г. Пермь |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А60-55412/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Муталлиевой И.О., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу истца, ООО "Природа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2023,
вынесенное судьей Килиной Л.М.,
по делу N А60-55412/2022
по иску ООО "Природа" (ИНН 5612167252, ОГРН 1175658009053, г. Оренбург)
к ООО "Форсаж" (ИНН 6673251746, ОГРН 1116673020551, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по встречному иску ООО "Форсаж"
к ООО "Природа"
о признании договора недействительным,
при участии
от истца: Цветков Д.А., доверенность от 26.01.2023 N 21,
от ответчика: Питателева В.В., доверенность от 25.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - общество "Природа", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - общество "Форсаж", ответчик) о взыскании 1 209 135 руб. 81 коп. задолженности за январь, февраль 2022 года, 17 491 руб. пени по договору от 03.11.2021 N ТКО/22/91 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком предъявлен встречный иск к истцу о признании недействительным договора от 03.11.2021 N ТКО/22/91 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2023 в удовлетворении первоначального иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Истец обжалует решение в части отказа в удовлетворении первоначального иска, просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "Природа" (региональный оператор) и обществом "Форсаж" (потребитель) заключен договор от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (пункт 12 договора).
Настоящий договор заключается на срок по 31.12.2019 включительно (пункт 24 договора).
Настоящий договор считается продленным на каждый последующий год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 25 договора).
Согласно дополнительным соглашениям от 30.05.2019, от 01.01.2020 в 2019-2020 годах учет объема и массы твердых коммунальных отходов производится сторонами расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров; в период с 24.03.2019 по 31.12.2019 цена договора составила 1 504 078 руб. 47 коп.; в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 цена договора составила 1 820 014 руб. 12 коп.
Региональным оператором оформлен проект договора от 03.11.2021 N ТКО/22/91 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор то 03.11.2021), в соответствии с пунктом 4 которого дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2022.
Согласно пункту 12 договора от 03.11.2021 стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.
В приложении к договору от 03.11.2021 региональным оператором произведен расчет объема и массы ТКО исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым стоимость договора на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 составила 7 555 663 руб. 37 коп.
Письмом от 03.11.2021 региональный оператор направил потребителю проект договора от 03.11.2021, указав на то, что срок действия договора от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590 истекает 31.12.2021, а также проинформировав потребителя о заключении договора по обращению с ТКО на 2022 год на иных условиях - с применением способа расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
Письмом от 09.12.2021 N 3784 потребитель отказался от подписания договора от 03.11.2021, сославшись на необоснованность применения региональным оператором иного способа расчета ТКО, а также указав на то, что обществом "Форсаж" согласован в уполномоченном органе порядок утилизации ТКО путем их раздельного накопления.
Письмом от 04.04.2022 N 2077 региональный оператор вновь направил потребителю проект договора от 03.11.2021 с требованием о его подписании.
В ответ потребитель в письме от 21.04.2022 N 1241 отказался от подписания договора от 03.11.2021 в связи с необоснованным изменением региональным оператором способа расчета ТКО, указал на то, что между сторонами продолжает действовать договор от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590.
Не согласившись потребителем, региональный оператор за период с января 2022 года по февраль 2022 года рассчитал стоимость услуг по обращению с ТКО исходя из объема ТКО, предусмотренного приложением к проекту договора от 03.11.2021 - исходя из норматива накопления ТКО.
Региональным оператором оформлены акты оказанных услуг:
- от 31.01.2022 N 15145 на сумму 1 558 314 руб. 96 коп.;
- от 28.02.2022 N 23006 на сумму 1 407 510 руб. 28 коп.
По расчету регионального оператора, задолженность потребителя за январь, февраль 2022 года составила 1 209 135 руб. 81 коп.
Обращаясь с первоначальным иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 408, 421, 422, 426, 445, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в спорный период продолжил свое действие договор от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590 на установленных в нем условиях; договор от 03.11.2021 N ТКО/22/91 сторонами не заключен.
Поскольку ответчиком согласован в уполномоченном органе порядок утилизации ТКО путем их раздельного накопления, расчет стоимости услуг, оказываемых потребителю, должен быть произведен исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, то есть на условиях, предусмотренных договором от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590.
