г. Киров |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А82-19720/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Щебалевой Е.Н., действующей на основании доверенности от 27.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2023 по делу N А82-19720/2022
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (ИНН: 7604068029, ОГРН: 1047600412750)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексеевой Ирины Александровны, Самсоненко Ольги Владимировны, Корнеева Павла Александровича, Прохоркова Николая Алексеевича, Пьянкова Валерия Владимировича, Пасхиной Ирины Геннадьевны,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - заявитель, ПАО "ТНС энерго Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Роскомнадзора по Ярославской области, Управление, надзорный орган) от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Алексеева Ирина Александровна, Самсоненко Ольга Владимировна, Корнеев Павел Александрович, Прохорков Николай Алексеевич, Пьянков Валерий Владимирович, Пасхина Ирина Геннадьевна.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что предписание от 31.10.2022 носит неопределенный характер, не содержит указания на конкретные действия, которые надлежит совершить Обществу в целях устранения выявленного нарушения. Также ПАО "ТНС энерго Ярославль" указывает, что действия Управления по выдаче оспариваемого предписания осуществлены в нарушение пункта 7(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336). Кроме того, заявитель отмечает, что надзорным органом допущены грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что выразилось в указании в пунктах 10, 13 решения о проведении внеплановой документарной проверки от 14.10.2022 N 67-нд, а также в акте внеплановой документарной проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 (применительно к отметке о размещении информации о проверке) сведений о выездной проверке, тогда как выездная проверка в отношении ПАО "ТНС энерго Ярославль" не проводилась; также Общество выражает несогласие с исправлением Управлением данных опечаток. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении жалобы.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения от 14.10.2022 N 67-нд, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 N ДЧ-П10-17250, Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в отношении ПАО "ТНС энерго Ярославль", зарегистрированного в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, за номером 08-0014394, в период с 18.10.2022 по 31.10.2022 проведена внеплановая документарная проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий - 76220531000003875715.
Перечень документов и информации, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения документарной проверки, изложен в приложении N 1 к решению от 14.10.2022 N 67-нд.
В ходе проверочных мероприятий по результатам анализа представленных документов и сведений надзорный орган установил, что ПАО "ТНС энерго Ярославль" в нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ, Закон о персональных данных) допущено осуществление неправомерного доступа к информационной системе персональных данных потребителей своих услуг, повлекшее за собой распространение их персональных данных, в частности адресов электронной почты и номеров телефонов, неограниченному кругу лиц посредством размещения соответствующих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Результаты проверки отражены в справке о результатах внеплановой документарной проверки соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных и в акте проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47.
В целях устранения выявленного нарушения надзорный орган выдал Обществу предписание от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3 со сроком исполнения - 31.01.2023.
Не согласившись с предписанием Управления Роскомнадзора по Ярославской области от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
При принятии решения по делу суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Законом N 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе юридическими лицами, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Целью Закона о персональных данных является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2 Закона N 152-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных представляет собой любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространением персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; под информационной системой персональных данных понимается совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании части 3 статьи 6 Закона о персональных данных оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора (поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные Законом N 152-ФЗ. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 Закона N 152-ФЗ.
В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор (часть 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (часть 1 статьи 19 Закона о персональных данных).
Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них, а также контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных (пункты 2, 6, 9 части 2 статьи 19 Закона о персональных данных).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 152-ФЗ уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных, предметом которого является соблюдение операторами обязательных требований в области персональных данных, установленных Законом N 152-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом) (статья 23.1 Закона N 152-ФЗ).
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение N 228), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения N 228).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление в ходе проверочных мероприятий установило, что Общество допустило совершение неправомерного доступа к информационной системе персональных данных потребителей своих услуг, повлекшее за собой распространение персональных данных неограниченному кругу лиц посредством размещения соответствующих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт наличия указанного в акте проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 нарушения требований законодательства о персональных данных подтверждается материалами настоящего дела, заявителем по существу не опровергнут.
