г. Пермь |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А50-12121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от истца: Ясинский Н.И. паспорт, доверенность от 08.09.2022;
от ответчиков, третьих лиц: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 февраля 2023 года
по делу N А50-12121/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к муниципальному казенному учреждению "Пермблагоустройство" (ОГРН 1065902058364, ИНН 5902293435), муниципальному образованию "Город Пермь" в лице Администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460)
третьи лица: Администрация Дзержинского района города Перми (ИНН 5903004559, ОГРН 1035900350298), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водолей" (ИНН 5908002185, ОГРН 1155958004620)
об обязании устранения препятствий в пользовании магистральными и разводящими тепловыми сетями,
установил,
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Пермблагоустройство" (далее - МКУ "Пермблагоустройство"), муниципальному образованию "Город Пермь" в лице Администрации города Перми:
- о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании магистральных и разводящих тепловых сетей от тепловой станции "Кондратово", включая здания павильонов и задвижек, адрес объекта: адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский, Ленинский районы, ст. Кондратово, путем сноса (выноса) (демонтажа) детской площадки, парковки установленных на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Подлесная, в районе МКД Подлесная, 13, в пределах 3 (трех) метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (охранной зоны) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
- о запрете использования части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:88380, находящейся в охранной зоне тепловой сети, кадастровым номером 59:01:0000000:48439 с координатами: 1. Х=59517.34, Y=2226232.34; 2. Х=515917,80, Y=2226250.23; 3. Х=515899.47, Y=2226251.03; 4. Х=515898.66, Y=2226233.05 в качестве автомобильной стоянки;
- о возложении обязанности установить на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 в охранной зоне тепловой сети кадастровым номером 59:01:0000000:48439 с координатами: 1. Х=59517.34, Y=2226232.34; 2. Х=515917,80, Y=2226250.23; 3. Х=515899.47, Y=2226251.03; 4. Х=515898.66, Y=2226233.05 дорожный знак "Стоянка запрещена" в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом дополнительных требований, принятых судом, с целью процессуальной экономии времени рассмотрения дела).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Дзержинского района города Перми, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водолей".
Решением арбитражного суда от 27.02.2023 исковые требования удовлетворены частично. На муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации города Перми возложена обязанность устранить препятствия в пользовании магистральные и разводящие тепловые сети от тепловой станции "Кондратово", включая здания павильонов и задвижек, кадастровый номер 59:01:0000000:48439 адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский, Ленинский районы, ст. Кондратово, путем выноса из охранной зоны тепловой сети детской площадки, установленной на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Подлесная, в районе МКД Подлесная, 13, в пределах 3 (трех) метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (охранной зоны) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований к МКУ "Пермблагоустройство" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о запрете использовать часть земельного участка в качестве автомобильной стоянки путем установки дорожный знак "Стоянка запрещена". Истец приводит доводы о том, что в охранной зоне тепловой сети находится неорганизованная автостоянка, расположенная непосредственно на тепловой камере истца; Администрация города Перми, как собственник земельного участка, не обеспечивает соблюдение охранной зоны тепловых сетей, в частности не принимает мер к ограничению доступа граждан и запрещению им размещать транспортные средства на стоянку в охранной зоне. С учетом установления факта размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей, принимая во внимание не совершение ответчиком действий по устранению данного нарушения, истец считает подлежащими удовлетворению требования ПАО "Т Плюс" об установлении запрета Администрации города Перми использовать часть земельного участка по адресу г. Пермь, Дзержинский район, ул. Подлесная, кадастровый номер 59:01:0000000:88380, находящуюся в охранной зоне тепловой сети, в качестве автомобильной стоянки, в координатах поворотных точек, соответствующих охранной зоне сетей истца. С целью обеспечения установленного законом запрета на размещение автомобильной парковки в охранной зоне сетей, истец просит также обязать ответчика установить на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 в охранной зоне спорной тепловой сети дорожный знак "Стоянка запрещена". Поскольку автомобильная стоянка расположена в кадастровых границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:88380, истец полагает, что обязанность по установке дорожных знаков должна быть возложена на Администрацию города Перми, как собственника земельного участка.
МКУ "Пермблагоустройство" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отсутствие возражений, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в соответствие с выпиской ЕГРН от 11.11.2021 ПАО "Т Плюс" является собственником комплексного сооружения: магистральные и разводящие тепловые сети от тепловой станции "Кондратово", включая здания павильонов и задвижек, назначение: нежилое, кадастровый номер 59:01:0000000:48439, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский, Ленинский районы, ст. Кондратово.
