г. Владивосток |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А24-6320/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс",
апелляционное производство N 05АП-1931/2023
на решение от 22.02.2023
судьи Т.А.Арзамасовой
по делу N А24-6320/2022 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мария" (ИНН 4101104645, ОГРН 1054100082585)
о взыскании 35 990,21 руб., составляющих 35 377,15 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2018 N 940-1 за период с 01.02.2022 по 31.08.2022, 613,06 руб. неустойки за периоды с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022 с последующим взысканием неустойки по день фактической оплаты,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - истец, ГУП "Спецтранс") обратилось в арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мария" (далее - ответчик, ООО "Мария") о взыскании 35 990,21 руб., составляющих 35 377,15 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2018 N 940-1 за период с 01.02.2022 по 31.08.2022, 613,06 руб. неустойки за периоды с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022 с последующим взысканием неустойки по день фактической оплаты.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.02.2023, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. 22.02.2023 на основании части 2 статьи 229 АПК РФ по ходатайству истца арбитражным судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУП "Спецтранс" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 22.02.2023, предприятие просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ГУП "Спецтранс" в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней заявитель указывает на неверно примененный судом первой инстанции тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми расходами (далее -ТБО), утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 01.12.2020 N 238 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП "Спецтранс" для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2021-2025 годы". Полагает, что применению подлежат тарифы, установленные в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2021 N 359 "Об утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП "Спецтранс" для потребителей Камчатского края на 2022 год".
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
30.12.2016 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа "Спецтранс" (правопредшественник истца) заключено соглашение N 273, в соответствии с которым предприятие наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Камчатского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Камчатском крае.
Согласно пункту 1.2 соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам в области обращения с ТКО, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края. В обязанности регионального оператора входит осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (пункт 3.1 соглашения).
В силу пункта 3.5 соглашения региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО по форме и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
01.01.2018 между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор N 940-1, по условиям которого истец обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязался оплатить услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги, тарифа на содержание контейнерных площадок.
В приложении N 1 к договору стороны согласовали объем собираемых отходов - 9,75 куб.м в месяц.
Согласно актам от 31.01.2022 N 658, от 28.02.2022 N 2977, от 31.03.2022 N 5703, от 30.04.2022 N 8464, от 31.05.2022 N 11016, от 30.06.2022 N 13813, от 31.07.2022 N 16834, от 31.08.2022 N 19643 истец оказал ответчику услуги в соответствии с договором на общую сумму 45 793 руб. Акты оказанных услуг в адрес ответчика не направлялись, им не подписывались и оплата услуг за данный период ответчиком не производилась.
15.09.2022 истец обратился к ответчику с претензией от 28.06.2022 N 1789 о погашении задолженности по оплате услуг, на основании которой задолженность частично была погашена, в связи сем сумма долга составила 35 377, 15 руб.
Ссылаясь на оказанные ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и отсутствие их оплаты в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы организации, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по вывозу ТБО, предусмотренные договором услуги истцом ответчику оказаны, и, произведя самостоятельный расчет платы за услуги за период с 01.07.2022 по 31.08.2022, взыскал с ответчика сумму долга и соответствующую неустойку.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статьям 779 и 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ), Правилами 5 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее по тексту - Правила N 505).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Являясь региональным оператором на территории Камчатского края ГУП "Спецтранс" оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Как следует из материалов дела, 01.01.2018 между ГУП "Спецтранс" (региональный оператор) и ООО "Мария" (потребитель) заключен договор N 940-1, по условиям которого истец обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязался оплатить услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги, тарифа на содержание контейнерных площадок.
Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края принято постановление от 01.12.2020 N 238 "Об утверждении Единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП "Спецтранс" для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2021 - 2025 годы".
Согласно указанному N 238 в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 размер платы за услуги регионального оператора составил 537,51 руб. за 1 куб.м ТКО, с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 565,3 руб. за 1 куб.м. Суд первой инстанции, применив указанный тариф за июль-август 2022 года, счел правильным расчет платы за весь спорный период с января по август 2022 года в общем размере 32 051,81 руб. с учетом частичного погашения задолженности.
С указанным выводом суда первой инстанции не может согласиться апелляционный суд в силу следующего.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2021 N 359 "Об утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП "Спецтранс"для потребителей Камчатского края на 2022 год" принят следующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП "Спецтранс" для потребителей Камчатского края на 2022 год:
- с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 537,51 руб. за 1 куб.м ТКО,
- с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 735,83 руб. за 1 куб.м.
Во исполнение договора истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и выставлены акты оказанных услуг на основании указанных тарифов, что подтверждается актами от 31.01.2022 N 658, от 28.02.2022 N 2977, от 31.03.2022 N 5703, от 30.04.2022 N 8464, от 31.05.2022 N 11016, от 30.06.2022 N 13813, от 31.07.2022 N 16834, от 31.08.2022 N 19643.
Поскольку факт оказания услуг за спорный период ответчиком не опровергнут, у ответчика возникла обязанность оплатить оказанные истцом услуги в заявленном региональном оператором размере, на основании тарифов, утвержденных Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2021 N 359, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости применения в спорный период тарифов, утвержденных постановлением от 01.12.2020 N 238, апелляционный суд находит ошибочным.
Проверив расчет регионального оператора суммы задолженности ООО "Мария"за оказанные услуги, апелляционный суд находит его арифметически верным, соответствующим нормам законодательства, регулирующего данные правоотношения, каждый элемент расчета подтвержден имеющимися в деле доказательствами, и составляет 35 377,15 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец предъявил требование о взыскании неустойки.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами предусмотренным законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В пункте 7.7 договора предусмотрена уплата неустойки за нарушение срока оплаты услуг в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной суммы за каждый день просрочки оплаты.
В связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом начислена неустойка в общей сумме 612,30 руб. за период времени с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022 на суммы долга, с применением 1/130 действующей ключевой ставки.
Расчет пени апелляционным судом проверен, ответчиком по существу не оспорен и не опровергнут, контррасчет не представлен.
Поскольку материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, суд признает правомерным требование истца о взыскании неустойки.
В пункте 65 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" Верховный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограничена.
Следовательно, требование истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства правомерно.
Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме в установленный договором срок, а также доказательств исключающих его вину в нарушении сроков оплаты, учитывая, что на момент вынесения решения денежное обязательство ответчиком не исполнено, требования истца о взыскании с ответчика 612,30 руб. пени за просрочку оплаты за период с 11.03.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022, а также пени в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки с 02.11.2022 по день фактической оплаты долга обоснованно удовлетворены.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, апелляционная жалоба ГУП "Спецтранс" подлежит удовлетворению, пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.02.2023 по делу N А24-6320/2022 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мария" в пользу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" 35 377 (тридцать пять тысяч триста семьдесят семь) рубль 15 копейку задолженности, 612 (шестьсот двенадцать) рубля 30 копейки неустойки и 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины в суде первой инстанции и 3000 (три тысячи) рублей за апелляционную жалобу.
Производить взыскание неустойки с общества с ограниченной ответственностью "Мария" в пользу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" из расчета 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день 35 377 рубль 15 копейку с 02.11.2022 и до момента погашения задолженности.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6320/2022
Истец: ГУП Камчатского края "Спецтранс"
Ответчик: ООО "Мария"