023 суд первой инстанции удовлетворил в полном объеме иск по делу N А37-1289/2022.
Определением от 30.03.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу ответчика на вышеназванное решение.
Считая решение незаконным, необоснованным, подлежащим изменению, апеллянт выразил несогласие с решением в части взыскания с ответчика субсидии за декабрь 2019 год по услуге "теплоснабжение" в размере 1 515 300 руб., апеллянт привел следующие доводы:
- судом не учтено, что при рассмотрении заявки Общества за декабрь 2019 год установлено превышение расчетной величины Департамента по услуге "теплоснабжение" на сумму 1 515 300 руб., что является основанием для отказа в предоставлении субсидии;
- не учтено, что нормативными актами предусмотрена ежегодная корректировка долгосрочного тарифа в случае изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
- суду следовало учесть, что правовой механизм возмещения убытков предусматривает возможность учесть экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифа, а также недополученные доходы в последующих периодах тарифного регулирования.
Истец не согласился с апелляционной жалобой, просил решение оставить без изменения.
Департамент в ходатайстве о рассмотрении дела в его отсутствии указал, что предмет иска находится за рамками его деятельности, оставил вопрос о рассмотрении спора на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал отзыв на апелляционную жалобу. Другие лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению дела по существу согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности решения в обжалуемой части.
ООО "Теплосеть" в 2019 году осуществляло оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения тепловой энергии на территории поселка Дебин Ягоднинского городского округа Магаданской области, в том числе осуществляло теплоснабжение муниципального жилищного фонда через принадлежащие ему объекты коммунальной инфраструктуры.
Между Обществом (получатель) и Министерством заключалось соглашение от 11.04.2019 N 21/Н "О предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области" (далее - Соглашение), согласно которому, предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году истцу субсидии в размере 16 865 740 руб.
Согласно пункту 3.3 Соглашения получатель предоставляет копии счет-фактур, подтверждающих фактически произведенные затраты.
В период с 12.04.2019 истцом направлялись заявки, подтверждающие фактически понесенные расходы, по результату рассмотрения которых, Министерством с Обществом заключены соглашения от 20.12.2019 N 04/Н-19 и от 24.12.2019 N 11/Н-19 о предоставлении из областного бюджета субсидии по услуге "Теплоснабжение" в размере 5 488 968,01 руб. и 2 206 460,33 руб.
По итогу 2019 года истец оказал услуги на сумму 18 354 111,53 руб. Ответчик перечислил Обществу субсидии на сумму 12 231 478,04 руб., что подтверждается платежными поручениями от 23.05.2019 N 66926, от 23.12.2019 N 702407, от 24.12.2019 N 709201.
Таким образом, ответчик не уплатил истцу субсидии в размере 6 122 633,49 руб.
Претензия от 11.04.2022 N 274 с требованием Общества произвести уплату долга в размере 6 122 633,49 руб. оставлена Министерством без удовлетворения, что послужило ООО "Теплосеть" поводом для предъявления иска по настоящему делу.
Суд первой инстанции правильно установил вышеизложенные обстоятельства, удовлетворяя иск в полном объеме, руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законом Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (далее - Закон N 1474-ОЗ) определено, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
В соответствии с положениями статьи Закона N 1474-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01. 2014 N 3-пп (далее - Положение), Департамент является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области:
- от 20.12.2018 N 42-1/э установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Теплосеть", на 2019-2023 годы;
- от 20.12.2018 N 2-ЖКК/72 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО "Теплосеть" на 2019-2023 годы.
Приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области:
- от 29.12.2018 N 66-11/э установлены льготные тарифы на тепловую энергию, реализуемых ООО "Теплосеть" населению, на 2019 год;
- от 20.12.2018 N 2-ЖКК/80 установлены льготные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, реализуемых ООО "Теплосеть" населению, на 2019 год.
Таким образом, Департаментом установлены тарифы на услуги ресурсоснабжающей организации для определенных Законом групп потребителей на уровне ниже экономически обоснованных.
Постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп был утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Вышеуказанный Порядок утратил силу постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп, которым так же утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат и на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению, гражданам Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в вооруженные силы Российской Федерации или заключивших контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на вооруженные силы Российской Федерации, членам их семей" по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, ответчик является получателем бюджетных средств, до которого в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 8 Порядка, субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых ответчиком с каждым получателем субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Возникшие между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190- ФЗ), Закона Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (далее - Закон N 1474-ОЗ).
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из взаимосвязанных положений статей 16, 1069 ГК РФ следует, что убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп уполномоченным органом по предоставлению из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению, а также юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом 6 исполнительной власти Магаданской области, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг, определено министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.
За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в соответствии с Законом N 1474-ОЗ.
Согласно абзацу первому статьи 1 Закона N 1474-ОЗ льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Статьей 3 Закона N 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
По сути, иск предъявлен о взыскании компенсации финансовых потерь, вызванных межтарифной разницей, то есть расходов, понесенных от применения льготного тарифа в 2019 г. Такие расходы квалифицируются в соответствии со статьей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Общество вправе предъявлять требование о возмещении убытков, возникших в результате неисполнения ответчиком обязательств по соглашениям от 11.04.2019 N 21/Н, от 20.12.2019 N 04/Н-19 и от 24.12.2019 N 11/Н-19.
Ранее выплаченные обществу субсидии не покрыли всех экономически обоснованных затрат на оказание населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по льготному тарифу.
Расчет подлежащей возмещению суммы неполученных доходов, осуществленный исходя из разницы между нормативно утвержденными размерами экономически обоснованного тарифа для теплоснабжающей организации, льготного тарифа и объема полезного отпуска, судом проверен и признан арифметически верным.
Ответчик не представил обоснованный контррасчет, не представил доказательств компенсации истцу в полном объеме расходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению в 2019 году.
Приведенный в апелляционной жалобе довод ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению на сумму 1 515 300,00 руб., был рассмотрен и правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчик и третьи лица не оспорили количество (объем) услуг и коммунального ресурса, непредоставление субсидии по мотиву превышения установленного Обществу расчетного объема недополученных доходов, не лишает его права требовать полной компенсации потерь.
Таким образом, решение об удовлетворении иска в полном объеме является правильным, законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для изменения судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.02.2023 по делу N А37-1289/2022 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1289/2022
Истец: ООО "Теплосеть"
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Маг. обл.