Охранная зона комплексного сооружения: магистральные и разводящие тепловые сети от тепловой станции "Кондратово", включая здания павильонов и задвижек, реестровый номер 59.01.2.815 (на основании письма Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю от 15.03.2017).
Участок указанной инженерной сети проходит по земельному участку по адресу г. Пермь, Дзержинский район, ул. Подлесная, кадастровый номер 59:01:0000000:88380, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Пермь, передан в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Пермблагоустройство" (выписка из ЕГРН от 28.04.2022 N 99/2022/464393207).
В ходе обследования тепловой сети был установлен факт размещения в границах охранной зоны тепловой сети, проходящей по земельному участку ответчика, временных сооружений в виде детской площадки, стоянки автомобилей (парковка), что подтверждается актом осмотра охранной зоны от 18.04.2022.
Требования истца, изложенные в письме от 25.01.2020 N 510194-02-00181 об освобождении охранной зоны тепловой сети, оставлены ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что размещение объектов в охранной зоне тепловых сетей не соответствует требованиям действующего законодательства, влечет нарушение в работе тепловых сетей, препятствует исполнению истцом обязанностей по эксплуатации и ремонту, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения исковых требований частично.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Г КРФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно пункту 33 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей" и утвержденных на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.
В целях повышения технического уровня эксплуатации и обеспечения охраны тепловых сетей от повреждений Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.08.1992 N 197 утверждены и введены в действие Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (далее - Правила N 197).
Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и наземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 1, 33 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В составе соответствующих мер предусмотрены и требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей.
Согласно пункту 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей, или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" (пункт 4 Правил N 197).
Согласно пункту 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, в том числе запрещено загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Из материалов дела, актов осмотра, выкопировок из публичной кадастровой карты и фотографий следует, что тепловая сеть проходит по земельному участку, принадлежащему ответчику, муниципальному образованию г. Пермь и на участке тепловой сети размещена детская площадка и стоянка автомобилей.
В ходе судебного разбирательства Администрацией Дзержинского района г. Перми во исполнение определения суда проведен осмотр территории по адресу г. Пермь, ул. Подлесная, 13. Согласно представленного в материалы дела акту осмотра от 05.10.2022, у МКД со стороны автомобильной дороги на газоне размещена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы в виде лавочек, качелей, песочницы, горки, лестниц (приложение фотографии). Ранее привлеченное к участию в деле ООО "УК Тандемстрой" указало, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:88380, на котором расположена детская площадка, обществу не принадлежит, детскую площадку общество не устанавливало и не содержит.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 является собственностью муниципального образования город Пермь (номер ГРП 59:01:0000000:88380-59/082/2019-2 от 15.11.2019) предоставлен МКУ "Пермблагоустройство" в постоянное (бессрочное) пользование (номер государственной регистрации права 59:01:0000000:88380-59/082/2019-1 от 15.11.2019) для размещения автомобильной дороги по ул. Подлесная.
В границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 расположен объект капитального строительства - автомобильная дорога по ул. Подлесная от ул. Куфонина до шоссе Космонавтов с условным номером 59-5920/082/2011-635 протяженностью 3291 м, построенная в 1969 году и закрепленная за МКУ "Пермблагоустройство" на праве оперативного управления (номер государственной регистрации права 59-59-20/082/2011-635 от 30.09.2011).
Магистральные и разводящие тепловые сети от тепловой станции "Кондратово" с кадастровым номером 59:01:0000000:48439, принадлежащие ПАО "Т Плюс", зарегистрированы 11.11.2021.
Координаты тепловой сети с кадастровым номером 59:01:0000000:48439 отсутствуют, рассчитаны примерно истцом, судебная экспертиза по определению координат сети не проводилась, определить их фактическое месторасположение не представляется возможным.
Вместе с тем, сторонами не оспаривается, что детская площадка и припаркованные транспортные средства находятся не на автомобильной дороге, а на газоне, ближе к МКД Подлесная, 13.