В своих пояснениях от 19.10.2022 N 13/28802, данных надзорному органу, ПАО "ТНС энерго Ярославль" отразило, что 02.07.2022 неустановленные лица осуществили несанкционированный доступ к электронному ресурсу corp.tns-e.ru и веб-приложению phpMyAdmin, внесли изменения в структуру электронных ресурсов, произвели затирание информации, копирование баз данных, а также выполнили замену главной страницы веб-сайта на страницу, содержащую требование о выплате денежных средств под угрозой размещения персональных данных клиентов Общества в открытом доступе. В связи с невыполнением выдвинутых требований 22.07.2022 в Telegram-канале было опубликовано сообщение с прикрепленным архивом, содержащим даты регистраций, пароли, электронные почтовые ящики и номера телефонов потребителей. Как указало Общество, распространение персональных данных стало возможным из-за уязвимостей CMS Bitrix (система управления сайтом), которые своевременно не устранили администраторы электронного ресурса, а также ввиду реализации требуемых мер лицом, с которым ПАО "ТНС энерго Ярославль" заключен договор оказания услуг от 04.04.2022 N 17/22/У, не в полном объеме.
Вместе с тем само по себе заключение договора от 04.04.2022 N 17/22/У, который, к тому же содержит положение о том, что именно заказчик, то есть Общество, отвечает за работу личных кабинетов физических и юридических лиц как единого объекта, хранит данные пользователей, необходимые для входа в личный кабинет, при одновременном наличии положений закона, возлагающих на заявителя обязанности обеспечивать принятие необходимых правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним и их распространения, осуществлять контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных, а также прямо устанавливающих обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, не позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что недопущение неправомерного доступа к информационной системе персональных данных и их распространения, принятие мер реагирования в случае установления факта неправомерного доступа и распространения персональных данных, повлекшего нарушение прав субъектов персональных данных, являющихся потребителями услуг ПАО "ТНС энерго Ярославль", находятся вне сферы контроля и компетенции Общества.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на наличие у Управления достаточных правовых и фактических оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3 в целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения обязательных требований в обозначенной сфере регулирования правоотношений.
Относительно довода заявителя о том, что оспариваемое предписание носит неопределенный характер, поскольку не содержит указания на конкретные действия, которые надлежит совершить ПАО "ТНС энерго Ярославль" в целях устранения выявленного нарушения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Выданное ответчиком предписание основано на выявленном в ходе проверки нарушении, направлено на его устранение. Содержание акта проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 и выданного по результатам проверки предписания от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3 позволяло лицу, которому адресовано властное требование, уяснить существо выявленного нарушения.
По своему содержанию предписание предоставляет заявителю право выбора способа устранения выявленного нарушения в пределах правомочий оператора персональных данных и возложенных на него законом обязанностей.
Надзорный орган не обладает правом ограничивать предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта (в том числе относительно мероприятий, позволяющих устранить нарушение требований действующего законодательства), равно как и определять конкретные способы достижения заложенной в предписании цели. Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано. Субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый при конкретных обстоятельствах и соответствующий действующему законодательству механизм (способ) исполнения выданного ему предписания.
Также в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами Общества о том, что действия надзорного органа по выдаче оспариваемого предписания осуществлены в нарушение пункта 7(1) Постановления N 336.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 336 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия и выдачи оспариваемого предписания) в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по изложенным в данном пункте основаниям, в том числе без согласования с органами прокуратуры по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
На основании пункта 7(1) Постановления N 336 исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (пункт 7(2) Постановления N 336).
В силу частей 2, 3 статьи 56, статьи 72 Закона N 248-ФЗ к числу контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом, документарная проверка не относится.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 и представляющая собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, устанавливает, что информационной безопасностью Российской Федерации является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. В свою очередь, угрозой информационной безопасности Российской Федерации является совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере.
В Доктрине определены национальные интересы в информационной сфере, к числу которых, в том числе отнесены обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий.
Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации (пункт 9 Доктрины). Основные информационные угрозы изложены в разделе III Доктрины.
Таким образом, информационная безопасность Российской Федерации является частью системы национальной безопасности государства.
Защита персональных данных субъектов персональных данных от неправомерного их использования обеспечивается в установленном действующим законодательством Российской Федерации в сфере персональных данных порядке путем выполнения комплекса организационных и технических мер, обеспечивающих их безопасность и определенных с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
Необеспечение принятия своевременных и достаточных мер для целей защиты персональных данных физических лиц от неправомерного доступа к ним, что повлекло за собой распространение персональных данных граждан неограниченному кругу лиц посредством размещения данных в сети "Интернет", не позволяет исключить как создание угрозы безопасности физических лиц ввиду размещения их персональных данных в открытом доступе (к тому же, в данном случае был допущен факт несанкционированного доступа в личные кабинеты физических лиц с распространением паролей, при этом личные кабинеты содержат, в том числе сведения об адресе электронной почты, номере телефона, адресе проживания лица и иных данных о гражданах, а также платежную информацию), равно как и создает угрозу причинения ущерба информационной безопасности государства, поскольку в таком случае не обеспечивается состояние защищенности личности от информационных угроз и неприкосновенность частной жизни при использовании информационных технологий, что является национальным интересом государства в информационной сфере. Допущенное нарушение не позволяет прийти к иным выводам. Предписание от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3 выдано Управлением в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Аргумент ПАО "ТНС энерго Ярославль" о наличии грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что выразилось в указании в пунктах 10, 13 решения о проведении внеплановой документарной проверки от 14.10.2022 N 67-нд, а также в акте внеплановой документарной проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 (применительно к отметке о размещении информации о проверке) сведений о выездной проверке, тогда как выездная проверка в отношении Общества не проводилась, не принимается судом апелляционной инстанции.
Сведения о проведении в отношении Общества внеплановой выездной проверки в материалах дела отсутствуют. Кроме того, сам заявитель как в пояснениях, представленных при рассмотрении дела в суде первой инстанции (л.д. 134), так и в апелляционной жалобе, неоднократно указывал на то, что Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в отношении ПАО "ТНС энерго Ярославль" выездная проверка не проводилась.
В тексте решения от 14.10.2022 N 67-нд с приложенным к нему требованием о предоставлении документов и информации, необходимых для достижения целей и задач проведения документарной проверки, акта от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 имелось указание на проведение в отношении заявителя внеплановой документарной проверки по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. В едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий также размещены сведения о проведении в отношении заявителя именно документарной проверки.
Оценив представленные материалы дела в их совокупности, суд первой инстанции верно указал, что само по себе указание в пунктах 10, 13 решения о проведении внеплановой документарной проверки от 14.10.2022 N 67-нд, а также в акте внеплановой документарной проверки от 31.10.2022 N А-76/6/67-нд/47 (применительно к отметке о размещении информации о проверке) на выездной характер проверки является опечаткой, не влияющей на правомерность оспариваемого предписания и исправленной надзорным органом посредством вынесения соответствующих определений.
Грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) не установлено. Иного из материалов настоящего дела не усматривается.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании предписания от 31.10.2022 N П-76/6/67-нд/-/1/3 недействительным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2023 по делу N А82-19720/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется, как не имеющая преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей относятся на ее заявителя. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 22.02.2023 N 2399 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.02.2023 по делу N А82-19720/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ярославль" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.02.2023 N 2399.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19720/2022
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Алексеева Ирина Александровна, Корнеев Павел Александрович, Пасхина Ирина Геннадьевна, Прохорков Николай Алексеевич, Пьянков Валерий Владимирович, Самсоненко Ольга Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5030/2023
29.08.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2671/2023
11.05.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2671/2023
18.02.2023 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-19720/2022