С учетом того, что за спорный период обществом "Форсаж" плата за оказание услуг по обращению с ТКО произведена на условиях договора от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590, основания для взыскания стоимости услуг по обращению с ТКО в размере, превышающим данную оплату, судом первой инстанции не установлено.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против выводов суда первой инстанции, указывает на то, что в спорный период отношения между сторонами регулировались положениями типового договора, в связи с чем расчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
По мнению истца, судом первой инстанции не принято во внимание, что отношения по договору от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590 прекратились по причине истечения срока действия договора, а не ввиду одностороннего отказа регионального оператора от его исполнения. По этой причине региональный оператор полагает необоснованными ссылки суда первой инстанции на положения статей 310, 450.1, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также заявитель жалобы ссылается на то, что ответчиком в спорный период не был организован раздельный учет ТКО и само по себе наличие от уполномоченных органов согласования такого учета не свидетельствует о его фактическом применении потребителем.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом согласно пункту 8 вышеуказанных Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями действующего законодательства при организации потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов коммерческий учет отходов производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Между тем из материалов дела усматривается, что, несмотря на неоднократное уведомление потребителем регионального оператора об осуществлении им раздельного учета ТКО в спорный период, последний осуществляет расчет стоимости услуг по обращению с отходами в соответствии с нормативами накопления ТКО, а не из количества и объема контейнеров. Данное обстоятельство прямо следует из содержания проекта договора от 03.11.2021, подготовленного региональным оператором.
Вопреки ссылкам заявителя жалобы представленными в материалы дела заключением от 08.11.2021 N 08-6959, решением от 19.11.2021 N 01-08/5072, информацией с официального портала города Оренбург, а также фотоматериалами подтверждается принятие ответчиком всех необходимых мер по организации раздельного накопления ТКО; в спорный период контейнерная площадка общества "Форсаж" была оборудована надлежащим образом для раздельного учета ТКО, на площадке расположены контейнеры по соответствующим цветам для раздельного учета ТКО.
Надлежащих доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
Кроме того, из материалов дела следует, что на 2023 год между сторонами подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях договора от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590.
Таким образом, принимая во внимание то, что в спорный период ответчиком был организован раздельный учет ТКО, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у регионального оператора в любом случае отсутствуют основания для начисления обществу "Форсаж" платы по обращению с ТКО за январь-февраль 2022 года с учетом норматива накопления ТКО.
Пунктом 8(12) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что письмо от 09.12.2021 N 3784 с отказом от подписания договора от 03.11.2021 потребитель направил региональному оператору по истечении срока, установленного пунктом 8(12) Правил N 1156.
В то же время нарушение ответчиком срока направления отказа от подписания договора от 03.11.2021 не является обстоятельством, освобождающим регионального оператора от обязанности производить начисление платы по обращению с ТКО в соответствии с Правилами N 505, в том числе при регулировании отношений сторон условиями типового договора, в данном случае - по количеству и объему контейнеров в связи с ведением потребителем раздельного учета ТКО.
Сторонами по делу не оспаривается, что в январе-феврале 2022 года плата за оказание услуг по обращению с ТКО произведена потребителем на условиях договора от 04.02.2019 N ТКО/19/2 590, расчет ТКО по которому произведен исходя из количества и объема контейнеров.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, при этом согласно части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Общее правило распределения бремени доказывания между участниками спора закрепляет главный элемент состязательного начала арбитражного процесса: каждому заинтересованному лицу надлежит доказывать факты, которые обосновывают его юридическую позицию.
В силу принципа состязательности стороны, иные участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить арбитражному суду все существенно значимые для дела юридические факты, указать или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Ссылаясь на то, что в спорный период услуги по вывозу ТКО оказывались на сумму 1 558 314 руб. 96 коп. (январь 2022 года) и на сумму 1 407 510 руб. 28 коп. (февраль 2022 года), истец не представил доказательств, подтверждающих наличие в спорный период на объекте ответчика указанного объема ТКО.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности и неустойки обоснованно отказано судом первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Решение суда первой инстанции от 22.02.2023 в обжалуемой части следует оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2023 по делу N А60-55412/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
И.С. Пепеляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-55412/2022
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: ООО ФОРСАЖ