Поскольку МКУ "Пермблагоустройство" не является собственником земельного участка, на котором расположена детская площадка в районе МКД Подлесная, 13, установив, что детская площадка в нарушение установленного законодательного запрета находится в охранной зоне тепловых сетей, принадлежащих на праве собственности истцу, расположена на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380, исходя из того, что размещение детской игровой площадки в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований, вышеуказанных нормативных актов и препятствует исполнению истцом обязанностей по эксплуатации и ремонту, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции на муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации города Перми возложил обязанность устранить препятствия в пользовании магистральные и разводящие тепловые сети от тепловой станции "Кондратово", включая здания павильонов и задвижек, кадастровый номер 59:01:0000000:48439 адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский, Ленинский районы, ст. Кондратово, путем выноса из охранной зоны тепловой сети детской площадки, установленной на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Подлесная, в районе МКД Подлесная, 13, в пределах 3 (трех) метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (охранной зоны) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В части удовлетворенных требований решение суда не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется на основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требования о запрете использования части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:88380, находящейся в охранной зоне тепловой сети, с кадастровым номером 59:01:0000000:48439 с координатами: 1. Х=59517.34, Y=2226232.34; 2. Х=515917,80, Y=2226250.23; 3. Х=515899.47, Y=2226251.03; 4. Х=515898.66, Y=2226233.05 в качестве автомобильной стоянки, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исковые требования в указанной части относятся к неопределенному, неустановленному кругу лиц и не связаны отношениями с ответчиками или третьими лицами.
С целью обеспечения установленного законом запрета на размещение автомобильной парковки в охранной зоне тепловых сетей, истец просит обязать ответчиков в пределах охранной зоны тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 59:01:0000000:88380 в охранной зоне тепловой сети кадастровым номером 59:01:0000000:48439 с координатами: 1. Х=59517.34, Y=2226232.34; 2. Х=515917,80, Y=2226250.23; 3. Х=515899.47, Y=2226251.03; 4. Х=515898.66, Y=2226233.05 установить дорожный знак "Стоянка запрещена" в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что МКУ "Пермблагоустройство" ни автопарковка, ни автостоянка на принадлежащем ответчику земельном участке не организовывалась. Оснований для удовлетворения требований, предъявленных к МКУ "Пермблагоустройство" не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Вышеуказанная автостоянка не относится к автомобильным дорогам, но как транспортный объект, используемый неограниченным кругом лиц, относится к сфере ответственности органа местного самоуправления.
В соответствии с положением пункта 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ устанавливающего, что владельцами автомобильных дорог могут быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящимися в публичной собственности, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Закона N 257-ФЗ). Суд приходит к выводу, что по аналогии данные правила могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, поскольку спорный объект (тепловые сети) расположен на земельном участке, находящегося в муниципальной собственности, то есть в ведении Администрации, то обязанность по установке дорожных знаков лежит на ответчике (органе местного самоуправления).
Установка дорожных знаков осуществляется силами и за счет собственника земельного участка по правилам, установленным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 N 274 "Об утверждении правил подготовки документации по организации дорожного движения", Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2018 N 406 "Об утверждении классификации работ по организации дорожного движения и о внесении изменений в классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденную приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402".
Вместе с тем, судом установлено, что с заявлением о необходимости установки испрашиваемого дорожного знака истец к муниципальному образованию не обращался. Учитывая отсутствие доказательств того, что истцу было отказано в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что испрашиваемое исковое требование является преждевременным.
Вместе с тем, при разрешении требования об установке на земельном участке в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена", суд апелляционной инстанции считает необходимым исходить из следующего.
В соответствии Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД, Правила) определены места запрета остановки, стоянки транспортных средств.
Перечень, установленный в указанных Правилах, является закрытым.
Так, в соответствии пунктом 12.4 ПДД, остановка запрещается:
- на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
- на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
- ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
- на полосе для велосипедистов.
Пунктом 12.5 ПДД предусмотрено, что стоянка запрещается:
- в местах, где запрещена остановка;
- вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
- ближе 50 м от железнодорожных переездов.
В соответствии с вышеприведенными положениями Правил дорожного движения (пункты 12.4 и 12.5) запрет на стоянку транспортных средств в охранной зоне тепловых сетей отсутствует, следовательно, необходимости в установлении дорожного знака 3.28 "Стоянка запрещена", на части земельного участка, не имеется.
Поскольку в рассматриваемом случае фактическое использование части земельного участка для парковки транспортных средств имеет место, вместе с тем законодательно установленной обязанности по установке дорожного знака "Стоянка запрещена" у собственника земельного участка не имеется, истец не лишен права иным способом организовать информирование о наличии охранной зоны тепловых сетей, которое исключало бы нарушение правил их охраны.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по мотивам указанным в мотивировочной части постановления.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 февраля 2023 года по делу N А50-12121/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12121/2022
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: Администрация г. Перми, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПЕРМБЛАГОУСТРОЙСТВО"
Третье лицо: "город Пермь" в лице Администрации города Перми, Администрация Дзержинского района г. Перми, ООО "УК Тандемстрой", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВОДОЛЕЙ"