г. Киров |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А82-19812/2022 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" в лице филиала "Каскад Верхневолжских ГЭС"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.02.2023 по делу N А82-19812/2022, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" в лице филиала "Каскад Верхневолжских ГЭС" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного штрафа, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и о прекращении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" в лице филиала "Каскад Верхневолжских ГЭС" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Русгидро") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, ЦУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 11.11.2022 N 5.1-Пс/0070-0406пн-2022, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей; представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.02.2023 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления Общества отказано.
11.02.2023 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Русгидро" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить постановление ЦУ Ростехнадзора от 11.11.2022 N 5.1-Пс/0070-0406пн-2022 и решение суда первой инстанции от 11.02.2023.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, положения пункта 5.8.9 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), относятся непосредственно к электрооборудованию электростанции и не имеют отношения к гидротехническим сооружениям. ПАО "Русгидро" полагает, что результаты проверки недействительны, поскольку в рамках постоянного государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) Управление в отсутствие законных оснований проверило соблюдение заявителем правил в области энергетического надзора. Относительно разрушения бетонных элементов крепления откосов заявитель указал, что он осуществляет наблюдение (мониторинг) за гидротехническими сооружениями. Кроме того ПАО "Русгидро" указывает, что за совершение тех же нарушений привлечено к административной ответственности должностное лицо Общества, в связи с чем имеются основания для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
ЦУ Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу указало, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.07.2022 N ПР-210-406-о 30.09.2022 в ходе постоянного государственного контроля (надзора) ЦУ Ростехнадзора проведен осмотр ГТС ПАО "Русгидро".
В ходе проведения осмотра ГТС N 1 - здания ГЭС, кадастровый номер 76:20:000000:1108, ответчик установил, что в нарушение требований пункта 5.8.9 Правил N 229 Обществом не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте ГТС, в частности, отсутствуют бирки на кабелях (на повороте кабельной трассы над отводящим каналом).
В ходе осмотра ГТС N 2 - земляной дамбы N 41, кадастровый номер 76:20:00000:1108, Управление установило, что в нарушение положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте ГТС, а именно: имеются локальные разрушения бетонных элементов крепления откоса.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 30.09.2022 N 5.1-0406пн-ПО/0056-2022.
21.10.2022 по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом ответчика в отношении ПАО "Русгидро" составлен протокол N 5.1.0406пн-Пр/0070-2022, которым деяние Общества квалифицировано по статье 9.2 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и протокол 21.10.2022, Управление вынесло постановление от 11.11.2022 N 5.1-Пс/0070-0406пн-2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
11.11.2022 Управление в адрес Общества выдано представление N 5.1-0406пн-Пд/0070-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что вынесенные административным органом постановление от 11.11.2022 и представление от 11.11.2022 являются незаконными и подлежат отмене, ПАО "Русгидро" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
Объективная сторона правонарушения по статье 9.2 КоАП РФ состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.
Из акта проверки следует, что филиал ПАО "Русгидро" является организацией, эксплуатирующей объекты Рыбинской ГЭС, включая комплекс ГТС.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулирует, обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений устанавливает Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно статье 2 Закона N 117-ФЗ законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В статье 3 Закона N 117-ФЗ установлено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.
На основании части 1 статьи 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (часть 2 статьи 9 Закона N 117-ФЗ).
С учетом изложенного, ПАО "Русгидро" в силу требований закона несет ответственность за обеспечение безопасности при эксплуатации комплекса ГТС Рыбинской ГЭС и обязано соблюдать Правила N 229, которые распространяются, в том числе, на гидроэлектростанции (пункт 1.1.1 Правил N 229).
Пунктом 5.2.8 установлено, что каждая кабельная линия должна иметь паспорт с указанием основных данных по линии, а также архивную папку с документацией по п. 5.8.7 настоящих Правил.
Для предприятий, имеющих автоматизированную систему учета, паспортные данные могут быть введены в память ЭВМ.
Открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками с обозначениями; на бирках кабелей в конце и начале линии должны быть указаны марки, напряжения, сечения, номера или наименования линии; на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа.
Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды.
Бирки должны быть расположены по длине линии через 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия (с обеих сторон).
Факт нарушения ПАО "Русгидро" при эксплуатации гидротехнических сооружений требований пункта 5.8.9 Правил N 229, статьи 9 Закона N 117-ФЗ подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств (протоколом осмотра от 30.09.2022, протоколом об административном правонарушении от 21.10.2022) и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что выявленные нарушения не превышают критериальных значений, подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 9 Закона N 117-ФЗ ПАО "Русгидро" обязано постоянно обеспечивать соблюдение обязательных требований. Достижения критериальных значений безопасности ГТС для установления состава административного правонарушения не требуется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Иная позиция заявителя основана на неверной оценке фактических обстоятельств дела и не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде.
Следовательно, в деянии ПАО "Русгидро" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
В апелляционной жалобе Общество также ссылается на возможность применения в рассматриваемом случае части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку директор филиала ПАО "Русгидро" - "Каскад Верхневолжских ГЭС" Дережков А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ, за совершение тех же нарушений.
Действительно в силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Вместе с тем в рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно указал, что предоставленные Обществом уведомление о времени и месте составлении протокола в отношении должностного лица, протокол об административном правонарушении от 20.12.2022, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 20.12.2022 не подтверждают факт привлечения должностного лица Общества к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ.
Кроме того ПАО "Русгидро" должным образом не обосновало, по каким причинам выявленные нарушения могут быть выведены из сферы контроля юридического лица, и относятся к нарушениям, совершенным исключительно действиями (бездействием) должностного лица ПАО "Русгидро".
Таким образом, оснований для освобождения юридического лица от ответственности в рассматриваемом случае не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, в рассматриваемом случае соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.02.2023 по делу N А82-19812/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.02.2023 по делу N А82-19812/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" в лице филиала "Каскад Верхневолжских ГЭС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19812/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ - РУСГИДРО"
Ответчик: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору