город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2023 г. |
дело N А53-44545/2022 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.03.2023 по делу N А53-44545/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд строй" (ИНН 2312194637, ОГРН 1122312007795)
к Административной инспекции Ростовской области (ИНН: 6163106903,
ОГРН: 1116195002802)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности; прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранд строй" (далее - заявитель, ООО "Гранд Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административная инспекция Ростовской области (далее - Ростадминспекция) от 15.12.2022 N Р-04663-22 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 2.3 Закона N 273-ЗС в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2023 признано незаконным и отменено постановление Административной инспекции Ростовской области от 15.12.2022 N Р-04663-22 о привлечении ООО "Гранд строй" к административной ответственности по части 5 статьи 2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях". В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу N А53-44545/22 прекращено. Решение мотивировано тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства объективного характера либо составленные уполномоченным должностными лицами, которыми зафиксированы обстоятельства нарушения тишины и покоя граждан.
Ростадминспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что состав административного правонарушения законодатель связывает не с определением уровня звукового воздействия, а с нарушением тишины именно в ночное время, то есть любые действия, производящие шум.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в инспекцию из Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области поступило обращение гражданина, проживающего по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Горсоветсткая, 49/1, содержащее информацию об осуществлении строительной организацией "Доннефтестрой" работ в ночное время.
23.11.2022 инспекцией у Осипова А.С. и Борисова С.В. отобраны объяснения, из которых следует, что по адресу, рядом с домами, расположенными по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Горсоветсткая, 49/1, г. Ростов-на-Дону, ул. Горсоветсткая, 49/2, в ночное время 19.11.2022 подрядной организацией осуществляются работы по строительству многоэтажного дома.
Инспекцией установлено, что указанные работы осуществляются ООО "Гранд строй", в связи с чем, представителю общества по доверенности от 09.06.2022 Осипянц М.А. извещение о составлении протокола об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N273-ЗС).
02.12.2022 главным специалистом Межрайонного отдела N 1 инспекции при участии представителя общества по доверенности от 09.06.2022 Осипянц М.А. составлен протокол N Р-04663-22 об административном правонарушении.
Определением от 02.12.2022 назначены дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, определение вручено представителю общества по доверенности от 09.06.2022 Осипянц М.А.
15.12.2022 начальником Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции при участии представителя общества по доверенности от 09.06.2022 Осипянц М.А. вынесено постановление по делу дела об административном правонарушении N Р-04438-22, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 2.3 Закона N 273-ЗС с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 5 статьи 2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за действия, указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи, или бездействие, указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи, совершенные работниками организации при исполнении ими своих трудовых обязанностей либо гражданами, исполняющими свои обязанности по гражданско-правовым договорам с организацией, либо гражданами, находящимися на законном основании в помещениях или на территориях, принадлежащих или используемых организацией.
Частями 1-3 статьи 2.3.Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за:
Нарушение тишины и покоя граждан с 23.00 часов до 7.00 часов следующего дня (в выходные и праздничные нерабочие дни - с 23.00 часов до 8.00 часов следующего дня) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 3000 рублей.
Нарушение тишины и покоя граждан с 23.00 часов до 7.00 часов следующего дня (в выходные и праздничные нерабочие дни - с 23.00 часов до 8.00 часов следующего дня), совершенное путем:
1) игры на музыкальных инструментах, пения, использования телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления;
2) непринятия владельцем транспортного средства мер по своевременному отключению сигналов охранной сигнализации транспортного средства;
3) использования владельцем транспортного средства неисправной охранной сигнализации транспортного средства, а также использования установленных в транспортном средстве телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, в том числе устройств звукоусиления;
4) использования пиротехнических изделий, в том числе устройства фейерверков;
5) проведения земляных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных, строительных работ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 600 до 4000 рублей.
Использование на повышенной громкости телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных в транспортных средствах, на балконах или подоконниках, нарушающее тишину и покой граждан, если эти действия не содержат признаков административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей.
