г. Киров |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А82-16476/2022 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Панина Н.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр"
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2023 по делу N А82-16476/2022
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
(ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к публичному акционерному обществу "Россети Центр"
(ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (далее - Компания, ответчик, заявитель) о взыскании 145127,01 рублей убытков в связи с передачей электроэнергии ненадлежащего качества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2023 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, изменение размера платы конечным потребителям должно происходить только при наличии отклонений от технических требований, предусмотренных ГОСТ 32144-2013, а именно - для констатации несоответствия качества электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013 необходимо выполнение измерений в течение недели (1008 интервалов по 10 минут) с усреднением полученных результатов. При этом результат измерений должен отклоняться от стандартного номинального напряжения (в обычных электросетях низкого напряжения - 220 В) в большую или меньшую сторону более чем на 10 процентов. Акты проверок, представленные истцом в обоснование требований, не содержат соответствующей информации о проведенных замерах качества поставляемой электроэнергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013. Следовательно, по результатам указанных замеров нельзя констатировать нарушение соответствующих требований, а значит, отсутствуют и предусмотренные законодательством основания для изменения размера платы за коммунальную услугу. Более того, акты замеров приложены не по всем заявленным фактам перерасчетов; уведомления со стороны Общества о ненадлежащем качестве оказываемых услуг по передаче электрической энергии направлены не по всем потребителям, указанным в исковом заявлении.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Компании отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.12.2011 между Обществом (заказчик) и Компанией (исполнитель) заключен договор купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии N 7-40 (далее - договор) в редакции протокола разногласий от 16.12.2011, протокола согласования разногласий от 17.01.2012, протоколов урегулирования разногласий от 20.01.2012, от 11.07.2012, протокола согласования разногласий от 06.08.2012. Разногласия по договору урегулированы постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А82-3225/2012.
Исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии, приобретенной заказчиком на оптовом и розничном рынке электрической энергии (мощности), до точек поставки потребителей в соответствии с параметрами качества и надежности, установленными действующими техническими регламентами, нормативно-правовыми актами РФ и настоящим договором, в том числе технологическими характеристиками энергопринимающих устройств и величинами аварийной и технологической брони (пункт 3.3.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора заказчик обязался направлять исполнителю копии поступающих Заказчику жалоб и заявлений потребителей либо запросов (писем и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электроэнергией Потребителей в течение 7 рабочих дней с момента получения Заказчиком таких документов, в том числе для принятия Исполнителем необходимых мер по восстановлению качественного и надежного электроснабжения.
Согласно пунктам 3.3.6, 3.3.8 договора исполнитель обязался направлять заказчику самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок ответы на поступившие от Заказчика жалобы и заявления Потребителей по вопросам качества и надежности их электроснабжения с указанием мер предпринятых для восстановления качественного и надежного электроснабжения; осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, контроль качества передаваемой электроэнергии, показатели которого определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями
В силу подпункта "в" пункта 9.2.2 договора исполнитель несет ответственность в случае отклонения показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9.4 договора убытки, причиненные заказчику в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем условий договора, подлежат возмещению исполнителем заказчику в порядке, определенном действующим законодательством РФ.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2012, и действует по 31.12.2012. Договор считается пролонгированным на каждый следующий календарный год, если до 01 декабря текущего года ни от одной из сторон не поступит заявление о прекращении или изменении договора (пункты 10.1, 10.2 договора).
Истцу от граждан-потребителей поступали обращения по вопросам перерасчета стоимости электроэнергии вследствие предоставления коммунальной услуги электроснабжения ненадлежащего качества ввиду отклонения уровня напряжения ниже нормативных значений.
При получении жалоб истец направлял их в адрес ответчика в соответствии с условиями договора с требованием провести замеры параметров качества электроэнергии и по результатам замеров предоставить копии соответствующих актов.
В период с декабря 2020 года по июль 2022 года истцом установлены факты поставки электроэнергии ненадлежащего качества, сделан перерасчет на сумму 145127,01 рублей.
В связи с чем, Общество направило в адрес Компании претензию от 09.08.2022 N 02-1/21966 с требованием возместить затраты в указанной выше сумме.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В обоснование наличия виновных действий ответчика истец указывает на наличие между сторонами обязательственных отношений по договору и неисполнение сетевой организацией принятых на себя обязательств.
В силу пункта 30 Основных положений N 442 в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (абзац 4 пункта 30 Основных положений N 442).
Обязанность по надежному обеспечению потребителей электрической энергией, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям лежит на сетевой организации как на владельце электросетевого оборудования (пункт 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
На основании пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 (далее - Правила N 354), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении 1 к Правилам N 354.
Из пункта 10 приложения 1 к Правилам N 354 следует, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от действующих федеральных стандартов не допускается.
В случае несоответствия указанных выше требований размер платы подлежит изменению, а именно: за каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354 с учетом положений раздела IX Правил N 354.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Факт нарушения Компанией условий договора о передаче электроэнергии надлежащего качества гражданам-потребителям, а также факт произведенных Обществом гражданам-потребителям перерасчетов подтвержден документально. В отношении потребителей в материалы дела представлены жалобы потребителей на ненадлежащее качество коммунальной услуги электроснабжения, письма Общества о надежности электроснабжения вместе с актами проверки ООО "Энергоконтроль", ООО "ПрофЭнерго", счета на оплату, лицевые карты потребителей.
Компания, осуществляя деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям в пределах Ярославской области, отвечает за надежность обеспечения конечных электрической энергией и ее качество, а именно: соблюдение показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации, обязанность которого предусмотрена как договором, так и действующим законодательством. В этой связи сетевая организация обязана осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.
В рассматриваемом случае ответчик уклонялся от проведения совместных проверок параметров качества с истцом, в связи с чем истец производил замеры показателей качества электроэнергии с привлечением иных лиц (ООО "Энергоконтроль", ООО "ПрофЭнерго").
Довод Компании о несоответствии процедуры проведения проверки качества передаваемой потребителям электрической энергии требованиям, установленным ГОСТ 33073-2014, подлежит отклонению, поскольку ответчик не представил доказательств, что в период с декабря 2020 года по июль 2022 года им была оказана услуга по поставке электрической энергии надлежащего качества (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Аргументы заявителя о том, что в отношении ряда потребителей (Адрианова С.В., Калинина В.В, Черемовская Л.С., Першина В.А., Кормакова Т.В., Пряничков Н.К., Ермакова А.В., Казина Т.А., Гаврилов С.Н., Розанова Т.И., Сергейчук Н.В.) обращения Общества, а также обращения самих потребителей о ненадлежащем качестве оказания услуги по передаче электроэнергии в адрес Компании не поступали, не соответствуют действительности. В отношении указанных потребителей в адрес Компании были направлены письма Общества о надежности электроснабжения (материалы электронного дела - исковое заявление, страницы 43, 82, 94, 147, 185, 240), в которых, в частности, отражены сведения об обращении потребителя (потребителей) в адрес Общества с жалобой (коллективной жалобой) на ненадлежащее качество поставленной электроэнергии.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учётом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Вопрос о возврате излишне уплаченной госпошлины по платежному поручению от 25.12.2019 N 177302 судом не рассматривается, поскольку заявителем не представлен оригинал документа, подтверждающего ее уплату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2023 по делу N А82-16476/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16476/2022
Истец: ПАО "ТНС энерго Ярославль"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"