г. Самара |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А55-23322/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Копункина В.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2023 по делу N А55-23322/2023 (судья Рысаева С.Г.),
принятое по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" Филиал "Самарский"
к Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара,
с участием в деле Департамента управления имуществом г.о. Самара, ООО "Ключ", МБУ Октябрьского внутригородского района "Перспектива" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
об обязании,
при участии представителей:
от истца - представитель Облина Е.О. по доверенности от 05.12.2022,
от ответчика - представитель Савина Е.С. по доверенности от 22.12.2023,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" Филиал "Самарский" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Октябрьского Внутригородского Района Городского Округа Самара об обязании в течение месяца с момента вступления решения в законную силу освободить охранную зону тепловой сети "ТС-220-0/116 пр" от элементов детской площадки, находящихся на земельном участке 63:01:0604002:1 по адресу: г. Самара, ул. Полевая, 50.
До принятия судом решения, истец уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию Октябрьского Внутригородского Района Городского Округа Самара в течение месяца с момента вступления решения в законную силу освободить охранную зону тепловой сети "ТС-220-0/116 пр" от элементов детской площадки, а именно: карусель и песочница находящихся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0604002:1 по адресу: г. Самара, ул. Полевая, 50.
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнение исковых требований.
Арбитражный суд Самарской области решением от 26.12.2023 исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в эксплуатационной ответственности Публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее -ПАО "Т Плюс") на основании договора аренды имущества муниципальной казны N 000175-М от 25.11.2012 находится теплосетевое имущество "ТС-220-0/116 пр", которое в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997 относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, зарегистрированных в Средне-Поволжском Управлении Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору.
Вдоль тепловой сети установлена охранная зона. При обследовании участка теплосети -теплового ввода с реестровым номером 63:01-6.4612, ПАО "Т Плюс" выявлено нарушение режима охранной зоны тепловой сети: в пределах границ охранной зоны находится объект - детская площадка, что подтверждается актом осмотра тепловой сети, заключением кадастрового инженера, схемой расположения охранной зоны и расположения детской площадки.
Обосновывая заявленные требования, истец заявил, что ПАО "Т Плюс" получено заключение кадастрового инженера, согласно выводам которого, детская площадка находится в пределах охранной зоны тепловых сетей. Ответчик доказательств обратного в материалы дела не представил.
Ввиду того, что ПАО "Т Плюс" не вправе производить самовольные мероприятия по освобождению территории охранной зоны тепловых сетей от незаконно размещенных объектов, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Установив, что карусель и песочница находятся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0604002:1, в границах охранной зоны тепловых сетей, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Довод заявителя о том, то во время установки указанных сооружений в публичной кадастровой карте отсутствовали сведения об охранной зоне с определением её границ, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статьи 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В п. 46 вышеуказанного постановления указано, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населённых пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Типовые правила) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В соответствии с п.2 Типовых правил охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Таким образом, охрана тепловых сетей и, следовательно, соблюдение требований к охранным зонам является обязанностью Истца.
В соответствии с п.п. 6.14., 6.15. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 (далее - Типовая инструкция 285), в обязанности Истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов.
Пункт 6.2.26. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила 115) также предписывает Истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения является одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения.
Таким образом, расположение элементов спортивной площадки в охранной зоне тепловых сетей нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения теплоснабжающей организацией возложенных на нее обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях.
Нахождение объектов в охранной зоне тепловых сетей нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, препятствует оперативному доступу сотрудникам теплоснабжающей компании к местам проведения ремонтных работ.
Размещение карусели и песочницы в охранной зоне тепловой сети противоречит подп. 3 п. 1 ст. 3 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ), устанавливающему принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.
Размещение объекта - детской площадки, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Полевая 50, в пределах охранной зоны тепловой сети создает угрозу нарушения нормальной работы тепловых сетей и их повреждения. Само нахождение объекта в охранной зоне тепловых сетей нарушает права ПАО "Т Плюс", поскольку Общество не имеет возможности производить ремонтные работы на тепловых сетях. Создается угрозу возникновения аварийных ситуаций, причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу.
Материалами дела подтверждается, что игровое оборудование детской площадки находится на балансе МБУ Октябрьского внутригородского района городского округа Самара "Переспектива",на основании Распоряжения от 11.05.2017 N 37 о закреплении на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением Октябрьского внутригородского района городского округа Самара "Переспектива", акта приема - передачи N 7 от 11.05.2017. Согласно договора о Порядке использования муниципального имущества закрепленного на праве оперативного управления, Администрация Октябрьского внутригородского района г.о Самара осуществляет контроль за использованием муниципального имущества МБУ "Переспектива".
Нахождение карусели и песочницы в охранной зоне тепловой сети подтверждается актом обследования от 02.10.2023 N 34/23.заключением кадастрового инженера Кащенко В.В. от 03.10.2023, ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины суд апелляционной инстанции также находит необоснованным, поскольку отношения, связанные с оплатой государственной пошлины, были прекращены поступлением в бюджет суммы государственной пошлины, перечисленной истцом при обращении с иском.
Фактически с Администрации в пользу истца взыскана не государственная пошлина, а расходы по государственной пошлине, понесенные истцом при обращении с иском. Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые сослался ответчик, на отношения, связанные с компенсацией расходов, понесенных при рассмотрении дела, не распространяются.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2023 по делу N А55-23322/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23322/2023
Истец: ПАО "Т Плюс" Филиал "Самарский"
Ответчик: Администрация Октябрьского Внутригородского Района Городского Округа Самара
Третье лицо: ГЖИ Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара, МБУ Октябрьского внутригородского р-на "Перспектива", ООО "Ключ"