Нарушение тишины и покоя граждан на территории лечебных или детских учреждений, домов отдыха, санаториев, профилакториев, других мест организованного отдыха во время, установленное администрацией соответствующего учреждения для отдыха, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 рублей.
В соответствии с примечанием к указанной статье под действиями (бездействием), нарушающими тишину и покой граждан, в целях настоящей статьи понимаются любые действия, производящие шум и препятствующие полноценному отдыху граждан, в том числе личные действия, действия механических средств и технических устройств.
Положения настоящей статьи не распространяются на действия, нарушающие тишину и покой граждан, направленные на предотвращение и пресечение правонарушений, предотвращение аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий, действия по проведению других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан и (или) функционирования объектов жизнеобеспечения населения, действия, совершаемые при отправлении религиозных обрядов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также на действия (бездействие), являющиеся правонарушениями, административная ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия лица, выразившиеся в нарушении тишины и покоя граждан с 23.00 часов до 7.00 часов следующего дня (в выходные и праздничные нерабочие дни - с 23.00 часов до 8.00 часов следующего дня) совершенное путем проведения земляных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных, строительных работ.
Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд первой инстанции сделал вывод о необходимости проведения экспертизы для оценки шумового воздействия на территории жилой застройки, исходя из следующего.
Согласно статье 39 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", которыми в том числе установлены нормируемые параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на селитебной территории.
Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора 01.07.2007 утверждены Методические указания 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях.
Настоящие методические указания устанавливают порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов.
Используемые в настоящих методических указаниях термины соответствуют терминам, используемым в действующих документах по гигиеническому нормированию шума.
Оценка соответствия уровня шума гигиеническим нормативам (санитарно-эпидемиологическая экспертиза) осуществляется центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами с подтвержденной квалификацией.
Измерение параметров шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам осуществляется испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.
При оценке влияния шума на здоровье человека следует руководствоваться положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим нормативам по уровню шума дается органами Роспотребнадзора на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы (п. 1.1-1.6).
В силу части 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В материалах административного дела отсутствует определение о назначении экспертизы.
Суд первой инстанции сделал вывод о необходимости проведения экспертизы для оценки шумового воздействия, для приобщения его к материалам дела об административном правонарушении в качестве доказательства наличия события правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом диспозиции ст.2.3 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" необходимость проведения экспертизы по определению уровня шума отсутствует.
Однако, согласно оспариваемому постановлению и представленным доказательствам, инспекция при рассмотрении дела об административном правонарушении исследовала в качестве доказательства только обращения гражданина.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку данное обращения достоверно не подтверждает наличие события и обстоятельства совершения правонарушения, в связи с чем, не может быть признано надлежащим доказательством, применительно к статье 26.2 Кодекса.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства объективного характера либо составленные уполномоченным должностными лицами, которыми зафиксированы обстоятельства нарушения тишины и покоя граждан, проживающих по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Горсоветсткая, 49/1, 19.11.2022 в ночное время с 23:00 до 07:00, при производстве строительных работ, а также лицо, допустившее данное нарушение, способ совершения нарушения (реквизиты технических устройств).
При этом исключительно обращение граждан достоверно не подтверждает наличие события и обстоятельства совершения вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 2.3 Закона N 273-ЗС, в связи с чем, не может быть признано надлежащим доказательством, применительно к статье 26.2 Кодекса.
Необходимость безусловного доказывания при производстве по делу об административного правонарушения места и времени совершения правонарушения подтверждается позицией, изложенной в пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022.
В рассматриваемой ситуации место и время совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждаются только объяснениями гражданина.
Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд пришел к выводу о том, что административный орган, в данном случае, не доказал наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2021 N А53-42508/2020.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на законность принятого судом первой инстанции решения.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления области от 15.12.2022 по делу об административном правонарушении N Р-04663-22 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, судом не рассматривается вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу.
Требование общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2023 по делу N А53-44545/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44545/2022
Истец: ООО "ГРАНД СТРОЙ"
Ответчик: Административная инспекция РО, межрайонный отдел N 1, Административная инспекция Ростовской области