г. Тула |
|
6 марта 2024 г. |
Дело N А62-11757/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Н.А. Волошиной и Тимашковой Е.Н., в отсутствие муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (Смоленская область, г. Сафоново, ОГРН 1226700020689, ИНН 6726027420), Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (г. Москва, ОГРН 1046758325118, ИНН 6730054024), Сафоновской межрайонной прокуратуры Смоленской области (Смоленская область, г. Сафоново), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2023 по делу N А62-11757/2023 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (далее - МУП "Горводоканал", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2023 N 05-35/025 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Сафоновская межрайонная прокуратура Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, МУП "Горводоканал" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что предприятие не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку земельные участки, на которых зафиксированы превышения концентрации загрязняющих веществ, в пользовании МУП "Горводоканал" не находятся. Полагает, что в материалы дела не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между качеством сточных вод и действиями предприятия; ссылается на то, что загрязнение допущено собственниками частных домов. Указывает, что должностным лицом управления, вынесшим оспариваемое постановление, представителю МУП "Горводоканал" не разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, главами 25 и 30 КоАП РФ, что, по мнению заявителя, является существенным процессуальным нарушением.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения МУП "Горводоканал" требований природоохранного законодательства в связи с поступившей информацией о несанкционированном сбросе предприятием сточных вод.
В ходе выездного обследования специалистами управления установлено, что 12.04.2023 и 13.06.2023 из канализационного колодца, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Набережная, возле дома N 17, периодически (1 раз в 30-40 минут) на прилегающий к дому земельный участок поступают неочищенные сточные воды (мутная сточная вода серого цвета с выраженным неприятным запахом). В месте сброса сточных вод возле колодца образовалась промоина. В колодце установлена труба, которая проложена под землей до колодца на ул. Парковой, ввиду большого объема поступающих сточных вод и несоответствующей этому пропускной способностью системы происходит перелив неочищенных сточных вод на прилегающие к колодцам земельные участки. При этом сточные воды текут в траншее по уклону местности до канализационного колодца по ул. Парковой и далее со стоками из этого колодца единым потоком поступают в реку Вопец.
Специалистами произведен отбор проб почвы на прилегающих к канализационным колодцам земельных участках.
Согласно экспертному заключению от 27.04.2023 N 9 в ходе проведенных испытаний качественного состава почв выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ на земельных участках, прилегающих к канализационным колодцам:
- по ул. Набережная: фосфаты в 1,1 раза, летучие фенолы в 1,7 раза, хлорид калия в 1,8 раза, нефтепродукты в 1,4 раза (на глубине 1-2 см и в 1,8 раза на глубине 5-20 см);
- по ул. Коммунальная: медь в 2,3 раза, фосфаты в 1,4 раза, серная кислота в 5,4 раза, нитраты в 2,3 раза, нефтепродукты в 1,1 раза;
- по ул. Парковая: медь в 1,9 раза, серная кислота в 6 раз, нефтепродукты в 19 раз (на глубине 0-5 см и в 4,4 раза на глубине 5-20 см).
По результатам проверки заместителем Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области вынесено постановление от 14.09.2023 о возбуждении в отношении МУП "Горводоканал" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
На основании указанного постановления, материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление от 02.11.2023 N 05-35/025 о признании МУП "Горводоканал" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и назначении предприятию административного наказания в виде административно штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, МУП "Горводоканал" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в части охраны земель - Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из положений статьи 34 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Частью 5 статьи 13 ЗК РФ определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статьей 19 Закона N 7-ФЗ установлены основы нормирования в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 названной статьи нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности (пункт 2 статьи 19).
Согласно статье 21 Закон N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в котором, в частности, определено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами (часть 1 статьи 21). Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (часть 2 статьи 21).
