г. Чита |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А19-5170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Кайдаш Н.И., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года по делу N А19-5170/2021 о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения
в деле по заявлению Федеральной налоговой службы о признании должника общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1163850055929, ИНН 3849057531, адрес: 664035, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурнова, д. 16) несостоятельным (банкротом),
лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, уведомлены,
УСТАНОВИЛ:
ФНС России 24.03.2021 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании должника ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.04.2021 заявление ФНС России о признании ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" банкротом принято к производству, в отношении ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" возбуждено производство по делу о банкротстве.
В связи с частичным погашением задолженности ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство", ФНС России неоднократно были представлены уточнения к заявлению, последние уточнения представлены от 05.09.2022 в размере 3 843 703,72 рублей, в том числе: 3 407 637,58 рублей - налог; 227 235,75 рублей - пени; 208 830,39 рублей - штраф.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года признано обоснованным заявление Федеральной налоговой службы о признании должника ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура банкротства наблюдение сроком до 30 января 2023 года. Временным управляющим ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" утвержден арбитражный управляющий Непомнящих Егор Сергеевич.
Требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" в размере 3 843 703,72 рублей, в том числе: 3 407 637,58 рублей - налог; 227 235,75 рублей - пени; 208 830,39 рублей - штраф, признано обоснованным и включено во вторую очередь реестра требований кредиторов должника в размере 2 889 045,50 рублей, в том числе: 1 313 341,46 рублей налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 1 585 704,04 рублей - налог на доходы физических лиц. Требование Федеральной налоговой службы включено в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" в размере 954 658,22 рублей, в том числе: 518 592,08 рублей налог, 227 235,75 рублей - пени, 208 230,39 рублей - штраф.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу, ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой (с учётом дополнений), ссылаясь на то, что в заявлении сумма задолженности не детализирована, не указано, какие именно виды обязательных платежей предъявлены кредитором, в состав требований кредитора включена, в том числе, задолженность по НДФЛ, которая не подлежит учету в целях определения признаков банкротства, а состав и размер иных обязательных платежей, соответствующих критериям пункта 2 статьи 33 Закона N 127-ФЗ, по мнению заявителя жалобы, судом не установлен и материалами дела не подтвержден, в связи с чем, заявитель полагает отсутствующими основания для признания требования ФНС России обоснованными. Указывает, что судом не исследованы представленные должником в материалы дела доказательства оплаты задолженности (платежные поручения, выписка по банковскому счету), сумма погашенных должником требований судом не определена. Ссылается на то, что согласно актам сверки за 2021-2022 гг., представленным ФНС России, должником уплачено в общей сумме 10 049 487,85 руб., что без учета предъявленных кредитором штрафов (пеней) и иных финансовых санкций, погашает в полной мере первоначальные требования кредитора в полном объеме.
ФНС России в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ходатайствовало об отложении судебного заседания в связи с необходимостью исполнения определения апелляционного суда и проверки доводов апелляционной жалобы о погашении долга по налоговым платежам, сверки осуществленных платежей с установленной задолженностью общества-должника. По итогам проверки представило пояснения, указав на правильность расчета заявленной суммы, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить определение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Определением и.о. председателя третьего судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена судьи Антоновой О.П. на судью Кайдаш Н.И.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области 11.02.2016, обществу присвоен ИНН 3849057531, за основным государственным регистрационным номером 1163850055929, адрес: 664035, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурнова, д. 16. Учредителями (участниками) общества являются ООО "Сбыт Жилищно-коммунальное хозяйство", Губкина Валентина Валерьевна, Обухов Максим Юрьевич.
Основным видом деятельности ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" является: производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (выписка из ЕГРЮЛ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве установлено, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" N 257 от 29.05.2004 уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
ФНС России представлены доказательства опубликования в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" банкротом (сообщение N 06554506 от 25.03.2021).
При этом согласно пункту 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.
Первоначально обращаясь в суд с заявлением о признании ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" банкротом, уполномоченным органом было указано, что у должника имеется задолженность по уплате обязательных платежей в общем размере 10 602 666,65 рублей.
В подтверждение частичного погашения ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" задолженности по уплате обязательных платежей в материалы дела представлены платежные ордеры от 08.07.2021, от 10.11.2021, от 09.11.2021, платежные поручения от 14.07.2021, 15.07.2021, 15.09.2021, 13.07.2021, 01.03.2022, 04.03.2022, 24.02.2022, 28.02.2022, 14.12.2021, 06.05.2022, 12.05.2022, 05.04.2022, 04.04.2022, 11.03.2022, 06.05.2021.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции от ФНС России поступили уточнения от 05.09.2022, из которых следует, что задолженность ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" составляет 3 843 703,72 рублей, в том числе: 3 407 637,58 рублей - налог; 227 235,75 рублей - пени; 208 830,39 рублей - штраф.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В соответствии с п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3-5 статьи 71, пунктам 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Требование ФНС России подтверждено справкой о задолженности по обязательным платежам, требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, решениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов, постановлениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов.
Доказательств погашения задолженности ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" в полном объеме в материалы дела не представлено.
На основании пункта 1 статьи 62 Закона о банкротстве наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве установлено, что определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 указанного Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку требование заявителя ФНС России превышает 300 000 рублей, не исполнено должником в течение трех месяцев с даты, когда должно быть исполнено, на дату судебного заседания должником не удовлетворено, суд первой инстанции признал требования обоснованными и ввел в отношении ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" процедуру банкротства - наблюдение.
Очередность удовлетворения требований определена судом первой инстанции на основании пункту 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ, пункта 41.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37 от 06.06.2014 "О внесении изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами".
Требование в размере 2 889 045,50 рублей, в том числе: 1 313 341,46 рублей налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 1 585 704,04 рублей - налог на доходы физических лиц, включено во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Требование в размере 954 658,22 рублей, в том числе: 518 592,08 рублей налог, 227 235,75 рублей - пени, 208 230,39 рублей - штраф включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом в полном объеме и отклоняются.
Определениями апелляционного суда судебное заседание откладывалось, с учётом доводов апелляционной жалобы об уплате налоговых платежей, ФНС России предлагалось представить собственный расчет по сумме требований налогового органа со ссылками на документы по произведенным оплатам, с правовым и документальным подтверждением отсутствия оснований для учета суммы требований (погашения долга) или необоснованность принятия сумм для определения признаков банкротства; предлагалось представить подробные пояснения с расчетом по каждому доводу жалобы, а также с учетом доводов дополнения к апелляционной жалобе и анализа приложенных к дополнению документов (актов сверок за 2021 и 2022 годы, выписок с расчетного счета за 2021-2022 годы, по каждой спорной сумме).
ФНС России в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по итогам проверки доводов апелляционной жалобы о погашении долга по налоговым платежам, сверки осуществленных платежей с установленной задолженностью общества-должника, анализа всех представленных должником платежных документов, представило пояснения от 28.04.2023, указав на правильность расчета заявленной суммы, на то, что оплата по указанным платежным документам проверена и учтена при уточнении заявленных требований в суде первой инстанции, иных дополнительных платежных документов не имеется. Также указано, что ФНС России повторно проведена работа по сверке сумм платежей, оплаченных обществом через Службу судебных приставов по инкассовым поручениям и установлена обоснованность заявленной, с учетом уточнения суммы задолженности общества по налоговым платежам по состоянию на дату вынесения обжалуемого определения.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела расчетов и документов, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя является обоснованным.
Сумма задолженности по взносам на пенсионное страхование и НДФЛ составляет 2 889 045,50 руб. (вторая очередь), иные налоги, пени, штрафы - 954 658,22 руб. (третья очередь), что соответствует положениям пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве и является достаточным для признания требований заявителя обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства. Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года по делу N А19-5170/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Н.И. Кайдаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5170/2021
Кредитор: ЗАО "Тельминское", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N16 по Иркутской области, ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство", ООО "Иркутская энергосбытовая компания", ООО "Локомотив", ООО ТД "ТЭК-Байкал"
Третье лицо: Ассоциация "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Иркутский районный отдел судебных приставов, Непомнящих Егор Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2024 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5170/2021
08.09.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5553/2022
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3795/2023
11.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5553/2022