Факт загрязнения земельных участков по ул. Набережная, ул. Коммунальная и ул. Парковая в г. Сафоново сбросами сточных вод подтверждается материалами дела, в том числе, актом выездного обследования от 12.04.2023, протоколом осмотра от 12.04.2023 (с приложением фототаблицы), результатами лабораторных испытаний (экспертное заключение от 27.04.2023 N 9), постановлением прокурора от 14.09.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Довод апелляционной жалобы о том, что МУП "Горводоканал" не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку земельные участки, на которых зафиксированы превышения концентрации загрязняющих веществ, в пользовании МУП "Горводоканал" не находятся, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Сафоновским районным судом Смоленской области рассмотрено гражданское дело N 33-3224/2023 по иску Сафоновского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области, МУП "Горводоканал" о понуждении к совершению действий.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 10.08.2023, в частности, постановлено обязать МУП "Горводоканал" обеспечить водоотведение, исключающее перелив сточных вод из канализационных колодцев, расположенных возле дома N 17 по ул. Набережной и возле дома N 9 по ул. Коммунальной в г. Сафоново Смоленской области.
Апелляционным определением Смоленского областного суда от 31.10.2023, в частности, на МУП "Горводоканал возложена обязанность до 31.10.2024 разработать и осуществлять противоаварийные мероприятия в отношении вышеуказанных канализационных колодцев, которые согласовать с учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
В рамках дела N 33-3224/2023 судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 20.10.2022 N 1650 создано МУП "Горводоканал" и утвержден его устав.
Согласно уставу МУП "Горводоканал" предприятие считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления его деятельности (пункты 2.1, 2.2); предприятие создано в целях осуществления деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и получения прибыли при оказании основных видов деятельности (пункт 4.1); для достижения целей, установленных в пункте 4.1 устава, предприятие осуществляет определенные виды деятельности, в том числе реконструкцию, эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий ремонт наружных, самотечных и напорных сетей хозяйственно-бытовой и производственной канализации и сооружений на них, осуществление постоянного контроля за качеством и составом сточных вод сбрасываемых в систему канализации населенного пункта, в том числе путем лабораторных анализов (пункт 4.3).
Постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 17.11.2022 N 1865 МУП "Горводоканал" определено гарантирующей организацией, осуществляющей на территории муниципального образолвания Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области деятельность по водоснабжению и водоотведению.
Постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 01.11.2022 N 1750 имущество муниципальной казны муниципального образования Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, в том числе, канализационные сети по ул. Набережная и ул. Коммунальная, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 3.9 Санитарных правил "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", СП 2.1.5.1059-01.2.1.5, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001, для обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в том числе нефте- и продуктопроводах, нефтяных скважинах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия, которые согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что МУП "Горводоканал", в хозяйственном ведении которого находятся канализационные сети, обязано принимать меры по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, связанных с загрязнением почвы и рек. С указанной целью МУП "Горводоканал" должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия, которые согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.
Таким образом, МУП "Горводоканал", к ведению которого отнесены реконструкция, эксплуатация, техническое обслуживание, текущий ремонт наружных, самотечных и напорных сетей хозяйственно-бытовой и производственной канализации и сооружений на них, осуществление постоянного контроля за качеством и составом сточных вод, сбрасываемых в систему канализации населенного пункта, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения предприятием данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
МУП "Горводоканал" указывает, что его действия (бездействие) следует расценивать как совершенные в условиях крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ), между тем, как верно указал суд первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств невозможности обеспечения бесперебойного приема сточных вод без загрязнения земельных участков, прилегающих к канализационным колодцам.
Ссылка предприятия на то, что загрязнение допущено собственниками частных домов, не подтверждена какими-либо доказательствами.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), не выявлено. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, поскольку допущенное правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено предприятию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что представителю МУП "Горводоканал" не разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, главами 25 и 30 КоАП РФ, не принимается апелляционной коллегией, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административного правонарушении от 14.09.2023 указано на разъяснение директору предприятия Куликову Н.А. прав и обязанностей, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации, а также статьями 25.1, 25.4, 28.2, 29.5, 30.1 КоАП РФ (в постановлении имеется подпись Куликова Н.А. (т. 1 л.д. 98)), а в рассмотрении дела об административном правонарушении участвовал также директор предприятия Куликов Н.А.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что прокуратурой и административным органом соблюдены права предприятия, факты воспрепятствования в их реализации не установлены.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований предприятия судом первой инстанции отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2023 по делу N А62-11757/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-11757/2023
Истец: МУП "ГОРВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, УПРАВЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО МОСКОВСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯМ (РОСПРИРОДНАДЗОР)
Третье лицо: САФОНОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